Америка: первые впечатления
pavelrudnev — 05.04.2010
Америка сражает наповал. Все благостные ожидания подтверждаются в
многократном размере, а все многочисленные стереотипы, которые
роятся в нашем обществе в отношении США, без следа развеиваются.
Поверьте, это невероятная, фантастическая страна. Страна будущего,
место силы. Вижу и фешенебельные кварталы, и негритянские гетто, и
первоклассные гостиницы, и грязный метрополитен: все равно
ощущение, что счастье - национальный приоритет. Фантастическое
чувство счастья разлито в манере общения, в температуре улицы, еще
более - чувство свободы и самоуважения, еще больше - чувство
variety, пестрого разнообразия. Счастье стало национальным фетишем,
ведь за счастьем ехали сюда беженцы, ехали в землю обетованную.
Свобода стала фетишем, потому что бежали в основном от диктатур, и
в основе американской государственности лежали правильно
воспринятые идеи эпохи Французской революции - во Франции они
привели к термидору, в Америке они привели спустя много десятилетий
к созданию общества нового типа. Смотря на Линкольма и Франклина,
на Джефферсона и Вашингтона, ты думаешь о том, что случилось
бы с нашей страной, если бы царизм не задавил декабрьское
восстание, а пошел бы на сближение с этим идеалистически
настроенным дворянством, сузил бы самодержавие. Тогда, в 1820-х
решалась судьба России: и самодержавие предпочло усилить власть,
сопротивляться новой философии человечества. Основатели США и наши
декабристы - один темперамент, одно возбуждение, один символ веры.
Сидишь в Вашингтоне на Нейшнл молле на лавочке и смотришь в
лица гулящих, бегающих американцев и ты видишь самое главное: их
фантастическую свободу, от которой в России совершенно отучился.
Видишь этот невероятный вавилон: типичные американцы, евреи,
голландцы, скандинавы, англичане, латинос, китайцы, африканцы всех
сортов, индейцы, креолы, белокожие африканцы, мулаты. Будущее
вселенной - в этой модели свободы. В денационализации. Никакая
нация не должна доминировать в обществе - это идея еще Эразма
Роттердамского. Национальные общества приводят к катастрофе,
тирании и изоляции. Ну и федерализм разумеется, децентрализация.
Будущее вселенной - в смешении кровей и культур. В Америке это
чувствуешь прямо-таки кожей.На встречах нам говорили поразительные вещи. Например, лоббист в сфере культуры в Конгрессе США говорил о том, что когда депутаты произносят слово culture, они всегда опасаются, потому что тут же вопрос пойдет о цензуре и национализме. В мультикультурном обществе слово "культура" означает запрет и несвободу. Американцы не говорят о culture, они говорят об arts, об искусствах, о поддержке искусств. В Америке нет проблемы сохранения культуры, потому что культура - это то, что живо, а не то, что нужно всеми силами сохранять (наше министерство на две трети занято вопросами сохранения культуры). Исторические здания принадлежат муниципалитетам, а вопрос сохранения культуры есть вопрос опять же доминирования какой-либо "культуры" в мультикультурном обществе; именно поэтому министерства культуры в правительстве США нет. Культура, область искусств должна контролироваться и поддерживаться обществом, и совершенно не зависеть от государственной регламентации, иначе искусства станут зависимы от идеологии. В вопросе зависимости искусств от идеологии или от денег, американцы выбирают наименьшее из зол - от денег. Получается индустрия культуры - и здесь в самом деле искусство - продукт, очень финансово просчитываемый. Искусства живут за счет частных лиц, общественных фондов и спецагенств по распределению средств. Лица и организации, жертвующие на культуру, освобождаются от части налогов - жертвовать на искусства крайне престижно. Господдержка искусства (федеральная, муниципальная, от штата) - в районе 10 % бюджета, около 40 % - поддержка от спонсоров, около 50 % - приход из кассы. Трудно понять, что лучше: отсутствие в стране чиновников в области культуры или же государственное финансирование, искусство как индустрия или же родовые травмы нашей гос.культуры, свободный рынок исполнителей или система репертуарных театров. С ходу не ответишь.
У нашей группы очень насыщенная жизнь. 3-4 встречи в день, в основном это театры, концертные организации и культурные фонды. Встречи в виде дискуссий, бывает крайне интересно обменяться опытом, вглянуть на новые формы менеджмента и фактической организации театра. Самые интересные встречи - концертная площадка "Вулфтрэп" под Вашингтоном (около 300 акций в год на свежем воздухе - летом на площадке и лужайке, зимой в бывших амбарах), "Арена Стейдж" в Арлингтоне под руководством Молли Смит (редкий театр в США, который имеет резиденции для драматургов, делает фестиваль Эдварда Олби и будет премьера продолжения "Зоопарка", которую старик Олби только что написал) и многозальный комплекс "Кеннеди-центр", где мы увидели чудеснейшую постановку Вашингтонской оперы "Порги и Бесс" - великолепный театр!
Сейчас живем в Чикаго. До этого в Вашингтоне. Вашингтон весь в цветущих магнолиях и сакурах - это невероятно красиво! Белки, которые скачут по Вашингтону, как у нас кошки. Столица Америки прекрасна, архитектура и построение города, географические линии Нейшнл молл, Белый дом - Капитолий, мемориал Джефферсону и Линкольну, Рузвельту и Вашинггону, памятники корейской войне и вьетнамской, система номерных и буквенных улиц, бесплатные музеи Смитсонов, где жемчужины - музей Африки и Востока (поразительная коллекция искусства Ирана и Японии!), уютные домики и особняки элитных районов Маунт Плезант и Джорджтаун. Всё это стало моим любимым, моим драгоценным. Вашингтон я полюбил бесконечно - как город цветения всех цветов. Но более всего меня потрясли два масонских храма Шотландского ритуала - величественные и страшные. Признаться, для меня было откровением, что масонство до сих пор вообще существует, а тут - два колоссальных сооружения с мозаиками и статуями.
По Чикаго пока гулял мало, но совершенно невероятное впечатление оставляют небоскребы - сверху и снизу, метрокольцо вторым этажом на улицах в районе Loop, озеро Мичиган и мозаики Шагала прямо на площади. Сегодня выходной, и целый день я провел на юге Чикаго в трехэтажном музее науки и промышленности. Невероятный опыт!!! Все можно трогать руками, везде опыты, эксперименты, тесты. Зал истории, где восстановлена старинная американская улица. Шахта, в которую можно спускаться и там ездить на вагонетках, смотреть на оборудование. Свиноферма и открытый инкубатор, где прямо при тебе вылупляется цыпленок. Имитация торнадо и грозы, циклона и цунами. Различная промышленная техника и зал, где сражаются роботы. Я провел в этом музее ровно шесть часов, пройдясь по всем трем этажам.
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
18 октября 1947 года СССР впервые запустил тяжёлую баллистическую ракету —
Беатрис и Евгения Йоркские в Нью -Йорке (и пара новостей)
Зелёный октябрь в Краснодаре
Лондон на три дня. Часть 1. Приезд
81 год Робби ван Леувену
Смотровая площадка, Эльбрус
Корейский клён

