Александр Белл на выставке Американского Аэроклуба в 1906 году
sergeich_vl — 06.04.2021 Как известно, первую в мире авиастроительную фабрику организовали в Великобритании братья Шорт, которые начали серийно собирать по лицензии самолёты братьев Райт раньше, чем собственно сами братья Райт. В начале 1909 года Райты отдали в субподряд Шортам партию из шести самолётов, и в октябре того же года первый самолёт из партии был передан заказчику – Чарльзу Роллсу. Любопытно, однако, что задолго до всего этого – задолго, собственно, до первого полёта Райтов – в Канаде уже существовала своего рода фабрика, которую в какой-то степени можно было назвать прообразом авиационной индустрии. Речь, разумеется, идёт о лабораториях доктора Александра Белла в его имении близ деревни Баддéк на острове Кейп-Бретон в канадской провинции Новая Шотландия. В этих лабораториях доктор Белл вместе со своими ассистентами мастерил для своих экспериментов воздушные змеи, причём поставил это дело, что называется, на поток.Ассистенты доктора Белла собирают гигантские воздушные змеи:
Чтобы получить некоторое представление об организации работ, дадим на минутку слово самому Беллу. В конце августа 1902 г. он делает в своём дневнике следующую запись:
Работы в лаборатории, грубо говоря, разделены на три направления: одно направление ведет мистер Фергюсон под моим личным руководством, другое – мистер МакНил под руководством Джорджа МакКёрди, и третье – мистер Зейбл в соответствии с моими предложениями.
Как Белл поясняет далее, мистер Фергюсон занимался тем, что собирал из пирамидальных ячеек конструкции всё большего и большего размера, в то время как мистер МакКёрди занимался альтернативным направлением, собирая коробчатые конструкции, стягиваемые изнутри фортепианной струной. Чем занимался мистер Зейбл, Белл пояснять не стал. Это всё, впрочем, было только верхушкой айсберга, поскольку Белл привлекал к своим экспериментам ещё и значительное количество разнорабочих. Всего в лабораториях Белла под Баддéком на пике активности работало около 40 человек.
Доктор Белл вместе с помощниками удерживает в воздухе один из своих аппаратов:
Конечно, они привлекались для работы отнюдь не только над летательными аппаратами. Интересы Белла простирались весьма широко – от разведения овец до судов на подводных крыльях. И всё же ясно, что Белл располагал такими ресурсами, о которых те же Райты или Лилиентали не могли и мечтать. В этом свете вдвойне обидным становится тот факт, что в деле постройки летательных аппаратов тяжелее воздуха успехи Белла были весьма скромными.
В начале 1906 года состоялась первая на американском континенте выставка авиационных достижений, организованная Американским Аэроклубом. Из аппаратов тяжелее воздуха там были представлены планеры Лилиенталя и Шанюта-Херринга, а также летающие модели с бензиновыми двигателями, созданные Сэмюэлем Лэнгли и тем же Огастесом Херрингом.
Планеры Лилиенталя и Шанюта-Херринга, подвешенные под потолком павильона во время выставки, проводимой Американским Аэроклубом:
Беспилотный аппарат, построенный Сэмюэлем Лэнгли:
Братья Райт на выставку не приехали, но они прислали коленвал и маховик от своего двигателя. Белл в свою очередь притащил на выставку уменьшенную копию своего самого большого на тот момент змея под названием «Дед Мороз» («Frost King»).
Доктор Белл на фоне своих тетраэдрических змеев:
Видно, что хотя изобретатели ещё только нащупывали облик летательного аппарата тяжелее воздуха, то, к чему они все приходили, более или менее напоминало птицу. Казалось, сама природа подсказывает путь к жизнеспособной концепции. На этом фоне монструозные конструкции Белла уже тогда выглядели достаточно курьёзно. Можно было начать хотя бы с того, что было непонятно, в чём собственно преимущество этой конструкции перед уже более привычными планерами, не говоря уже о том, что было совершенно не понятно, как этой конструкцией следует управлять. Белл работал отнюдь не в изоляции и был в целом хорошо осведомлён с тем, как продвигаются работы над постройкой летательных аппаратов тяжелее воздуха у различных изобретателей по всему миру. Он состоял в переписке с Лэнгли и Шанютом, и лично присутствовал при том, когда Лэнгли запускал свой Aerodrome No 5, причём не только присутствовал, но и собственноручно фотографировал.
Беспилотный аппарат Лэнгли во время полёта. Фото Александра Белла:
Когда стало появляться всё больше свидетельств об успехах Райтов, Белл проявил к этому самый живой интерес и весьма сетовал на завесу секретности, которой Райты окружали все свои опыты. В своём письме от 26 июня 1906 года он писал своей жене Мэйбл:
Дорогая Мэйбл,
Французский журнал L'Aerophile за январь 1906 года содержит некоторые интересные подробности, касающиеся летательного аппарата братьев Райт из Дейтона, штат Огайо. Кажется странным, что наши предприимчивые американские газеты не смогли сохранить ничего об экспериментах в Дейтоне, штат Огайо, поскольку машина настолько велика, что ее должно было быть видно на значительном расстоянии, при том что электрический трамвай проходит прямо у поля, где проводились эксперименты. Многочисленные жители, проживающие в окрестностях Дейтона, были свидетелями экспериментов, и тем не менее, в Америке почти не появлялось каких-либо подробностей об используемом аппарате.
Похоже, это связано с желанием сохранить тайну. Братья Райт проводили свои эксперименты в то время, когда мало кто, кроме окружающих фермеров, был снаружи под открытым небом. Они отказались предоставить газетам какую-либо информацию, и когда они обнаружили, что Dayton Daily News содержала статью с описанием их аппарата, они договорились с редактором об отзыве выпуска.
Однако, похоже, что французский журнал L'Auto отправил в Дейтон, штат Огайо, одного из своих корреспондентов, господина Роберта Кокеля, который опросил различных свидетелей, и хотя он не смог получить никаких подробностей от самих братьев Райт, ему удалось получить за определенную плату копию архивного номера Dayton Daily News. Он отправил это письмо во Францию, и его французский перевод появился в L'Auto. L'Aerophile также приводит выдержки из нее в номере, опубликованном за январь 1906 г., страницы 18 и 19. Учитывая тот факт, что эта информация была опубликована еще первого января 1906 г., кажется странным, что ни один американский журнал еще не получил ее...
...Я не понимаю, почему американская пресса уделяет этому вопросу так мало внимания. Сейчас я внимательно изучаю опубликованные детали. Интересно, хотел бы Берт, чтобы я попросил мистера Ларгелэмба прислать ему какой-нибудь отчет по этому поводу.
Всё это, однако, никак не поколебало волю Белла, и он продолжал конструировать свои змеи в надежде, что в скором будущем они будут способны нести мотор и человека. Насколько эти надежды оправдались, нам ещё предстоит узнать.
(предыдущая статья)
|
</> |