Альберт Швейцер

топ 100 блогов olitvak03.10.2023 Я уже писала об этом человеке, он один из моих жизненных ориентиров. Меня еще в юности поразило, что он принял  в 21 год  решение посвятить себя помощи африканцам (скульптура негра-раба на постаменте памятника произвела на него такое впечатление) - и не изменил этому решению никогда.
"Я решил сделать свою жизнь своим аргументом".
Будучи философом, теологом, музыкантом, он решил, что в Африке он больше всего принесет пользы как врач, и стал врачом в 38 лет!
"Врастайте в ваши идеалы так, чтобы жизнь никогда не смогла отнять их у вас", - писал он.
Он писал о любимом им Гете: "Для него мысль и поведение были одно, и это самое замечательное, что мы можем сказать о мыслителе". Еще больше эти слова подходят к нему самому.
Он считал себя очень счастливым человеком, со счастливым детством - и потому считал необходимым помогать. Он придумал Великое Братство Боли: "Всякий, кто избавлен сам от боли, должен ощущать себя должным помочь утолению чужой боли". Он был гений сострадания. В детстве молился за животных. Не смог ловить рыбу - жалел и рыбу, и червяка на крючке.
Почему он приблизился ко мне снова именно сейчас? И случайно, и нет.
Случайно потому, что я в рамках приведения в порядок всего накопленного за жизнь (а это по большей части бумага) стала составлять алфавитный список прочитанных книг (подобное подсмотрено было когда-то у моего бывшего научного руководителя; правда, у него это был специальный шкафчик-картотека) и список конспектов в разных тетрадях (ибо бывает, что и выписки делаю повторно). И вот в тетради "Конспекты по литературоведению и театру 1976-77 г., Москва" я обнаруживаю начало конспекта "Культуры и этики" Швейцера, но только начало, одну страницу. И дальше пропущенные листы, чтобы потом продолжить.  У меня есть книга Швейцера "Письма из Ламбарене", я ее читала дважды, а до главного труда руки дошли только сейчас.
А не случайно, потому что, как я поняла очень давно, книги всегда приходят вовремя, чтобы ответить на вопросы, которые тебя волнуют именно сейчас. Может быть, это читатель привносит в книгу свою современность и свои вопросы, не знаю. Но у меня так было не раз.
Книга издана в 1923 году. После Первой мировой, но еще задолго до второй. Но она пронизана размышлениями о том, что же делать, чтобы войн не было, может ли человек сделать так, чтобы их не было. Она читается так, будто написана сейчас.
Следующие цитаты не из нее, а из книги о Швейцере Б. Носика в серии ЖЗЛ:
"Я узнал, что Адольф Гитлер произнес речь, в которой пытался заверить весь свет в том, что мир - единственная цель всех его действий. Речь эта была патентованной уловкой, и я понял, что война близко" (1939).
И из Нобелевской речи  в 1954 году:
"Мое глубокое убеждение заключается в том, что мы должны отвергнуть войну по этическим мотивам, ибо она возлагает на нас вину в преступлении бесчеловечности".
Наивно, да? Один очень близкий человек не раз говорил мне: этика и политика никак не связаны, не надо путать сюда этику. И он же: да, детей погибших жалко. Но только детей.
А Швейцеру было жалко червяка на крючке. Он, строя свою больницу на сваях, каждую из многих сотен свай устанавливал в яму сам, сперва спустившись в нее и проверив, нет ли там какой живности, которая может пострадать.
А автор книги в ЖЗЛ поправляет Швейцера: "Марксистская этика считает насилие допустимым".
Сейчас Маркса-Ленина-Сталина вроде не цитируют, но этика остается частичной. Я знаю безусловно добрых людей, жалеющих каждого воробушка, но войну считающих горькой необходимостью. В крайнем случае они жалеют "наших мальчиков". А если и "не наших" тоже, то обвиняют в их гибели, разрушении их домов, в их вынужденном скитальчестве каких-нибудь американцев, но не себя лично.
Я сделала много выписок, а потом искала эти цитаты в электронном варианте и копировала их. Но сомневаюсь, что, даже если я приведу только часть выбранного, это кто-то прочтет. Поэтому сперва краткое резюме.
К этике имеет отношение всё. Каждый из нас знает, что хорошо и что плохо (категорический императив Канта и хоть Тора, хоть Евангелие, хоть моральный кодекс строителя коммунизма, - "не убий" и "не укради" знают все. И не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе).
Но это люди. Люди могут быть этичны, государства - нет. Государство преследует свои интересы, никак не связанные с этикой, оно скажет вам, что если бы не мы, то нас, что мы спасаем мир, что нам не нужно ни пяди чужой земли, это они сами попросились, - и т. д. Государство может быть этично только как сумма этик его членов. Государство не мистическая космическая сила, это придаток к нам, выбранная нами контора по управлению. Мы не знаем, что будет с Землей, говорит Швейцер. Не знаем, что будет с нами. Не всё от нас зависит, но наша жизнь - да. Нужен единый этический принцип, незыблемый и оптимистический, и он находит его после долгих поисков, находит, плывя в лодке по тропической реке, - его вдруг осеняет. Это принцип благоговения перед жизнью. Во всех ее видах.
Когда думаешь об этом императиве Швейцера, даже по земле, по опавшим осенним листьям идешь иначе.
Я всё время, всё время думаю, как же жить в условиях войны, которую ты не можешь остановить и которую уже никогда не сделать небывшей. Швейцер вот сумел, будучи к тому же немцем, жить нравственно во время двух мировых войн и не увеличить ни на каплю количество ненависти в мире.
Дальше разрозненные цитаты из "Культуры и этики".

Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры. И не война создала эту ситуацию – она сама есть лишь ее проявление. …Самоуничтожение культуры идет полным ходом.
Способность человека быть  носителем культуры… зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим  и свободным существом.
...Культура  предполагает  наличие  свободных   людей,  ибо  только  они  могут выработать и воплотить в жизнь ее
принципы. Современный же человек ограничен как в своей свободе, так и в способности мыслить.
Мы утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким образом на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой человек нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда расшатываются устои культуры и этики.
Присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает. На смену ему приходит проявляющаяся в более или менее разнообразных формах абсолютная индифферентность.
Во время войны… пропаганда… окончательно заняла место правды.
Отрекаясь от собственного мнения, современный человек отказывается и от собственного нравственного суждения. Чтобы признать хорошим то, что общество… выдает за таковое… он подавляет рождающиеся в нем сомнения…
Особенно склонен он извинять все бессмысленное, жестокое, несправедливое и дурное в действиях своего народа.
Культура слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами.
Только господство разума над человеческими убеждениями и помыслами даст гарантию, что люди и целые народы не используют друг против друга силу, которую сделает для них доступной природа.
В чем состоит господство разума над человеческими убеждениями и помыслами? В том, что индивиды и всевозможные человеческие сообщества соразмеряют свои желания с материальным и духовным благом целого и многих, то есть в том, что они этичны.
Если… изучаемое прошлое как-то перекликается с сегодняшним днем, то на интерпретацию его обычно накладывают свой отпечаток национальные, религиозные, социальные и экономические воззрения исследователей… появляется надуманная история для народного употребления, в которой деловито обосновываются национальные и религиозные предрассудки. Наши школьные учебники по истории – рассадники исторической лжи.
Что такое национализм? Неблагородный и доведенный до абсурда патриотизм, находящийся в таком же отношении к благородному и здоровому чувству любви к родине, как бредовая идея к нормальному убеждению.



(выписано так много, что придется разделить пост)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Картинки весенние собрала Май, сакура цветёт на Крестовском острове в Приморском парке Победы апрель, Нева за Благовещенским мостом Никольская часовня и Успенская церковь на другом берегу, на набережной Лейтенанта Шмидта март, набережная Карповки Неоднозначный памятник ...
Итак, не успели на общественный суд предоставить на прошлой неделе модель ведения боевых действий между НАТО и Россией, разработанную американской аналитической организацией Stratfor, в которой указывалось, что основным недостатком альянса в подобном боестолкновении будет недостаточное ...
У нас в РЭШ большое событие. Только что стали известны результаты голосования ...
На похоронах Навального люди кричали "Героям - слава!" Естественный вопрос: "А почему не Зиг 'Хайль?'" Эти. Люди. Неисправимы. И необучаемы. P.S.: У меня теплится смутная надежда, что кричали провокаторы кровавой гебни. Но вероятность я оцениваю долей процента. И, в любом случае, ...
Я так люблю, когда возвращаются снова перелётные птицы! Особенно радуюсь чибисам, которые неизменно гнездятся на КАДе. Каждую весну высматриваю их. И как только замечаю — вздыхаю с облегчением. Ура, они вернулись, жизнь идёт своим чередом. Но если чибисов увидеть проблематично, других ...