Альтернатива СТЗ-5 на танковом шасси
yuripasholok — 26.01.2021 Одним из наиболее массовых артиллерийских тягачей Красной Армии был быстроходный трактор СТЗ-5. Оно и немудрено: создавался он как тягач дивизионной артиллерии, одного из наиболее массового класса орудий. По меркам середины 30-х годов тягач выглядел очень даже неплохо. Если судить по чисто гусеничным тягачам, то равных СТЗ-5 было очень мало. Не стоит удивляться, что после знакомства с данным тягачом немцы охотно брали их себе на вооружение, а потом и вовсе построили собственный аналог - RSO (Raupenschlepper Ost). Причем немцев не особо испугала невысокая скорость машины, главное, что она ехала по любой грязи. А потом случилась довольно забавная ситуация, когда Raupenschlepper Ost /01 послужил базой для создания советского трелевочного трактора КТ-12. То есть СТЗ-5 бумерангом вернулся в Советский Союз, но уже в немецком исполнении.Между тем, советские военные считали СТЗ-5 далеко не идеальным. Отчасти это было связано с тем, что СТЗ-НАТИ 2ТВ (еще одно обозначение СТЗ-5) создавался как трактор двойного назначения, то есть и для военного, и для гражданского использования. На что военные с ехидством замечали, что СТЗ-5 одинаково плохо подходил и для того, и для другого. Как тягач дивизионной артиллерии он был слишком коротким, скорость недостаточно высокая, а бескапотная компоновка усложняла обслуживание мотора. По этой причине еще в конце 30-х годов возникали идеи модернизации СТЗ-5. А когда СТЗ-5 принимали на вооружение (случилось это 19 декабря 1939 года, спустя 2 года после запуска машины в серию), говорилось о переносе выпуска СТЗ-5 в Харьков, на ХТЗ. Битва с трактором продолжалась и в 1940, и в 1941 годах, прорабатывались варианты большой модернизации тягача, которые так и остались проектами.
Между тем, прорабатывались альтернативные варианты. Один из них образовался в 1940 году. В марте 1940 года на испытания вышел тягач ГАЗ-20, он же "Комсомолец-2". Данная разработка, ведущим инженером которой был Н.И. Дьячков, представляла собой шасси "Комсомольца", из которого создали миниатюрный, но выглядевший вполне солидно небронированный тягач. Силовую установку перенесли в носовую часть, при этом появился полноценный капот и кабина, которые взяли, с некоторыми изменениями, от ГАЗ АА. Сзади появился полноценный грузовой кузов. Одним словом, вполне себе полноценный тягач, но маленький. Собственно говоря, миниатюрность и была главной проблемой "Комсомольца-2". Мотор остался тот же, а сам по себе "Комсомолец" использовался для перевозки 45-мм противотанковой пушки с передком. Ничего крупнее машина тащить не могла, между тем, летом 1940 года появилось понимание о необходимости создания более мощной противотанковой системы, нежели 45-ка. Она была явно тяжелее, так что "Комсомолец" становился уже не особо-то перспективной базой. Одним словом, "Комсомолец-2" был разработкой интересной, но не имевшей перспектив. Тем не менее, конструкторская группа ГАЗ показала, что может создавать и артиллерийские тягачи.
12 июля 1940 года было подписано Постановление Комитета Обороны при СНК Союза ССР №308сс, согласно которому ГАЗ им. Молотова изготовлял два образца артиллерийских тягачей. Данная разработка являлась совместным проектом с заводом №37, базой служил разведывательный танк-амфибия Т-40. Согласно требованиям, боевая масса не должна была превышать 5 тонн, грузоподъемность составляла 1,5 тонны, либо до 10 человек в грузовой платформе, усилия на крюке до 2,2 тонн. Максимальная скорость составляла 45-50 км/ч, а средняя скорость 30-35 км/ч. Два опытных образца ожидалось получить к осени 1940 года. Столь сжатые сроки означали, что работа над машиной, к моменту подписания постановления, уже началась. Со стороны ГАЗ им. Молотова работы над машиной вел коллектив под руководством М.И. Казакова. До того Михаил Иванович работал над внедрением на ГАЗ "Комсомольцев", так что определенный опыт имелся.
В отличие от предшествующего ГАЗ-20 на базе "Комсомольца", новая машина, получившая обозначение ГАЗ-22, относилась к совершенно иному классу тягачей. Создавалась данная машина как альтернативное решение проблемы с тягачами дивизионной артиллерии. Работы по СТЗ-2ТД откровенной затягивались, при этом требования, возлагаемые на ГАЗ-22, здорово напоминали задание на модернизированный сталинградский тягач. Разница была только в меньшем усилии на крюке, поскольку автомобильный мотор - это слегка не тракторный дизель. Работы по машине затянулись, поэтому сдали опытные образцы в ноябре 1940 года, а заводские испытания проводились в декабре. А полигонные испытания начались 80 лет назад - 26 января 1941 года. Об этой машине и пойдет речь в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiaglovaia-alternativa-ot-gaz-600ad08a41733326eb269752
Другие статьи по советским гусеничным и полугусеничным тягачам, а также машинам на их базе:
Отношение в войсках к полугусеничному грузовому автомобилю ЗИС-33
Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5
Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"
Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2
|
</> |