
Алексеевская соединительная линия от Марьиной рощи до Каланчёвской

Как я и обещал в прошлый раз, сегодня мы от стройплощадки Марьиной Рощи пройдёмся по Алексеевской соединительной линии до платформы Каланчёвская и посмотрим как там всё выглядит нынче. Волею судеб, так оказалось, что Алексеевскую ветвь я пешком прошёл практичеси всю (раз, два), а вот этот участок захватил совсем немного в рассказе о походе от Митьковской через Николаевку до Дмитровки.
Я много раз проезжал его на электричке, но всё откладывал для съёмки, ибо он самый палевный. Но в этот раз, в отличие от прошлого года, когда я от Марьиной Рощи направился к заброшенному Рижскому грузовому двору, я решил всё же рискнуть и пройти наконец этот недостаточно изученный для меня участок. Ну, а когда я что-то решаю, то я это делаю. Поэтому - запасайтесь чаем/кофе/чем покрепче и будем гулять. Пост получился довольно объёмный.
1. Начнём отсюда. Пути Рижского вокзала и бывшего грузового двора. Скоро грузовой двор снесут и застроят, а путевое развитие сильно видоизменится. Станция Москва-Рижская станет совсем небольшой. В этой же схеме по ссылке вы можете ознакомиться и с тем, что станет со станцией Москва-Каланчёвская (Москва-Техническая-Курская).

2. Поднимемся на насыпь. Алексеевская соединительная линия, слева пути ОкЖД. Раньше там явно была какая-то погрузочная площадка Москвы-Товарной, но сейчас лишь редко отстаиваются пассажирские составы.

3. Ещё один взгляд сверху на пути станции Москва-Рижская.

4. Взгляд назад. Пути Алексеевской ветви, справа - пути ОкЖД, вдали - возводится сход с будущего конкорса Марьиной Рощи.

5. Немного железнодорожной пасторали. Судя по этим столбам, раньше здесь была погрузочная площадка. Но те времена давно уже в прошлом.

6. Взгляд назад. Слева - здание бывшего Алексеевского железнодорожного поста. Ныне - часть станции Москва-Рижская, как и бывшего Шереметьевского. А вот насчёт самого здания неясно. Информации о годе постройки я не нашёл и является ли это здание аутентичным или уже более поздним советским точно сказать не могу. Но скорее всего - советское, судя по отсутствию всяких изящных деталей присущих даже второстепенным царским ж/д постройкам.

7. Электричка на Нахабино.

8. И эстетика гаражных труб. Эти гаражи точно под снос.

9. А вот против природы даже Собянин и ко бессильны. Обожаю сочетание цветов и железной дороги.

10. Переместимся на пути Октябрьской железной дороги. Под "шнурком" - одна из соединительных ветвей между Алексеевской веткой и ОкЖД.

11. Пасторальные стрелки заброшенных подъездных путей.

12. Взгляд назад. Если верить схемам, то это пути необщего пользования некоего ООО «Цемент-сервис», викимапия же говорит, что это предприятие является бетонным заводом ООО «Иннпром». Где правда - я не знаю.

13. Выходим к главному ходу Октябрьской (некогда - Николаевской) железной дороги. Станция Москва-Товарная и первая в России крупная железнодорожная магистраль. С тех пор много воды утекло, конечно, но тем не менее. Слева кусочек дореволюционного, судя по всему, здания пункта осмотра и ремонта вагонов, проще говоря, депо.

14. Покрупнее. В каком именно году оно построено я, к сожалению, не знаю, но рискну предположить, что вместе с железной дорогой Москва - Санкт-Петербург или чуточку позже.

15. Вид в сторону платформы Останкино. В скором времени здесь тоже будут перемены. Слева от четырёх главных путей должны быть построены V и VI до станции Крюково, которые в светлом будущем станут путями высокоскоростной магистрали (ВСМ-1) Москва - Санкт-Петербург.

16. Ну, а теперь двинемся в сторону многочисленных платформ под названием Рижская (раньше часть из них называлась Ржевская, но прискакал на оленях Собянин).

17. Взгляд назад. Станция Москва-Товарная.

18. Слева ОкЖД, справа Алексеевская соединительная линия МЖД. Электропоезд следует по линии МЦД-2. Где-то здесь скоро впихнут и пути МЦД-4. А вот пути МЦД-3 будут несколько в стороне, за станцией Николаевка. Это вы можете увидеть на схеме, которая откроется в новом окне (источник). Так что эти фото по сути тоже исторические.

19. Взгляд назад.

20. Внезапно показалась птичка "Сапсан". В, так сказать, естественной среде обитания. Большинство фотографий "Сапсанов", которые есть в сети сняты у платформ или на вокзалах, а вот у пунктов обслуживания их снимают нечасто.

21. Данный состав выдавался на Ленинградский вокзал под рейс в Петербург. К слову, если кто не знал, то "Сапсаны" бывают разные. В данном случае это модель ЭВС (Электропоезд Высокоскоростной Сименс) - 1, он может ездить только между Москвой и Питером, так как является поездом постоянного тока, но есть также и модель ЭВС-2 двойного питания. Такие, например, ходят через Курский вокзал в Нижний Новгород, где уже переменный ток. Другие поезда, которые идут из Москвы в Нижний Новгород, кроме двухсистемных "Ласточек" и не идущие под двухсистемным локомотивом ЭП20, вынуждены менять локомотив во Владимире, что отнимает довольно много времени. Всего ЭВС-2, насколько я помню, существует гораздо меньше, чем ЭВС-1.

22. Красавец!

23. "Сапсан" пронёсся, а слева "Чмуха" маневрирует с фирменным "Экспрессом" Мск-СПб.

24. А вот и вторая смычка ОкЖД и МЖД в Москве. Здесь раньше проходили все поезда Ленинградского направления с севера на Курский вокзал и далее на юг/восток. Ныне остался только "Сапсан" Санкт-Петербург - Нижний Новгород. Остальные уехали на новый Восточный вокзал.

25. Взгляд назад.

26. Крестовский путепровод. Сооружён в 1937 году. По нему проходит проспект Мира.

27. Взгляд назад на соединение ОкЖД и МЖД.

28. И крупным планом.

29. Алексеевская ветвь в сторону бывшей платформы Ржевская (ныне - Рижская). МЦД-2.

30. Входной светофор станции Москва-Каланчёвская (Москва-Техническая-Курская).

31.

32.

33. Тут я услышал гудки "Сапсана" и через дыру в заборе решил сходить на платформу Рижская (она всегда так называлась) Ленинградского направления. Ну и снял "Сапсан".

34. Рижская — пассажирская платформа на главном ходу Октябрьской железной дороги в черте города Москвы. Первый остановочный пункт после Ленинградского вокзала. Открыта одновременно со станцией метро «Рижская» в 1958 году, названа по Рижскому вокзалу, расположенному поблизости.
1-я и 2-я платформы расположены на обходном пути (крайнем восточном, там будет МЦД-3) и отделена от двух других платформ гаражами и станцией Николаевка, перехода между ними не существует (ранее осуществлялся по разобранному старому Крестовскому мосту), что причиняло серьёзные неудобства пассажирам, так как электропоезда прибывают на все платформы. 3-я и 4-я платформы находятся у III и IV главных путей Октябрьского хода соответственно, соединены между собой пешеходным мостиком, по которому можно перейти и на платформу Алексеевской ветви Ржевская, а также пройти в сторону метро «Рижская» и к Рижскому вокзалу, однако электропоезда у этих платформ сейчас останавливаются только в случае изменений в графике. В будущем здесь будет крупный пересадочный узел между D2, D3, D4, двумя станциями метро Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линий и НОТ. Но пока здесь пустынно.

35. И довольно-таки пасторально.

36. Но вернёмся к Алексеевской линии. Рижская (Ржевская) D2. Довольно уникальный для Москвы остановочный пункт в том плане, что прямо между платформ имеется путевое развитие со стрелками.

37. Вид обратно. Предыдущий кадр сделан вот с этого тупика в середине.

38. Множество раз я бывал здесь в качестве пассажира электричек, но вот так гулять ещё не доводилось. Пассажиры с платформ смотрели на меня с удивлением.

39. "Ласточка" D2 на Нахабино.

40. Взгляд назад.

41. Рижская эстакада - двойная эстакада в составе Третьего транспортного кольца (ТТК) Москвы. Соединяет Сущёвский вал и улицу Гаврикова. Восточный участок (инженер А. Б. Друганова, архитектор К. Н. Яковлев), собственно являющийся исторической Рижской эстакадой сооружён в 1975 году, западный (имеющий собственное название — Новорижский путепровод) — в 1999 году в рамках проекта ТТК.

42. Ну, а теперь мы попадаем немного другой мир практически заброшенной и полностью перестраиваемой станции. Ещё до недавнего времени здесь кипела жизнь, теперь лишь пролетают мимо поезда МЦД-2.

43. Большая часть путей Каланчёвской сейчас разобрана и будет переложена. Здесь же пройдут пути будущего МЦД-4 (или D4). Но пока ещё здесь довольно тихо и даже пасторально.

44.

45. Взгляд назад к Рижской эстакаде.

46. И пути теперь уже, наверное, бывшего старейшего локомотивного депо Московской железной дороги - ТЧ-1 Москва-Пассажирская-Курская. Самый правый путь относится к Алексеевской линии и там ходят электропоезда D2 в центр.

47. Немножко углубимся на задворки.

48. Дальше на задворки я не пошёл во избежание возможных неприятных встреч.

49. Взгляд назад. Разрешающий лунно-белый сигнал, который разрешает манёвры непонятно кому. Никакого движения ныне там нет. Слева в кадре - Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (1757-1766 гг.), один из немногих московских храмов, который никогда не закрывался, даже при советской власти.

50. Крупный план зелёного красавца. Сейчас такое увидеть в Москве сродни чуду. Я подумал было, что он уже списан, но в сети написано, что эскплуатируется.

51. Вернулся обратно к пути Алексеевской ветви в сторону Курского вокзала. Вся станция сейчас влачит тихое существование, скоро она будет тотально перестроена.

52.

53. Слева - то самое старейшее депо Московской железной дороги (ТЧ-1). Рождение депо непосредственно связано с сооружением стальной магистрали от Москвы до Севастополя через Тулу, Орёл, Курск, строительство которой началось в июле 1864 года. Сдача объекта произошла 17 ноября 1866 года. Здание веерного депо имело 13 стойл с керосиновым освещением, от которых сходились пути к поворотному кругу с ручным приводом. Располагалось депо у стен Всесвятского монастыря (территория нынешней станции Москва- Товарная). В этот же день первый министр путей сообщения России Мельников Павел Петрович рапортовал царю об открытии движения поездов на участке Москва - Серпухов. Первоначально в депо было четыре пассажирских паровоза и шесть товарных. Ежесуточно из Москвы отправлялось два пассажирских и два грузовых поезда. Постепенно пассажиропоток возрастал, увеличивались размеры движения.
К концу века паровозный парк депо насчитывал 267 машин, из них 46 пассажирских. В эксплуатации находилось 15 различных типов паровозов, в основном иностранного производства. Встал вопрос о передислокации станции и депо. В 1895 году началось строительство Курского вокзала одновременно с новым паровозным депо, которое завершилось в 1910 году. К тому времени грузовые паровозы перевели в Люблино, а депо стало чисто пассажирским, каким и является по сей день. Но местоположение его ещё раз изменилось. В 1933-1934 годах начали поступать паровозы серии «ИС», специально для которых на станции Москва-Каланчёвская построили прямоугольное здание депо, четверть века спустя ставшее электровозным.

54. В послереволюционные годы в депо строятся столовые, раздевалки, душевые. Открываются новые цеха: механический, медицинский, автоматный. Паровозные бригады работают по именным графикам. В 1932 году перед железнодорожниками поставлена задача перевести пассажирские паровозы с жидкого (нефть) топлива на уголь. Первым свой локомотив перевёл машинист А.Кабанов и вскоре добился значительной экономии топлива. В 1934 году ему присвоено звание Героя Труда. В середине 1930-х годов Героем Труда стал и машинист В.Борзин, который в числе других проводил опытные поездки по выявлению возможностей пассажирского паровоза серии «ИС». В результате его средняя скорость его при норме 45 км/ч. выросла до 65-ти.
Затем началась Великая Отечественная война. Многие кадровые рабочие ушли на фронт. Оставшиеся трудились с удвоенной силой. В депо «одели» в броню паровоз серии «ОВ», построили поезд-баню для действующей армии. Из старых рельс изготавливали противотанковые «ежи». В октябре 1943 года из Ташкента в депо на модернизацию и перевооружение прибыл бронепоезд «Красновосточник». Затем он успешно участвовал в боях на юге Украины. Впоследствии он стал экспонатом музея Вооруженных Сил в Москве. После окончания войны работники депо активно участвовали в восстановлении народного хозяйства, переводе железнодорожного транспорта на тепловозную и электротягу.
21 октября 1957 года первый пассажирский поезд от Москвы до Тулы провел на электровозе ВЛ22 машинист И. Бонин. Начался новый этап в жизни коллектива депо. В 60-е годы XX века, депо первым на сети дорог осваивает чешские пассажирские электровозы серии ЧС1 и ЧС3, позже более мощные ЧС2. В октябре 1986 года депо получает первый свой электровоз ЧС7-096. С этого времени в депо начинается подготовка машинистов для работы на данной серии электровозов, которой занимается В.Т. Рогов. Впоследствии (с мая 2003 по декабрь 2013 года) его имя носил электровоз ЧС7-235.

55. Взгляд назад. Как раз проносится "Иволга" второй модификации.

56. В середине 1990-х были полностью заменены деповские пути, до этого момента сходы в депо были «обычным делом». Был полностью восстановлен парк электровозов ЧС2 и ЧС7, которые, как пишут, разворовывались на территории Украины. Но пришли новые времена и с открытием МЦД-2, а затем и Восточного вокзала, а также постановки на реконструкцию участка Каланчёвская - Курский вокзал, практически все дальние поезда перевели на обслуживание в Кусково и на другие технические станции, а локомотивное депо перестало быть нужным. Ныне здесь тишина. И что будет с депо неясно. Очень маловероятно, что сюда вернётся жизнь.

57. Справа от депо по ходу движения расположен так называемый Правительственный вокзал (или же более официально - вагонный участок центрального направления Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД» (ВЧ-4, «Правительственный спецвокзал»).

58. Эта закрытая территория представляет из себя ремонтно-экипировочный цех спецпоездов и так называемый «11-й вокзал» для VIP-пассажиров. Она использовалась (и, наверное, будет использоваться и далее) для приёма, отправки и обслуживания правительственных поездов высшего руководства СССР, КНДР, России и др. Входит в инфраструктуру железнодорожной станции Москва-Каланчёвская (Москва-Техническая-Курская) Московско-Курского отделения Московской железной дороги.
Сооружён этот вокзал в 1974 году. Имеет здание с залом ожидания и буфетом с качественной отделкой и мебелью, перрон, 2 пути (посадочно-отстойный и отстойный), вагонный участок с цехом на 2 пути, однопутную соединительную железнодорожную ветку. Помните Ким Чен Ира с его бронепоездом? Насколько я знаю, он приезжал на нём именно сюда. Да и наши слуги народа всё же иногда им пользуются.
Справа - трубы районной тепловой станции (РТС) «Переяславская».

59. Но простым смертным туда путь, конечно, заказан.

60.

61. Довольно-таки уютное место, на самом деле.

62. Прямо за забором - старенький жилой дом 1960-го года, словно, затерявшийся во времени. Даже машины перед ним не стоят.

63. Идём дальше.

64. И тут же справа за забором здание, которое принадлежит полку ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве. Но красивое. Как пишут, построено в 1882 году. Точно, конечно, определить трудно, но то, что оно дореволюционное - сомнений нет. Скорее всего раньше тоже отно
|
</> |
