Амба...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Амба... Амба...](/images/main/amba-c2bb6b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/zona_riska/36356846/1522419/1522419_800.jpg)
На этом фото, по замыслу изображающем павлина с хвостом — стланик, такой карликовый местный кедр. Высоких деревьев, ассоциирующихся с глухой тайгой, там не росло — вечная мерзлота не дает возможности.
Поперву, копая рисберму, ребята натолкнулись на дощатый полусгнивший пол на глубине полутора метров. Местные нас оборжали — это, оказывается, вовсе не пол, а вечная мерзлота. Вот так ставятся практически все «маловажные» столбы на БАМе:
![ÐÑганик-87 ÐÑганик-87](/images/main/amba-b79f6b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/zona_riska/36356846/1522471/1522471_1000.jpg)
Иначе приходится взрывать мерзлоту, и установка столба становится сильно дороже. Поэтому и поселки типа Олекмы все пересечены надземными дощатыми тротуарами (как в древнем Великом Новгороде) и закутанными трубами, протянутыми над землей — канав там не копают.
Мы с самого начала были предупреждены, что с овощами в тех краях
плохо, и, во избежание цинги авитаминоза тащили с собой по
килограмму или два чеснока и лука. Проезжающие мимо водители с
удовольствием останавливались у нас поесть и обменяться новостями,
заодно витаминизироваться, чеснок они тоже уважали.
Например, новость про то, что на трассе сбили медвежонка, а медведица вышла на тропу войны, принесли нам как раз местные водители. Медведица эта разорила стоянку охотников на реке — разорвала палатки, все разворотила, а консервы аж втоптала в землю, хорошо, на стоянке никого не было....Нам надавали кучу советов, что, мол, нужно держать в палатках железную посуду и шуметь, пугать. И что нужно бы держать топоры в палатке. Позже, в краеведческом музее Читы, видели установленное на лестнице чучело «самки бурого медведя средней величины», так совершенно ясно — ни в каким топором до нее не допрыгнуть....Разве что пугать.
А народ там...Народ замечательный!
Нас наш водитель Михайло Полун пригласил в гости. Эдакий вагончик в Олекме. Чистота — вообще ни пылинки. Трогательные кружевные салфеточки и кружевные накидки на подушки! Холостяцкое жилище прямо поразило своим совешенством и чистотой. Тогда было немного смешно...А потом — нет. В весьма несовершенных условиях весьма несовершенные мужики создают весьма домашние условия. И это так трогательно и так прекрасно. И вообще, люди показались более открытыми, щедрыми, всегда готовыми помочь, без каких-то сложных тараканов в головах. Есть что-то неуловимое, сочетающееся с известной поговоркой «за Уралом советской власти нет».
На трассе, если идешь першком или стоишь, каждый первый остановится и спросит, не нужно ли помочь. Как-то раз с подругой рванули километров за 10 за ягодами - присмотрели место, где росла в изобилии местная дикая смородина — чуть ли не какой-то гибрид с виноградом. Крупная, ароматная — потрясающая! Туда добрались с попутной машиной, а обратно пошли пешком — был выходной, попутки не ловились. Ну и уже взгрустнули, честно говоря, на последних километрах, устали. Так подвез мотоциклист — так и увез всех троих, да еще с ведрами ягоды. Хотя трасса — укатанный грейдером очень крупный гравий, и я думала, из меня всю душу вытрясет этот мотоцикл, но он нас прямо спас.
А Амба...Амба была...Местная разновидность П...ца. Разразилась гроза, и это была всем грозам гроза. Такая же немеряная, как и местные просторы.
Утром мы обнаружили, что на Проспекте Мартышки сосна недосчиталась четверти ствола. Щепки летели по всему лагерю. Около сорока метров телефонного провода просто исчезли. У нас был телефон такой с ручкой, которую нужно было крутить...ну так вот он накрылся. В пологе одной палатки была обугленная дыра. Ходили слухи, что убило телефониста на линии, но, надеюсь, только слухи.
Вообще, грозы и тучи были тоже своеобразные — чистое небо, а по нему со страшной скоростью летит эдакий «цепеллин» — туча. И под ней — дэжь хлыщет. У меня солнце, а бригада в 100 метрах от меня — вся мокрая....
Мы переписывались тогда еще «настоящими» письмами с моей подругой, которая уехала в халявный строяк куда-то под Сочи, собирать фундук!!! Я ей рассказывала про мишек и про амбу, а она мне — про диких свиней, которых приходилось гонять по лагерю, ибо они приходии каждую ночь рыться в мусорках и превращали территорию в мусорный полигон.
На что еще хватало сил? На игрища:
![ÐгÑаник-87 ÐгÑаник-87](/images/main/amba-7d08b4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/zona_riska/36356846/1523409/1523409_800.jpg)
И даже с соседними отрядами, помнится...
На песни, конечно, временами тоже сил хватало, хотя и значительно меньше посиделок было, чем в Подмосковье. Одна из самых «настроенческих»:
Уезжать оттуда было тоскливо, если честно. Когда позже я вляпалась в блудняки со всякими Штабами, комсомольскими взносами, Советами народных депутатов и прочим и прочим, даже была шальная идея — свалить подальше, за Урал...Но кому там нафиг нужен инженер-биотехнолог, привыкший к теплу и большому городу? Да и вокруг уже и так все скрипело и разваливалось на глазах, и в дебри за Урал я не вернулась.
Обнимались на перроне Олекмы, помнится. Суматошно грузились в течение минутной стоянки в поезд до Тынды. Теряли и находили в груде вещей рюкзаки с бешеными заработанными деньгами, теряли в толпе пассажиров жен и мужей, потом тоже находили...Короче, были все возбуждены и потеряны. В Тынде нашли кафе «Москва», в котором урвали огромный сделанный на заказ и не выкупленный кем-то торт «Птичье молоко», торжественно несли его на вытянутых руках на вокзал и угощались полузабытым в поезде Тында-Чита. Метались по Чите, жадно вбирая последние впечатления. Летели до Москвы.
И...амба! Все хорошее всегда заканчивается. А потом начинается вновь.
Это был один из постов проекта #10стройотрядов, части челленджа #10постовпроекта марафона #такаязима.
Хотите прочитать с начала?
Выбирайте и читайте:
Вспомнить все - о проекте
Как все начиналось для меня - лето 1985 в Москве на стройке
Лето 1985 в Москве на фестивале
А что у нас в ЗаМкадье? Практическое
Серьезные стройотряды: в Сибирь!