Александр Константинович Гейнс (1834—1892) Сборник литературных трудов. Том

...Англичане переполошились как во времена Виткевича. Они обратили внимание на Шир-Али-Хана, таланты которого стали уже несомненны; завели с ним дружеские связи и даже предложили ему значительную субсидию. В 1868 году лорд Майо, вице-король Индии, пригласил Шир-Али-Хана приехать в Индию для переговоров по серьезным делам, и эмир принял его предложение.
В Пенджабе, в небольшом городке Умбалле, съехались Шир-Али-Хан и Майо. Эмиру был оказан неслыханный почет и всякого рода внимание. Ему были поднесены огромные суммы и сделано все, чтобы привлечь на сторону Англии. При этом был заключен договор, согласно которому эмир обязался содержать в постоянной готовности войска в Герате и Балхе для защиты их от предполагавшегося нападения русских. Каждый солдат должен был оплачиваться Англией по очень высокой цене. Когда условие было заключено, лорд Майо подарил эмиру 15.000 скорострельных ружей и несколько батарей нарезной артиллерии, конечно, понятно против кого.
В то же время англичане завели переговоры с Петербургским кабинетом, что, во избежание опасного сближения границ двух империй, полезно бы оставить между ними нейтральную зону, в которую не имели бы права вступать ни русские, ни английские войска. Эта нейтральная зона должна была состоять из владений Шир-Али-Хана и безлюдных степей, тянущихся западнее, к югу от Аму-дарьи.
При этом англичане желали обмануть наше правительство и успели в этом. В состав афганских владений Шир-Али они включили совершенно независимые владения, лежащие близ Аму-дарьи: Бадакшан, Вахан, Маймеке, Анхой.
Наше правительство согласилось на нейтральную зону, оговорившись, впрочем, что если бы Шир-Али вздумал вести себя враждебным против России образом, то наши войска будут наказывать афганцев в пределах их территории.
Министерство Гладстона не заключило, однако, формальной конвенции с Россией о нейтральной зоне. Но Шир-Али воспользовался признанием своих прав на всю страну, лежащую к северу до Аму-дарьи и последовательно покорил все мелкие независимые княжества к югу от этой реки.
...Около 1875 года между Шир-Али и калькуттским правительством наступает охлаждение. Дело началось из-за того, что англичане, платя Шир-Али-Хану субсидии для содержания войск против России, полагали его уже своим вассалом. Когда в Индию приезжал принц Валлийский, и, при провозглашении империи, ко двору лорда Литтона были вызываемы все вассалы английской короны, то был вызван и Шир-Али-Хан. Но он не поехал в Индию. Англичане стали выдавать ему субсидию неаккуратно. Шир-Али, который так было втянулся в свою роль врага России, что начал укреплять переправы через Аму-дарью, чтобы воспрепятствовать переправе русских войск, вступил в дружескую переписку с генералом Кауфманом. Разность отношений с русскими по сравнению с англичанами не могла не поразить Шир-Али. Независимо от того, вся Азия знает, что русские не платят деньги, но они и не вмешиваются не в свои дела. Без преувеличения можно сказать, что благородство русской политики кажется азиатам даже странным.
|
</> |