Актуальная поэзия от "Безбожника"
angels_chinese — 11.06.2022 Грустные исторические расследования. Наткнулся в статье Реувена Эйнштейна "Советское еврейство во Второй мировой войне" ("Евреи в Советской России. 1917-1967") на пассаж:"Они [евреи] не могли не тревожиться, читая, например, в журнале "Безбожник" от 5 мая 1940 года статью корреспондента, который незадолго до этого посетил Германию. В ней доказывалось, что наступление нацистов на еврейскую религию был главным достижением Третьего рейха; поэтому долгом советских атеистов было помогать новым политическим союзникам в их борьбе против религии".
Полез в интернет, обнаружил, что виртуальные знакомые уже это дело расследовали, причем тогда это дело цитировал не кто иной, как Армен Гаспарян. Отступление: в 2013 году Армен Сумбатович приезжал в Эстонию, и мне - не историку ни разу - пришлось с ним поспорить прямо на его встрече с народом, а потом написать статью "Фашисты и богоносцы", потому что нельзя быть на свете красивым таким. В общем, что Гаспарян не стал проверять источники, я не удивлен. (И что он сейчас Zа, причем с восторгами и прыжками, - тоже.)
Но: Реувен Эйнштейн тоже не сам это придумал, он ссылается на книгу В. Z. Goldberg, The Jewish Problem in the Soviet Union (New York, 1961, p. 306). Эта книга есть в сети, действительно, на стр. 306 есть такой пассаж, причем автор книги ссылается не на журнал, а на atheist organ "Bezbozhnik", 5-5-'40, но конкретнее ничего не говорит.
В СССР в тот момент было два "Безбожника" - газета и журнал. Газета, по идее, выходила по воскресеньям, а 5 мая 1940 года - это воскресенье; но - см. ссылку выше - пишут, что газета в тот месяц выходила в другом режиме. Однако Бен Цион Голдберг мог запросто ошибиться в дате. Газеты в интернетах вроде нет, так что я бы проверял дальше.
Что до журнала "Безбожник", там, да, ничего такого не было. Хотя я бы не удивился. Поскольку журнал был про атеизм, но все-таки советский, _до_ пакта Молотова - Риббентропа при описании столкновений церкви и фашистов - а там вполне писали о протесте австрийского кардинала Теодора Иннитцера, например, который сначала очень поддержал аншлюс, а потом, в октябре 1938-го, хлебнув нацизма, выступил в венском соборе Св. Стефана с проповедью, где сказал: "Мы должны исповедовать веру в фюрера, потому что у нас один фюрер: Иисус Христос", - после чего его резиденцию нацисты сразу разгромили, - так вот, когда автор "Безбожника" писал об этом обо всем, он был в любом случае против фашистов. А также осуждались на страницах журнала антиеврейские погромы. Но это до пакта, повторю.
А в 1940-41 годах никакого восхваления Германии я не нашел, зато нашел немало статей про то, как ужасно обстояли дела "в панской Польше". Непременно надо было ее освободить-то. Ну и в Финляндии церковь была союзником маннергеймовских фашистов.
Печальной кульминацией этого дела стала буквально поэма штатного виршеплета "Безбожника" Бориса Ковынева (1903-1970), напечатанная на последней полосе сдвоенного номера 07-08 за 1940 год. Вчитайтесь. До Великой Отечественной еще почти год, а тут:
Мы брали Львов,
Мы очищали Гродно,
Мы в Вильно шли
Через свинцовый град,
Чтоб жизнь цвела,
Чтобы вздохнул свободно
Измученный
Единокровный брат.
<...>
Мы шли в сраженье
Финскими лесами,
Освобождали
Братьев-молдован...
В общем, плоховато мне стало при чтении этой ненаучно-фантастической братолюбийственной утопии.
Справедливости ради - Ковыневу было явно все равно, о чем писать; в комментарии помещу его же стихо про - в том числе - еврейские погромы в Рейхе, из январского номера 1939 года.
|
</> |