Алкоголь и алкоголики в советских фильмах

топ 100 блогов germanych02.01.2018


Алкоголь и алкоголики в советских фильмах



Кадр из фильма «Приходи на меня посмотреть»


Накануне – смеха ради – я сбацал небольшой новогодний ролик из фрагментов советских фильмов. Ролик был посвящён зыбкому пути, на который может ступить любой празднующий, начав в уютной и культурной обстановке чокаться бокалами с шампанским, а закончив алкоголическим безумием, ужасной головной болью на следующий день после пробуждения и тяжкими воспоминаниями про учинённые накануне беспорядки. Все проходили этот путь. Кто раньше, кто позже, но настигало всех. (Я конечно мужчин имею в виду, женщины вряд ли смогут вспомнить про себя, что однажды выкидывали из окна арфу или отчебучили что-нибудь в этом роже). Но время идёт. Безумствовать уже не хочется. А хочется делать видеролики, Творчества хочется, короче, а не безумия. Ну вот я и сделал. От всей, так сказать, души. И там же, в посте с роликом, предложил проверить своё знание советского синематографа, перечислив все, использованные в ролике фильмы. Сейчас перечислю их.



Как и следовало ожидать, никто не смог назвать все фильмы. Хотя некоторые приблизились к титулу Знатока советского кино очень близко. Но, не совсем, не совсем. Таким образом, главным мегаэкспертом по советскому кино – как, впрочем, и вообще по советской действительности – остаётся ваш покорный слуга. То бишь – я. Не появился ещё на просторах ЖЖ человек, способный поспорить со мной в плане знания советского кино. Хотя, безусловно, знание советского кино вовсе не является обязательной принадлежностью современного образованного человека. Скорее, это так, хобби. Потому что средний человек вряд ли может вынести просмотр – от начала до конца – какого-нибудь фильма типа «Нюркина жизнь». А я вынес. Потому как надо. Чтобы быть мегаэскспертом, даже такие фильмы надо смотреть.

Или, например, доводилось ли вам смотреть фильм «Заблудшие (белый корабль)»? Фильм был снят на киностудии «Таллинфильм» в 1970 году. Про этот фильм даже в пресловутой ВиКипедии статьи нет. А очень зря. Ибо если в художественном плане фильм – типичное прибалтийское говно, зато сюжет – мама не горюй. Сюжет для советского кино архизахватывающий. Молодые эстонские неонацисты – да, в советской Прибалтике! – убивают своего приятеля, который, как они считают, предал их. После этого в страшный шторм совершают побег на яхте в Хельсинки (или куда-то типа того). Там они находят тёплый приём у местных эстонских эмигрантов – бывших эсесовцев, который с теплотой регулярно вспоминают свою службу в СС. Ну и про тамошнюю их житуху далее развивается сюжет этого чудесного фильма. Что, не слышали про такой фильм? Вот то-то. И не услышали бы, если бы не такой мега-эксперт по советскому кино, как я.

Ну ладно. Воздав самому себе все причитающиеся почести, перехожу к перечислению фильмов, которые были мною задействованы в производстве ролика «С Новым годом!».

«Приходи на меня посмотреть» (2000 год). Это единственный фильм из подборки, который снят уже после эпохи советского кино, хотя по настроению – типично советский фильм.

«Семь нянек» (1962). Почему-то никто не вспомнил этот фильм. Что странно – это довольно милая комедия ещё молодого режиссёра Ролана Быкова. Собственно – это его первый самостоятельный фильм. Но уже в нём виден большой режиссёрский талант Быкова.

«Эта весёлая планета» (1973). Удивительно, но этот фильм тоже никто не вспомнил. А ведь когда-то – до появления набивших оскомину приключений Жени Лукашина, именно «Эта весёлая планета» была главным новогодним фильмом. Фильм снят на волне космического энтузиазма и шуток про НЛО. Одну из главных ролей сыграл Савелий Крамаров, который придаёт этому фильму неповторимый колорит.

«Семь невест ефрейтора Збруева» (1970). В фильме снялся Семён Морозов, который снялся и в упомянутом мною выше фильме «Семь нянек». В СССР такие фильмы, как «Семь невест ефрейтора Збруева», среди зрителей не сильно котировались. Потому что в целом показывали обычную советскую тягомотину. Только в комедийном ключе. Но в наше время из любви к искусству посмотреть можно. И вообще, мне нравится актёр Семён Морозов. Кстати, в этом же фильме снялся в эпизоде и Леонид Куравлёв. В роли священника, ищущего для себя попадью.

«Ты – мне, я – тебе» (1976). В художественном плане фильм весьма средненький. Но зато он впервые показал мощную систему советского блата, который начинался где-то в самой толще народной жизни (в среде рыбных браконьеров), а поднимался куда-то совсем высоко, в сонм важных лысых дядечек в роговых очках, которые были явно не простыми рабочими или инженерами. В этом же фильме показан директор крупного химического комбината, который занимается махинациями с фиктивными очистными сооружениями. При этом это ещё и комедия, в которой в главной роли снялся Леонид Куравлёв и в 1976 году этот фильм был одним из лидеров проката. Ещё этот фильм любопытен тем, что герой фильма – банщик, создавший систему блата – не только не понёс в конце никакого наказания, а, напротив, даже показан с явной симпатией. Собственно, середина 70-х – это уже полный переход сервиса и бытового обслуживания советских людей на рельсы теневой экономики.

«Белое солнце пустыни» (1970). Ну тут говорить особо не о чем. Великий фильм. Единственная к нему у меня личная претензия – фраза «я мзду не беру, мне за державу обидно». Фраза в общем-то хорошая и даже красивая. Но фальшивая. И, кстати, именно в этой фразе очень кратко, но очень ёмко передан главный концепт русского патриотизма – не государство для народа, а народ для государства. Типа, ебись оно всё конём, не жили хорошо и не надо, главное чтобы государство было сильным и богатым. Или вот как в этом фильме. Замечательно сыгранный Павлом Луспекаевым таможенник Верещагин болеет за государство (оторвавшись ненадолго от длительной попойки). И ему обидно, что бандит Абдулла уходит, не заплатив таможенных сборов государству. А о том, что это «государство рабочих и крестьян» стало самой страшной страницей в истории жизни народа – Верещагину плевать. Впрочем, его прощает то, что оторванный от «большой земли» он мог и не знать деталей происходящего (хотя хоть что-то, да должен был знать).

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973). И снова великолепная комедия, с Леонидом Куравлёвым и Юрием Яковлевым в главных ролях. И снова имеется отсылка к «за державу обидно». Помните, когда «И.О. Царя» Бунша готов отдать Кемску волость приезжему послу. А Милославский ему ьросает в лицо: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь? Так никаких волостей не напасёшься». Снова – красиво и вроде как правильно сказано. Однако кто говорит-то? Вор Жорж Милославский. Отчего пафос правильной фразы сильно снижается. И вообще возникает аллюзия на рассуждения про то, что когда кто-то очень часто начинает произносить патриотические сентенции, то не худо бы проверить его закрома – не много ли он на счёт государства наворовал. И как ту не вспомнить другой советский фильм (в моём ролике он не используется) – «Позови меня в даль светлую» (1977 год) по киноповести Василия Шукшина. Один из героев фильма (в исполнении Михаила Ульянова), помогая своему внуку готовить домашнее задание по литературе вдруг задумывается о знаменитом отрывке из «Мёртвых душ» про Тройку Русь. Ну помните? «…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади … Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. …». И вот герой Ульянова на этом моменте впадает в ступор, ибо вся цитата связана с Чичиковым, который уезжает в конце романа на тройке. И герой самому себе говорит: «Тройка – Русь. А в тройке кто сидит? Проходимец и вор Чичиков!» В общем, есть о чём призадуматься. Но идём далее.

«Бриллиантовая рука» (1968). Блестящая весёлая комедия. Кто-то привичыно брюзжит: «Да надоел уже этот Совок? Сколько это можно смотреть?» А сколько можно смотреть комедии с Луи де Фюнесом или «Босиком по парку» с Джейн Фонда? Да сколько угодно! Отличные комедии – это фильмы на все времена. С условием, конечно, если их не раз в неделю смотрят. А вообще, я правда поражаюсь отдельным странным людям, которые готовы ненавидеть даже отличные фильмы только за то, что они сняты в СССР. Это – клиника.

«Кавказская пленница» (1966). Тоже очень хорошая комедия. Как, впрочем, все фильмы Гайдая 60-х – 70-х годов. Вот уже с начала 80-х у Гайдая начались проблемы. «Спортлото-82» – весьма средний фильм, хотя тройку ему поставить можно. А вот «Опасно для жизни!» – это просто какое-то запредельное говно. Два других последующих фильма даже называть не буду, настолько они убоги.

«Афоня» (1975). Этот фильм – квинтэссенция советских фильмов о пьянстве. Но я использовал лишь один мелкий момент. Это очень трагический момент. Женщина – у Афонии оказывается была женщина – смотрит на этого ублюдка и понимает, что она выкинула два года свой жизни на дегенерата, но если не хочет выкинуть и всю оставшуюся жизнь, то надо скорее валить. И валит куда глаза глядят прямо в ночь. Лишь бы только не оставаться с этим существом ещё на одну ночь.

«Праздник Нептуна» (1986). Этот фильм вышел, когда я только-только вернулся из армии. Это была уже «Perestroyka & Glasnost». Я хорошо помню, как с другом первый раз посмотрел этот фильм. Весь зал – и мы, конечно, вместе со всеми – как начал ржать с первых же минут фильма, так и до самого конца не переставал умирать со смеху. Мы буквально под стулья от смеха падали. Я это могу сравнить только с первым просмотром фильма «Оскар» (с Луи де Фюнесом). «Праздник Нептуна» – великая комедия. Правда я не могу сказать, что она вошла бы в пантеон мирового кинематографа. Ибо чтобы смеяться над этими убойными шутками – надо было жить в Совдепе. А житель США или Франции, наверняка, только плечами пожмёт – ну и что тут смешного? Впрочем, и сегодня иногда я пересматриваю этот фильм. Конечно такого смеха он уже не вызывает, как раньше, но всё равно смотрится хорошо.

«Родня» (1981). Этот фильм Никиты Михалкова у меня вызывает двойственный чувства. Мне он, скорее, не нравится. Хотя при этом, если вдруг случайно его показывают, что-то заставляет его досмотреть до конца. Конечно это никакая не комедия, а самая настоящая трагедия. Но как-то чересчур гротескно поданная. Хотя в этом фильме, конечно, целая энциклопедия советской жизни начала 80-х.

«Мы из джаза» (1983). Вот ещё одна отличная, но чисто советская комедия. Явно тех, кто в Совдепе не был, она сильно не зацепит. А концовка-то и вовсе не выдерживает никакой критики. Когда-то – в те стародавние времена, когда фильмы ещё смотрели при помощи видеомагнитофона и кассет – я этот фильм минимум пару раз в год смотрел. А сейчас уже давно не видел. Но фильм хороший. Во всяком случае нам – молодым ребятам 1983 года, игравшим в рок-группе, было очень интересно следить за перипетиями мытарств наших сверстников 20-х годов, которые в Совдепе пытались создать свой джаз-бенд и как у них это не получалось в тех условиях. Прошло более полувека (отмечал я тогда про себя), а ничего в Совдепе не поменялось. Только вместо джаза мы хотели играть рок.

Ну и в финале – «Сто грамм для храбрости». Фильм 1976 года. Фильм состоит из трёх новелл, каждая из которых посвящена пьянству. В середине 70-х пьянство в СССР достигло уже таких колоссальных размеров, что даже специальный антиалкогольный фильм сняли. Фильм очень неприятный (моете заценить его по сцене неудавшейся защиты диссертации в моём ролике или по сцене в вытрезвителе). Но это была обычная советская реальность. Среди рабочих пьянство было тотальным. Но и инженерный состав не избегал оного.

Вообще, делая свой ролик, я задумался вот над чем. В очень многих советских фильмах присутствуют сцены пьянства. Не просто там выпили бокал шампанского и всё. Нет, во многих фильмах пьянство тотальное, непробудное и крайне неприятное. Я не стал использовать кадры из таких фильмов, как «Влюблён по собственному желанию», или «По семейным обстоятельствам», в которых показывают окончательно опустившихся пьяниц (правда в конце фильма они перевоспитываются), но и того, что включил в свой ролик – более чем достаточно. При этом в советских фильмов показывают не каких-то отбросов общества (как если бы в США показали жизнь бомжей). Нет, в советских фильмах пьянству предаются обычные советские люди, которые в целом считаются нормальными – они ходят на работу, некоторые имеют жён, все имеют пресловутой «гарантированное жильё» (некоторые даже отдельные квартиры). То есть показывают не дно общества, а, наоборот – так сказать, усреднённый срез общества, который и был создан коммунистами. И это «нормальное советское общество» было просо немыслимо без пьянства.







Алкоголь и алкоголики в советских фильмах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Последние несколько недель погода у нас во Львове совершенно дурацкая: дождь, сменяется солнцем но не надолго. при этом давление низкое - все еле ползают, а ...
... большевики те, кто понимают, наконец, свершилось! Подписали , (в середине декабря 2013), договор с Иорданией, о прокладке трубопроводов ( в 4 трубы ) между Красным и Мёртвым морями 180 километров; 200 мил. кубов морской воды в год ; ...из них ...
Выстрелило! Всё было тихо мирно, но вот гром грянул в хозяйстве МВД Татарстана! Так грянул, что прокатилось по всей России... В месте, которое должно быть Храмом Защиты наших граждан, в хорошо знакомом мне отделе полиции "Дальний" Приволжского ...
Власть показала тем самым свою патологическую трусость и страх перед народом. ...
Церковь Скровеньи в Падуе была построена в самом начале четырнадцатого века. Считается, что в этой церкви на фреске «Поклонение волхвов» изображён объект, названный в честь ПЕРВОГО. Три века спустя в Падуе работал ВТОРОЙ, которого наверняка заинтересовала фреска. Напишите фамилии ПЕРВОГО ...