Александр Зиновьев о православии и феодализации России
apervushin — 22.06.2012
О новейших
законотворческих инициативах, конечно же, необходимо
высказаться. Но тут как раз всё уже сказано до нас. Если кто-то не
читал одну из последних лекций Александра Зиновьева, то
ПРОЧИТАЙТЕ. А здесь я приведу наиболее интересные
фрагменты, которые стали актуальными как никогда.
Действует и другой социальный закон. Когда разрушается по
тем или иным причинам жизнеспособная социальная система, — могли
быть природные катастрофы, нападения врагов — то новая система
опускается с необходимостью не просто на уровень, скажем,
социальной системы захватчика, то есть для нас — на западный
уровень, но на уровень ниже. Посмотрите, в нашей стране стали
немедленно реанимироваться элементы социальной организации
дореволюционной России.
Реанимация православия. Православие стало расцветать пышным
цветом, и сейчас оно навязывается всем почти как государственная
идеология. Посмотрите: бывшие партийные работники, который
занимались критикой религии, отъявленные атеисты — все тут же стали
учиться, как нужно правильно креститься. Ельцин в первое время,
кажется, даже не знал, делать это справа налево или
наоборот.
Православие — это феодальная дореволюционная дремучая
средневековая идеология. Вместо светской гражданской идеологии...
каким бы марксизм ни был, — повторяю, я никогда не был марксистом —
тем не менее, эта идеология была на несколько порядков выше. И
западная идеология. С точки зрения образования людей, просвещения.
Все сразу опустилось на очень низкий уровень, на уровень
средневековой дремучей философии.
Но если бы только это. Вы посмотрите: канонизация царской
семьи, восстановление памятников, восстановление храма Христа
Спасителя — это символ царизма, символ мракобесия и так далее. В
самом центре Москвы. Сюда же дворянское собрание, титулы.
Уверяю вас, готов держать пари, что если бы вы сейчас ввели
дворянские титулы, если бы это пропустила Дума, сразу бы у нас
появилась баронесса Хакамада, князь Жириновский. У Кобзона же есть
какой-то дворянский титул, княжеский, что ли. Он пока скрывает, до
поры до времени.
Ведь к Ельцину всерьез относились как к Борису II, это
вполне могло сложиться. Даже коммунисты, даже Зюганов где-то
высказывался, что мы должны жить по формуле “самодержавие,
православие, народность”.
Без конца разные фильмы, передачи по телевидению. Цари так
просто интеллигентнейшие, самые благородные люди. Постоянно с
придыханием говорят Их Высочество, Их Величество,
Сиятельство.
На этот более низкий уровень опустили все население. Вся
советская история искажена, ее вычеркивают, а все революционное
раздувают.
Это второй фактор социальной организации: в постсоветскую
социальную организацию вошли компоненты дореволюционного
феодализма. И само собой разумеется, что в нее вошли компоненты
западной социальной организации.
В чем это проявляется: частная собственность объявлена
священной и неприкосновенной, пропагандируется частное
предпринимательство, демократия, многопартийная система. Но тут по
принципу “заставь дурака Богу молиться...”: сколько у нас тогда
партий появилось? Жуть: несколько сотен, если не тысяч.
По телевидению идут эти бесконечные западные передачи —
такое только в кошмарном сне может присниться. Выходит в мантии
судья, они там имитируют процессы. К нему обращаются: “Ваша честь”.
Кто эти люди, откуда они вылезли?
<...>
Откуда они все повылезали? Что ни фильм: благородные
княжны, графини. Деться от них некуда.
Вот как сложилась постсоветская социальная система: как
гибрид остатков советизма, реанимации дореволюционного феодализма и
заимствования западнизма.
По законам гибридизации, которые плохо изучены в социальной
науке (я впервые стал заниматься этими вопросами), они образуют
единое целое — это не просто механическое соединение.
Это проявляется в каждом компоненте социальной организации:
и в экономике, где не только образовались частные предприятия, но
также сохранились советские предприятия; образовались также и феоды
средневекового периода. Думаю, они вполне очевидны.
В системе власти вы найдете все те же компоненты: и следы
советизма — сколько угодно, и следы западнизма — выборы (президенты
приходят к власти не по наследству — об этом в последнее время
поговаривают, что было бы желательно, — а все-таки как-то
выбираются, пусть выборы и липовые).
В итоге сложился такой социальный ублюдок, какого,
по-моему, в истории человечества еще никогда не было. И его еще
придется долго изучать.
Возникает следующий вопрос. Вот вы говорите, “ублюдок” —
жизнеспособен он или нет, эффективен он или нет? Надо различать два
вопроса.
Может ли он выжить? Может. И может просуществовать сколько
угодно. Романовская монархия была таким же социальным ублюдком.
Триста лет просуществовала.
В наше время, если взять просто биологическое измерение,
больные люди живут до девяноста и больше лет. Суслов, секретарь по
идеологии, дожил до девяноста лет, при том что с детства болел
туберкулезом. И у социальных организмов так же.
Подавляющее большинство социальных организаций, социальных
схем в современном мире — это социальные ублюдки. Мы вообще живем в
такой интересный период, когда во многих странах происходит
гибридизация и возникают такого рода чудовища.
Я назвал однажды постсоветскую систему выражением “рогатый
заяц”: мы с дочерью однажды ходили в охотничий музей, и там есть
разные чудовища, сделанные из охотничьих трофеев; в том числе там
был заяц с оленьими рогами и копытами.
Он может существовать настолько долго, насколько ему
позволят существовать те, кто управляет современной историей, кто
планирует эволюционные процессы. Если сочтут сильные мира сего, что
в этом мире есть что-то нехорошее, что это надо убрать, поломать те
или иные рожки, это сделают, причем в кратчайшие сроки.
Другое дело, насколько эта социальная система эффективна, с
точки зрения задач большого исторического значения и интересов
страны. С этой точки зрения, я могу вам сказать следующее: эта
социальная система специально сконструирована с таким расчетом,
чтобы не дать России подняться и стать великой исторической
державой, не допустить этого. Вот с этой задачей наша социальная
система справляется прекрасно и будет справляться. Будущее нашей
страны с такой социальной системой нетрудно предсказать.
Мы живем в XXI веке. Чтобы в этом веке страна выжила как
социально значимое большое явление, достаточно суверенное, она
должна иметь достаточно большое количество людей. Население же
России сокращается, особенно русское население, которое составляет
ядро страны и способно к эволюционному прогрессу. Это не мои
расчеты, эти расчеты делают западные исследователи: к середине века
число русского населения может сократиться до 50 миллионов, а то и
того меньше. С таким человеческим материалом страна не может
сохранить независимость и остаться суверенным государством. Это
невозможно по социальным законам. Не случайно поэтому, что страны
Западной Европы сегодня стремятся интегрироваться: ни Франция, ни
Италия, ни Германия по отдельности не способны сохранить свой
суверенитет в современном мире.
Чтобы страна выстояла и стала социально значимым явлением,
необходима определенная идеология. С православной идеологией, с
религиозной идеологией, с какими-то обломками западных и
сектантских идей и такого прочего сохранить и поднять страну
невозможно ни в коем случае.
Это важнейший фактор, я обращаю на него ваше внимание. Если
сформируются благоприятные условия, можно за один год построить
систему власти такого уровня, какая была в Советском союзе.
Экономику можно исправить за пять-шесть, максимум, за десять лет.
Чтобы исправить интеллектуальное состояние, в котором сейчас
находится страна, психологическое и моральное состояние, на это
нужно несколько поколений. На это нужны десятки лет.
Надо выработать новую идеологию, нужно ее каким-то образом
пропагандировать, нужно менять систему образования, ведь она тоже
разрушена.
С уважением,
Антон Первушин