Актер советского кино
destination1 — 09.03.2011 [текст вырезан]смотреть видео
Такое отношение к учебе очень хорошо повлияло на развитие биографии Андрея Миронова как молодого актера.
Несмотря на то, что руководство училища категорически запрещало сниматься студентам в кино (Татьяну Самойлову даже исключили за это), многие все же всеми правдами и неправдами стремились попасть в любую киномассовку. Лишь Миронов этого избегал. Однажды он пробовался на роль в картине Якова Сегеля Прощайте, голуби, но утвержден не был. Возможно это и повлияло на его прохладное отношение к кинематографу, а может быть в памяти остались неприятные воспоминания о неудачном кинодебюте в детстве.
И все же на четвертом курсе Миронов наконец снялся в кино. Причем руководство училища отнеслось к этому благосклонно – Андрей был у них на хорошем счету, да и к тому же помогло заступничество влиятельных родителей. Режиссером, который открыл его зрителю, стал Юлий Райзман. Фильм назывался А если это любовь?.В 1962 году Миронов получил место в составе труппы Московского академического Театра сатиры, на сцене которого он проработал последующие 25 лет своей жизни. Миронов рано начал сниматься. Легкость и обаяние заменяли ему актерскую красоту в привычном смысле этого слова. Его герои вызывали симпатию, но редко - доверие. Таков и персонаж Миронова Дима из знаменитой картины Берегись автомобиля (1966). Этим фильмом Эльдар Рязанов совершил революцию в актерских амплуа 1960-ых годов. В роли вора Юрия Деточкина он снял Смоктуновского, уже прославившегося своим Гамлетом. Положительного героя Олега Ефремова превратил в малахольного следователя. И приправил этот дуэт гарниром из "Папанова", Евстигнеева и Миронова. Герой последнего, жулик Дима, приобретает на нетрудовые доходы новую Волгу и вместо сигнализации ставит в нее капкан. Обращенная к нему фраза Папанова Тебя посодют - а ты не воруй! пополнила запас обиходных крылатых выражений.
В том же году Миронов имел прекрасную возможность сыграть еще одну заметную роль в кино - в фильме Марлена Хуциева Июльский дождь. К сожалению актера не утвердили. Тем не менее, популярность Миронова росла. Роли в кино следовали одна за другой, причем в каждой из них Миронов представал совершенно в ином амплуа. В историко-биографическом фильме Григория Рошаля Год как жизнь (1966) он предстал перед зрителями в образе Фридриха Энгельса, в иронической фантасмагории Ирины Поволоцкой Таинственная стена (1967) сыграл сержанта Карпухина, в комедии Алексея Коренева Урок литературы (1968) – Феликса и, наконец, в знаменитой комедии Леонида Гайдая Бриллиантовая рука - жулика Геннадия Казадоева по кличке Граф.
Удивительно, но биографию Андрея Миронова пока наполняли только драматические роли, но именно роль Козодоева сделала Миронова любимцем публики. Актер настолько обаятельно играл роль этого прохвоста, что никто не мог остаться равнодушным. Позднее Миронов так отзывался об этой роли: Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино - это фильм «Бриллиантовая рука. Мне действительно это очень больно».
Кстати, именно в Бриллиантовой руке состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню Остров невезения. Стоит отметить, что Леонид Гайдай не собирался включать ее в картину. Изменил свое мнение он лишь благодаря совету Юрия Никулина, и не зря - песня мгновенно стала необычно популярной, а Миронов, начиная с этого фильма, стал часто исполнять песни, как в кино, так и во время творческих вечеров. Это стало переходным моментом в развитии биографии Миронова.В 1970-ые годы его носили на руках, в буквальном смысле: например, от служебного входа театра Сатиры до ждавшего его автомобиля. Следующей звездной ролью Миронова стал Маркиз из фильма Достояние республики (1971), в котором его партнером выступил Олег Табаков. Среди ударных эпизодов этого фильма - красиво поставленный бой на шпагах, песенка с припевом Кто на новенького и романтическая смерть героя в финале, вызывавшая слезы у наиболее чувствительных зрителей.
Следующим витком в биографии Андрея Мирнова стала свадьба. Первый серьезный роман актера с Татьяной Егоровой не закончился свадьбой. 24 октября 1968 года Миронов и Егорова подают заявление в ЗАГС, но 15 декабря свадьба не состоялась — у отца Миронова случился инфаркт. Его официальной супругой стала актриса Театра Сатиры 24-летняя Екатерина Градова – исполнительница роли радистки Кэт в знаменитом сериале Семнадцать мгновений весны. 30 ноября состоялась свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой. Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой оказался недолгим. Уже в 1974 году они расстались, а в 1976 году официально оформили развод. 28 мая 1973 года у Градовой и Миронова родилась дочь Маша, в будущем – известная актриса театра Ленком, Мария Миронова.
Новым листом в биографии Андрея Миронова стали 70-е года.
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова Достояние республики. В этом фильме он сыграл одну из самых романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Здесь "Миронов" смог выразить практически самого себя – красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств. И не случайно его герой мгновенно стал кумиром тогдашних мальчишек. Как виртуозно он владел шпагой, как классно дрался и стрелял! А его Песенка о шпаге мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
В том же году Миронов снялся в комедии Эльдара Рязанова Старики-разбойники. Роль блатного прихвостня была эпизодической, но благодаря таланту актера была сыграна ярко и запомнилась зрителям. А спустя два года Рязанов вновь пригласил Миронова в свою комедию. Теперь уже на главную роль. В картине Невероятные приключения итальянцев и России он сыграл лейтенанта уголовного розыска.
Стоит отметить, что в этой картине Андрей Миронов исполнял все рискованные трюки сам, без дублера. Итальянские актеры, снимавшиеся в фильме, приходили в шок, глядя, что выделывал сумасшедший русский. Миронов вылезал из кабины пожарной машины, двигавшейся на скорости 60 км в час, по аварийной лестнице перебирался на крышу ехавших под лестницей Жигулей и влезал в салон автомобиля. Даже для бывалого каскадера это было сложным трюком.
Не менее сложными и опасными были и другие эпизоды, в которых по ходу съемок приходилось участвовать Миронову. Он спускался из окна на 6-м этаже гостиницы Астория в "Ленинграде", держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход…
Фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" вышел на экраны страны в 1974 году и мгновенно стал одним из лидеров проката - он занял 4-е место, собрав на своих сеансах 49,2 млн. зрителей, что не могло не отразиться на биографии Андрея Миронова. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что в биографии Андрея Миронова 16 октября стало знаменательным днем, ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
После Итальянцев Рязанов приступил к съемкам комедии Ирония судьбы, или С легким паром!. На роль Ипполита планировал "Миронова", но актер, прочитав сценарий, от этой роли внезапно отказался и попросил сыграть "Женю Лукашина". Рязанов не мог ему отказать. Однако, как только начались пробы, режиссер понял, что эта роль не для Миронова. На пробах актер пряча глаза, застенчиво произносил: Я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи… Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился… Потом она вышла замуж за Павла. Поверить в то, что какая то Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было уж никак нельзя. В результате роль досталась Мягкову.
Новым этапом в личной жизни и биографии Миронова стала встреча с Ларисой Голубкиной. С Ларисой Голубкиной, актрисой Центрального театра Советской Армии, известной на всю страну по роли Шурочки Азаровой в фильме Гусарская баллада, Андрей Миронов познакомился в 1974 году. К тому времени он уже покинул свою первую семью, хотя официально развод еще не оформил. Голубкина тоже побывала замужем и родила дочь, между прочим, тоже Марию. Миронов удочерил ее дочку и тем самым стал отцом двух Машенек: Маши Мироновой и Маши Голубкиной.
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: Ваша биография, Андрей, насыщена. Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь. К сожалению Миронов не принял это всерьез (а может просто не мог – настолько он был одержим своей работой, творчеством). Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошел первое кровоизлияние в мозг. Его положили в больницу, где врачи поставили внезапный диагноз - менингит. Что стало довольно неожиданным. Это заболевание сыграло роковую роль в биографии Андрея Миронова. В декабре Миронов вновь появился на сцене в роли Чацкого, и когда это произошло, зрители буквально забросали его цветами. Живыми цветами в декабре месяце!В начале 80-х у Андрея Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться. Михаил Державин рассказывал: В «Ревизоре, когда он падал, мы с Шурой Ширвиндтом пытались изловчиться и поймать его так, чтобы не дотронуться до больных мест под коленками, под мышками. Он страшно мучился. Дорогой парфюм заглушал аптечный запах разных мазей, которыми он спасался. Ему делали переливание крови, аутогемотерапию. Но ничего не помогало...»
Андрей "Миронов" обратился к помощи знаменитой Джуны, но и ее способностей не хватило на то, чтобы вылечить болезнь.В биографии Андрея Миронова начались тяжелые дни. В конце концов Миронов решился на жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. После нее ему стало немного легче.
Следующим эпатом в биографии Андрея Миронова стали 80-е годы. 80-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных – наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах Будьте моим мужем, Сказка странствий, Мой друг Иван Лапшин и Человек с бульвара "Капуцинов". В комедии Аллы Суриковой Будьте моим мужем он предстал в роли чуткого и тактичного детского врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической притче Александра Митты Сказка странствий Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача, поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
Отдельно стоит сказать о киноповести Алексея Германа Мой друг Иван Лапшин. А. Вислова писала: Миронов удивил многих, хотя новаторская эстетика самой картины несколько отодвинула на задний план впечатление от роли актера... Миронов очень органично вошел в этот фильм. Настолько, что зрители первых просмотров меньше всего думали о том, что на экране среди других популярнейший актер. Это была его победа, одержанная в поединке с самим собой, с собственным образом в кино и со зрителями, приверженными застывшим стереотипам восприятия. Роль писателя Ханина, особо сразу не отмеченная, на самом деле оказалась едва ли не лучшей его ролью в кино.
Последней работой "Андрея Миронова" в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием Миронова сняться в главной роли. Это была последняя картина в биографии Андрея Миронова.Фильм «Человек с бульвара Капуцинов вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен "Бриллиантовой руки". Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил…
14 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле Женитьба Фигаро. Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное.
Рассказывает Александр Ширвиндт: Фигаро: Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне... Это были последние слова Фигаро, которые он успел произнести... После чего, пренебрегая логикой взаимоотношений с графом, Фигаро стал отступать назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать... Граф, вопреки логике, обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удивленного такой трактовкой этой сцены, унес Фигаро за кулисы, успев крикнуть Занавес!. Шура, голова болит, - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге и в жизни вообще...»
Бесчувственного артиста положили на носилки и повезли в городскую клинику. Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга). Вдоль железнодорожных путей, по которым поезд вез в Москву тело актера, стояли тысячи людей и бросали под колеса цветы. Всенародная любовь не оставила Миронова и после его красивой театральной смерти в возрасте 46 лет. Вот такая трагическая биография Андрея Миронова - гениального актера прошедшего столетия.источник: http://sauteed-maude.livejournal.com/7990.html
|
</> |