рейтинг блогов

Александру Калягину. Артисту и коллаборационисту

топ 100 блогов varfolomeev24.02.2012 Сегодня со страниц правительственной газеты народный артист России, председатель СТД Александр Калягин потребовал прекратить "истерическую травлю" сторонников В.Путина, развязанную "группой журналистов и группой мнящих себя прогрессивными членами общества".    Неделю назад один белодомовский чиновник говорил о "вакханалии", сегодня уже упоминается "травля", да ещё под "экстремистским" соусом. Градус общественной тревоги явно накручивается теми, кто, будучи на стороне власти, считает себя при этом пострадавшей стороной. 

Позвольте, Александр Александрович, я вам расскажу, какой бывает настоящая "травля" тех, кто не стесняется сотрудничества (фр. - collaboration) с авторитарными или диктаторскими режимами. Расскажу на примере ваших коллег-артистов.


29 января Януш Клосинский вышел на сцену Национального театра Варшавы. Спектакль “Свадьба” по одной из самых знаменитых пьес классика польАлександру Калягину. Артисту и коллаборационисту ской драматургии Станислава Выспяньского не обещал никаких сюрпризов. Историческая драма, однако, разыгралась в тот вечер не только на сцене, но и в зрительном зале и за кулисами. Как только Клосинский в роли старого еврея появился перед публикой и попытался произнести первую реплику, зал разразился оглушительными аплодисментами. Сначала никто не понял, что именно произошло, и почему вдруг зрители захлопали: момент выхода второстепенного персонажа отнюдь не был кульминационным в пьесе, и обычно его появление публика воспринимала куда спокойнее. Потом всё стало ясно. Это были не обычные театральные аплодисменты. Это было захлопывание, т.е. попытка срыва спектакля. Овации и выкрики с мест не прекращались до тех пор, пока Клосинский, оставался на сцене.

“Он вернулся за кулисы бледный как мертвец”, - вспоминал позднее тогдашний директор Национального театра Адам Ханушкевич. Он предложил 61-летнему актёру больше не выходить на сцену, пообещав доиграть спектакль без его героя, но Клосинский отказался. Во втором отделении он вновь появился перед публикой, и снова был жестоко освистан. “Хлопали все 1000 человек, сидевшие в зале!”- возмущалсядиректор, отмечая, что, когда всё уже закончилось, члены труппы подходили к своему коллеге и пожимали ему руку в знак поддержки.

Это случилось в январе 1982 года, примерно через месяц после того, как генерал Ярузельский объявил в стране военное положение, сопровождавшееся массовыми арестами и ограничением гражданских свобод. Значительная часть польской интеллигенции встретила военные порядки в штыки, но были и те, кто публично выступал в поддержку Ярузельского. Одним из них Януш Клосинский и оказался.

В старейшем театре страны он служил более десяти лет, и, занимаясь не только творческой деятельностью, уделял время партийной работе - артист был секретарём местной ячейки ПОРП (польский вариант коммунистической партии). В телеэфире со словами поддержки Военному совету национального спасения во главе с Ярузельским он, согласно воспоминаниям директора театра, оказался не по собственной воле. “Нас вызвал министр культуры и сказал: я обращаюсь к вам от имени ЦК с просьбой выступить по телевидению по поводу военного положения”. Клосинский не отказался, а вот директора через некоторое время сняли с должности как политически не слишком благонадёжного.

Многих возмутил не только сам факт такого выступления, но и то, что, выражая на всю страну благодарность Ярузельскому за “наведение порядка”, он говорил от имени других деятелей культуры. “Это неправда, я не говорил “мы, актёры”, а лишь имел в виду, что мы - это часть польского общества”, - оправдывался позднее Януш Клосинский. Виноватым, впрочем, он никогда себя не чувствовал.

А потом наступило 29 января. Кто именно организовал массовое захлопывание артиста, так и неясно. По одной версии, всё устроили оппозиционно настроенные студенты театральных училищ Варшавы, и это была заранее продуманная акция, по другим данным - всё произошло почти стихийно. Как бы то ни было, сотни зрителей, пришедших в театр в тот пятничный вечер, недвусмысленно выразили своё отношение к поступку заслуженного артиста. Не особо оспаривая, кстати, право общества на такую реакцию по сути, Клосинского возмутила форма, которую выбрали участники протеста: “осквернены храм, театр и великий Выспяньский, поэту просто плюнули в лицо. Это как если бы верующим не понравилась церковь, и они сорвали мессу”. Далее артист предложил свой вариант разрешения спора: “могли бы сделать это на улице, например, бросив в меня яйцами”. Проявил тогда пострадавший и великодушие к зачинщикам: чины из польского МВД готовы были провести расследование случившегося в театре, но артист, по его собственным словам, попросил этого не делать.

Клосинский был далеко не единственным представителем польской интеллигенции, кто в годы военной диктатуры поддерживал власти и был в той или иной форме подвергнут за это обструкции. Актёр Станислав Микульский, лично друживший с Ярузельским, и певец Казимер Ковальский тоже были освистаны во время своих выступлений, а писателю Войцеху Жукровскому пришлось разбирать посылки с собственными книгами, которые массово возвращали его недавние читатели.

После 29 января 1982 года Януш Клосинский, здравствующий и ныне, больше никогда не выходил на театральную сцену.

Однажды, Александр Александрович, вы задали риторический вопрос: "если я член партии, то непременно карьерист и вообще - говно?" Всякое, знаете ли, бывает...


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
- Так значит вы говорите, что готовы продать душу? – осклабился Дьявол. ...
...или "опять обосрались". Привет всем, Прежде всего, извините что я пишу не правильно по русски. Ну, вы уже знаете, я чех и еще просто не научился. Я хотел с вами поделиться веселой "драмой" из евросервера. Если глупость, то кидайте сомы. Вы вероятно знаете, что еврокартошка меня - мяг ...
Эх, и почему это не в Израиле! Анекдотец вспомнился советских времен: - При коммунизме у каждого советского человека будет личный вертолёт! - Да на фига мне вертолет? Мне бы мотоцикл... - Ты не понял - вот ты, где живёшь? В Бобруйске? А где-нибудь в Хабаровске колбасу докторскую дают - ...
Режиссер Сэм Мендес Сценарий Сэм Мендес и Кристи Уилсон-Кернс Оператор Роджер Дикинс Композитор Томас Ньюман В ролях Дин-Чарльз Чепмен, Джордж Маккэй, Колин Фёрт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Дэниэл Мейс Где-то в самом центре Первой мировой двух ...
Помнится, еще во время первого процесса над Ходорковским, когда «самому инновационному олигарху», как какому-нибудь Аль Капоне, старательно шили «неуплату налогов в особо крупном» и махинации при учете добытой нефти («скважинная жидкость» и прочие шалости) – прогрессивная общественность ...