Альберт Лебур. Живопись на пересечении стилей.

топ 100 блогов МОСТ21.11.2010 Альберт Лебур. Живопись на пересечении стилей.
Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Альберт Мария Лебур (Albert Maria Lebourg) (1849-1928) – французский художник-пейзажист. Главные интересы Лебура связаны с северо-западной Францией. Впрочем, любовь к этому региону не мешала художнику путешествовать. – Своё художественное образование он заканчивал в Риме, в Алжир попал уже в качестве преподавателя; позже побывал в Швейцарии и Германии, но всё же Франция (Нормандия – Париж – Руан) – по сути единственная «любовь» Лебура.

 

     Уже в 70-е годы Альберт Лебур примкнул к движению импрессионистов; неоднократно участвовал в их выставках.
    Эта связь Лебура с первым поколением импрессионистов в глазах арт-критики автоматически сделала импрессионистом и его самого. Ни в коей мере не оспаривая этого вывода, замечу лишь, что определение стиля этого художника – отнюдь не самая простая задача. Безусловно, с импрессионизмом у Лебура очень много общего: есть ряд картин, которые в полной мере относятся к стилистике импрессионизма и ею исчерпываются, в прочем, они всё же не составляют большинства среди всего, им написанного. Но сам мазок Лебура – стремительный и размашистый, - вполне может быть определён именно как импрессионистский. Но помимо импрессионизма на почерк Альберта Лебура повлияли ещё как минимум два стилистических направления. Во-первых, это – барбизонская школа, точнее – её главный представитель Камиль Коро. – С Коро Лебура роднит склонность к плотной цветовой гамме. Любимое цветовое сочетание Лебура – рыже-коричневое; примерно такое же мы видим и на картинах Коро «зрелого периода». Коричневый – цвет земли. К коричневым тонам, впрочем, достаточно быстро присоединяются и тёмно-синие (вплоть до фиолетовых); порой создаётся впечатление, что коричневый и тёмно-синий конкурируют друг с другом на картинах Лебура в борьбе за власть над его кистью. Синие цвета – цвета неба. Но и небо на картинах Лебура обладает высокой плотностью, массивностью. Здесь свет ассоциируется, на мой взгляд, не столько с прозрачностью, бестелесностью, воздушностью (как, например, на картинах Клода Моне), сколько с вещественностью, материальностью, осязаемостью… И импрессионистские элементы в живописи Лебура, как мне представляется, интегрируются в изначальную барбизонскую стилистику его манеры. Импрессионизм обогащает палитру Лебура, но не изменяет её глубинных основ. Такой барбизонский стиль, обогащённый импрессионистскими элементами, на мой взгляд, вполне может быть назван «необарбизонским стилем», и Лебур – один из ярчайших его представителей. – Кстати, та же размашистость мазка присуща не только импрессионистам, но и многим барбизонцам.
    А другое стилистическое направление, активно повлиявшее на стиль Альберта Лебура, - это тонализм. Импрессионизм часто обращался к тоналистским эффектам, но, всё же, связь импрессионизма и тонализма – это серия ярких, многочисленных эпизодов. Их много, они прекрасны, но не они принесли славу импрессионизму в первую очередь. Для Лебура же тонализм – это естественная форма эстетического видения; на протяжении всего своего творчества он испытывал со стороны тонализма очень сильное влияние. Именно тоналистские эффекты создают ту глубину пространства, которая постоянно присутствует на его картинах и, на мой взгляд, определяет содержание этих картин.
    Это автоматическое причисление Лебура к импрессионизму, как мне думается, не вполне однозначно отразилось на восприятии его картин. – Импрессионизм – это прежде всего «сияние поверхностей», очарование непосредственными, внешними формами реальности. И есть огромное количество художников, которые такое настроение передают намного ярче, чем Альфред Лебур. И, в итоге, Лебур превращается – в рамках импрессионистского движения – в фигуру второго плана. А подобным фигурам, как правило, отказывают в индивидуальности и самобытности. Но если взглянуть на Альберта Лебура в первую очередь как на художника, продолжившего развитие барбизонской традиции, то тогда на первый план в его творчестве выйдут именно индивидуальные черты и достижения. И главное из этих достижений – в следующем: Лебур – художник, обогативший барбизонскую школу импрессионистской цветовой гаммой. Именно это и делает его действительно крупным художником
 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для любителей речных теплоходов я сегодня представляю первую серию “Энциклопедии речного круизного флота России” в навигацию 2022 года. Всего будет 10 серий.        В это видео вошли теплоходы 305 проекта (“пузыри”), которые заходили в Москву в эту ...
Дениз Ричардс и Мария Меноунос ...
Я помітив, що достобіса нівроку освічених українців буквально смикаються, коли чують слова типу "наразі", "етер", "летовище" та інші - адже їх придумали журналісти "ВІКОН" на каналі СТБ , і тим образили філологічні почуття патріотів справжньої ...
А почему в жж все так ненавидят Стиллавина? Ну клоун, да, но ведь смешной же, а ...
Сообщество peremogi . ...