Аланы, болгары, половцы и прочие. Данные древней ДНК
andvari5 — 06.10.2024Рисунок Олега Федорова
Продолжаю обзор образцов из статьи "North Pontic crossroads:
Mobility in Ukraine from the Bronze Age to the early modern
period".
В прошлый раз мы рассмотрели древние ДНК от позднего бронзового века до скифов и сарматов. Сегодня переваливаем за рубеж эр и начинаем с представителей черняховской культуры. Известно, что это культура традиционно связанная с властью готов в Восточной Европе, но при этом полиэтничная, где уживались разные группы, как местные, так и пришлые.
Черняховская культура
Первая тройка образцов происходит из Черновицкой и Черкасской областей. Это могильники Легедзино (Черкасская) и Комаров (Черновицкая).
Легедзино - биритуальный могильник, где есть и кремации, и ингумации. Наши образцы, естественно, происходят из ингумаций. На этом могильнике людей хоронили с конца III-го по конец IV-го вв. нашей эры. Обнаружено множество импорта - амфор, краснолаковых изделий. Возможно, часть погребений могла быть связана не только с черняховцами, но и с сарматами, на что намекают захоронения в нишах и ямах с уступами. Из этого могильника два образца, один из них (UKR045) из ямы с уступом.
Могильник у села Комаров связан с поселением, которое было промышленным центром, ориентированным на производство стеклянных изделий и торговлю с Римом. Этнической состав его был неоднородным и наверняка включал множество переселенцев из империи.
Теперь посмотрим, что показали образцы.
Все три индивида - женщины. На изображении снизу 3 образца. Для каждого показаны 10 ближайших современных групп. Чем выше строчка и цифра рядом с ней - тем ближе. Цвет также маркирует близость. Зеленый - очень близко, желтый - так себе, оранжевый - не близко. И далее - чем холоднее цвет, тем дальше.
Все трое - достаточно южные, похожие на балканцев.
Это же мы видим и в калькуляторе.
Впрочем, у образцов из Легедзино отмечено слабое присутствие азиатских компонентов, более выраженное у UKR045, которые похоронен в яме с нишей. Похоже это небольшая сарматская примесь.
Следующие образцы происходят из могильника Шишаки. Это один из крупнейших черняховских некрополей, он расположен в Полтавской области. Здесь также присутствуют и трупоположения, и трупосожжения, причем первые преобладают. Несмотря на то, что погребальный обряд достаточно многообразный, здесь трудно выделить какую-то определенную (в том числе восточногерманскую) группу. Впрочем, археологи предполагают, что с аланским элементом можно связать ямы с уступами.
Итак, что показало палеоДНК.
Здесь мы видим достаточно смешанное население.
Часть из этих черняховцев тоже южане, часть явные северные пришельцы скандинавского облика (вероятно, сами готы). Возможно, для части образцов может прослеживаться и какое-то восточноевропейское влияние, а для других - степное (сарматское или аланское). Проверим в калькуляторах.
Гаплогруппы двух мужчин.
UKR123 Shуshakу Poltava UkrIA_Chernyakhiv_2 300–400 CE XY H7 R1a-Z93 0.681
У первого она условно степная, а у второго - условно славянская.
Последний образец - Харьковская область, находка из случайно
обнаруженного черняховского погребения. Здесь, видимо, какой-то
замес южан, степняков и восточноевропейцев.
Это мужчина, а гаплогруппа у него, кстати, южная.
Посмотрим на калькулятор. Для части образцов из Шишаков и Золочива действительно присутствует некоторое повышение балтийской бронзы. Видимо, это след от местных восточноевропейцев, набранный по пути, либо полученный на месте. Возможно, местные не попали в выборку из-за кремации, ведь те же Шишаки - биритуальный могильник, где были и трупосожжения, и трупоположения.
Повышение таких компонентов как Zevakinsky и Krasnoyarsk, вероятно, указывает на сарматскую примесь. Но для большинства образцов она мала или отсутствует.
Таковы исследованные черняховцы. В целом, здесь два основных компоненты - южный и скандинавский. Восточноевропейский (славянский или балтский) и степной (сарматский или аланский) прослеживаются в виде незначительных примесей.
Аланы и болгары
Следующая группа образцов представляет салтово-маяцкую культуру. Это было многокомпонентное образование, очень условно приписываемое к материальной культуре Хазарского каганата. Обычно обращают внимание на два варианта СМК - лесостепной и степной. В лесостепном преобладают катакомбные погребения, соотносимые с аланами, а в степном - ямные, соотносимые с болгарами. Обе группы отличаются антропологически. У меня как-то был пост про антропологию салтово-маяцкой культуры, стоит процитировать кое-что оттуда:
"Оба выделенных типа (аланский салтовский и "болгарский" зливкинский) встречаются как в погребениях с ямами, так и в катакомбах Однако, результаты статистического анализы показывают достоверные различия между группами индивидов из катакомб, ямных и курганных погребений. Группы из катакомбных погребений более однородны".
Итак, начнем с болгар. Их у нас три образца.
Болгары
Все их образцы происходят из могильника у села Бочково. И все трое были археологически идентифицированы как болгары на основании погребения в ямах.
Первый образец - женский. Он был погребен в яме с нишей. Про антропологию ничего не написано, но вероятно, столь азиатский аутосомный облик был более характерен для болгар.
Второй образец - тоже женский, но при этом похож на кавказцев (и алан). Череп сильно разложился, поэтому антропологические особенности установить не удалось. Возможно, это аланская невеста.
Третий образец выглядит генетически промежуточным между первыми двумя. Возможно, это плод брака между болгарами и аланами. Это единственный мужчина из выборки, известна его гаплогруппа.
UKR147 Bochkove Kharkiv UkrEMA_Saltiv_Bulgars_1 683–883 cal CE XY D4 R1a-M417 0.152
Уточненный субклад R1a-Y178665. Уже нашлись его современные родственники, о чем можно почитать здесь.
К сожалению, не приведено никакой информации об антропологических особенностях погребенных, потому что болгары и аланы очень сильно отличались друг от друга. Если мои предположения верны, то образец UKR143 должен быть европеоидом, схожим с аланами, а UKR144 демонстрировать монголоидные черты. Однако, что имеем - то имеем.
Аланы
Аланские образцы происходят из знаменитого могильника Верхний Салтов в Харьковской области - одного из тех, что дал название Салтово-Маяцкой культуре. По сути, здесь четыре могильника - Верхний Салтов I, II, III, IV. Образцы были взяты из I, III и IV могильников. Все были погребены в катакомбах, по считающемуся аланским погребальному обряду.
Как можно видеть, большинство алан показывают схожесть с кавказскими группами. Но есть и достаточно азиатские образцы, похожие на болгар, а также промежуточные.
Образец UKR134 - женщина, в которой с некоторой натяжкой можно опознать болгарскую жену алана. Для образца UKR137 (он мужчина) это уже нельзя сделать, поэтому его азиатский облик скорее говорит о включении некоторых болгар в аланское сообщество.
Гаплогруппы:
UKR135 & UKR136 & UKR138; 800-900 AD; Verkhnii Saltiv, Kharkov, Ukraine; Early Medieval; R1b-Z2103>M12149>Z2106>Y100087>FT349745>FT91192* (xBY187510)
Посмотрим, что покажут болгары и аланы в калькуляторах.
В общем, ожидаемые результаты. Южные и азиатские компоненты. Следов какого-либо взаимодействия со славянами нет. "Кавказские" результаты алан не должны удивлять. Такие же результаты показывали и салтово-маяцкие образцы из России. И все это, в общем-то указывает на направление, откуда аланы салтово-маяцкой культуры переселились. Впрочем, это было известно давно - от характерной антропологии, террасного земледелия до специфических артефактов.
Вспоминается, что есть исследователи, которые до сих пор считают салтово-маяцкую культуру отражением не Хазарского, а "Русского каганата". Только вот отсутствие какого-либо взаимодействия его населения со славянами явно выступает против такой теории. И для этих образцов, и для образцов с территории России. Как показывают палеогенетические исследования, если между двумя группами есть взаимодействие, и при этом у нас образцы только одной группы, мы можем проследить это взаимодействие по наличию смешанных (в той или иной степени) образцов. Если их нет - группы не взаимодействовали. В случае, например, Гнездово, есть и чисто скандинавские образцы, и смешанные со славянами. Тут же такого нет. В общем, не буду долго расписывать - все вводные есть, думайте сами.
Половцы
Следующие образцы связаны с половцами или куманами, которые пришли на смену печенегам. Очередная кочевая группа, обосновавшаяся в восточноевропейских степях в средневековье.
Половецкие образцы происходят из Харьковской и Запорожской областей. Это могильники Мамай-Гора, Великая Знамянка, Кумы.
Как можно заметить, это сильно смешанное население, где взаимодействовали азиатский и западный генофонды.
Гаплогруппы двух образцов известны.
Половцы в калькуляторе компонентов эпохи бронзы.
Белый хорват?
Один образец представляет первую половину XIII века и происходит из Звенигорода, входящего тогда в Галицко-Волынское княжество. Неизвестно, почему авторы решили назвать его белым хорватом. Да, регион может к этому располагает, но эпоха-то нет. Это древнерусский образец. А судя по его генетике, он вообще мог быть и неместным.
Вообще, это женщина, поэтому у нее нет Y-гаплогруппы.
В калькуляторах у нее вполне славянский профиль, но характерный
скорее для восточных областей Восточной Европы.
Золотоордынский период
Имеется также несколько образцов золотоордынского периода. Часть происходит из Донецкого городища в Харьковской области, остальные из Кум, Плоского. Если посмотреть на дистанции, то видно, что явно не все из них татары. Двое - местные жители, а еще двое - пришельцы.
Интересно, что один из славян (UKR069) был убит двумя сильными ударами по голове.
Впрочем, если посмотреть на калькулятор, то можно предположить, что UKR069 мог быть человеком какого-то смешанного происхождения. Мб даже бродник какой. Уже слишком нехарактерно повышены у него компонент Зевакинского могильника и бронзы Красноярского края.
Ногайцы
Ногайские образцы происходят из курганов могильника Мамай-Гора в Запорожской области.
Не все из них, конечно, похожи на современных ногайцев, но тем
не менее, явно отличаются от населения предшествующих эпох.
Их гаплогруппы:
Они же в калькуляторе.
Казаки?
Еще два образца обозначены как казаки и самые поздние в статье. Они обнаружены у села Выползов в Черниговской области и датируются восемнадцатым веком. У Выползова обнаружен многослойный памятник, где найдены артефакты самых разных эпох - неолита, бронзы, сосницкой культуры, ранних славян 1-3 вв. и более позднего времени.
В восемнадцатом веке здесь была церковь, а при ней - кладбище, где хоронили по христианскому обряду. Именно оттуда получены образцы. Это две женщины и выглядят они так.
Непонятно, почему они обозначены казаками ну или казачками.
Впрочем, в документах село действительно упоминается как казачье.
Первый образец выглядит достаточно восточным и несколько
непривычным для Черниговщины.
Образцы в калькуляторе.
Вот такой обзор палео из недавней статьи.
Я в телеграме: