Алексей Иванов "Пищеблок"
ne-pulpfiction — 12.12.2021Мне действительно повезло.
А в это время, из Куйбышевa в пионерский лагерь "Буревестник" на Волге направился на практику мой ровесник, герой романа Иванова, студент филфака Игорь Корзухин. На нем были паленные дерибасовские джинсы и значок с Полом Маккартни. И думал он в этот день только о том, удастся ли ему закадрить девчонку-вожатую.
С первых страниц романа я поняла, что это необычная книга. Она началась с рассказа вожатого о том, что ночью гипсовая девочка-горнистка у ворот оживает, бродит по лагерю и душит детей. Горнистка мстит за разгромленную статую мальчика-барабанщика, которого дети закидали камнями. Это был буквально первый абзац книги и всё....я провалилась в нее с головой.
Мои школьные годы пришлись на 70-ые, но от книги повеяло теплотой воспоминаний детства.
В романе множество детских диалогов, совершенно живое, реальное детское общение. И все сцены на месте, ничего не притянуто и не затянуто. Дети (вчерашняя начальная школа, но еще не подростки) - очень разные. Задорные, правильные, злые и грубые, в чем-то подлые, по-детски наивные и легковерные. Некоторые мальчики - уже отъявленные бандюки. Некоторые девочки - почти настоящие стервы (тут я в очередной раз подумала, как хорошо, что я ни разу не была в пионерлагере)
И при этой реалистичности детских персонажей автор органично запихнул в книгу... вампиров. Он так постепенно, так красиво и изящно вплел их в повествование, что получился своеобразный коктейль, такoй чудесный гоголь-моголь. Нереально круто!
Получилось, что в "Пищеблоке"(а название-то какое!) соседствуют три комплекса. Первый комплекс - детство, присказки, игры, пугалки, детский дворовой фольклор. Второй комплекс - пионерия и ее символы, алые галстуки, флаги, речевки, клятвы и заветы. И третий комплекс - вампирство с кровью и тоталитаризмом.
В отзывах на Livelib многие написали, что вампиры – метафора удушающего строя, делавшего из детей безропотное, покорное стадо, готовое выполнять любые приказы партии.
Тут я все же хочу сказать о своем. Я помню годы своего пионерского детства, в школе и на Площадке. Да, мы декламировали бойкие речевки и девизы и пели песни про гражданскую войну и про девочку-героиню, не выдавшую фашистам партизан. Мы боялись новой войны и думали, что если мы будем петь о мире, то мир будет. Во всем мире! И мы писали мелками на конкурсе рисунков на асфальте "Свободу Вьетнаму". Нелепо, бессмысленно? Но все это вместе с обязаловкой и пафосностью и мероприятиями для галочки - часть моего детства. А в детстве так хотелось верить в хорошее и доброе.
Мне кажется, автору удалось всё: передать атмосферу и антураж эпохи, передать детскую веру в героизм, идеализм и бунтарство. Удалось в одной книге сплести советскую идеологию, религию и суеверия, a устами двух главных героев, школьника Валеры и вожатого Игоря передать рассуждения о морали и морализаторстве, о лицемерии и ханжестве.
У меня, пожалуй, будет одно замечание.
Роман написан красивым и легким слогом и читается буквально на одном дыхании. И при этом - это очень-очень серьезная книга.
Большое спасибо sestra_milo за рекомендацию!
|
</> |