«Актёр», 2022, Россия, режиссёр Вано Бурдули

топ 100 блогов crazy_reader25.02.2023      Хвалиться тем, что досмотрел этот фильм до конца не хочется, потому что настолько нелогичного сериала я давно не видел. Встречал, конечно, но забрасывал в самом начале. Здесь же задержался, а причины таковы.

          Первая в том, что я пару-тройку лет назад видел у Вано Бурдули сериал «Территория» . Он мне, в целом, понравился, поэтому вызывала интерес и новая работа. Вторая причина – хорошая работа оператора. Такое же впечатление у меня было и от Территории, но там были виды провинциальные, здесь же действие проходит в Питере и много сцен снято на городских улицах, к тому же хватает и общих планов с дрона. (Облезлые питерские крыши, конечно, глаз режут, но общая геометрия города выглядит привлекательно). Третья же причина – моё любопытство. Надо же узнать, куда режиссёра выведет кривая и до какой степени он выдержит начатую линию на борьбу с логикой. Теперь о сюжете.

«Актёр», 2022, Россия, режиссёр Вано Бурдули

         Третьеразрядного актёра Ивана Липатова выперли из фильма, в котором он снимался, выперли со съёмной квартиры, выперли из более-менее полноценной личной жизни, уведя у него женщину. Вдобавок, бандиты из подпольного казино, в котором он пытался поправить свои финансовые дела, требуют немедленно погасить накопившийся долг. Жизнь обложила его красными флажками и взяла на прицел. Тут ему и поступает странное предложение, но не в его положении разбираться, что к чему, надо ковать любое железо, даже еле тёплое.

        Ивану предлагают сыграть роль какого-то реального человека, на которого он похож внешне. Что-то типа розыгрыша, заказчик, мол, над женой хочет подшутить. Он садится в машину к заказчику, но узнать подробности своей роли не успевает – его вырубают электрошокером, а когда незадачливый актёр приходит в себя, то видит бездыханное тело заказчика, а в салоне автомобиля - сумку с деньгами. В голову Ивану приходит мысль – заскочить в квартиру к убитому (адрес он нашёл), забрать загранпаспорт и улететь из страны куда подальше, решив, тем самым, все свои проблемы. Денег-то хватит на всё.

          На этой же машине он приезжает в квартиру и тут его ждёт неприятный сюрприз. Его ещё раз вырубают, а затем неизвестная ему женщина начинает требовать у него общак. Тут я подумал, что сериал – об обычных криминальных разборках и теперь надо готовиться к погружению в жестокий мир, хорошо освоенный нашим кинематографом. Но нет, режиссёр смотрел выше и дальше.

          Оказалось, что эта женщина – агент иностранной спецслужбы, которая ведёт охоту за новейшей разработкой российских учёных. Просто говорит с акцентом, что и ввело меня в заблуждение. На самом деле она искала «Очаг» – прибор, с помощью которого можно управлять поведением человека, сделать его беспрекословным исполнителем любых команд, которые выдаст ему владелец этого устройства.  Понятно, что та страна, которая имеет такое оружие, может сделать очень многое безо всяких ядрёных бомб. И оказалось, что тот, под которого загримировали Ивана, работал в центре, где был создан Очаг, и, скорее всего, он же его и похитил, оставив вместо себя Ивана. Вот с ним, мол, и разбирайтесь, а я тем временем...

          Сюжет обсуждать не буду, потому что те несуразицы, о которых я упомяну ниже (их в сериале больше, но я пишу не по свежим следам и не всё помню), ломают все ухищрения режиссёра, который хотел снять фильм в современной манере, то есть динамично, короткими сценами, резкими проявлениями чувств.

          Глаза у меня начали медленно продвигаться по направлению к области лба, когда дети того, которого вынужден в реальной жизни заменить актёр, не замечают подмены. Родного отца не узнали! Ладно, похож внешне, но голос, например? Пускай сын в младшем классе, плохо соображает, но девочка-то уже скоро на выданье.

          Но ещё больше вопросов к работе ЭфЭсБи, пришедшей на смену КейДжиБи. Тут не только Марина, начальник  отдела в этой организации, в одиночку ходит на рядовые проверки, но и высшие чины лично бегают с винтовками по городу, устраняя тех, которые «честно жить не хочут». Нельзя не отметить и пропускной режим в этой суровой организации. Наш Ваня, человек с улицы, ходит в тот самый важный отдел, занимающийся, в том числе, и поисками совершенно секретного Очага, как в круглосуточную Пятёрочку. Надо – зашёл, надо – вышел. Идёт обсуждение деталей операции, начальство ещё более высшего уровня, чем генерал с винтовкой, раздаёт указания, которые не все должны слышать, а тут стоит Ваня и на ус наматывает. Впрочем, не только внутри помещений  ЭфЭсБи такой бардак, но и на объекте, на котором идёт доработка Очага, проводимая под кураторством этой организации, бардак ещё тот. Оказывается, вход в вентиляционные коммуникации на режимном объекте запирается обычным замком из хозмага, сбить который – дело нескольких секунд.

          Американское кино  часто показывает в неприглядном виде деятелей из ЦРУ. Вано Бурдули решил воспользоваться чужим опытом и провернуть что-то похожее у себя в картине. На уровне, как минимум, руководства питерским ФСБ. Отмечу, что личных интересов эти деятели не преследовали. Их мотивация выращена на другом поле. На старом. Кратко: при защите интересов страны нечего обращать внимания на сопутствующие жертвы. И, надо сказать, в фильме постарались довести эту линию до абсурда. Противовесом таким закостенелым взглядам в сериале стало более молодое поколение. Для них ценна жизнь каждого человека, и никто не вправе ради высших, как кому-то кажется, целей жертвовать невинными людьми. И целью должно стать спасение всех. Мысль привлекательная, но что мы видим в сериале?

          Персонально эту линию в фильме проводят Иван и Марина. Поколение, которое идёт на смену замшелым догматикам. Только вот и у относительно молодых не всё соответствует их же тезисам. Спасая жизнь ребёнка, они действовали настолько неумело и глупо, что погубили, в свою очередь, не меньше невинных людей, чем их старшие коллеги. Видимо, и у этого поколения не всё складывается, будем ждать, пока подрастут те, которые придут им на смену.

          Понятно, что нелепо требовать от кинематографа стопроцентной достоверности и логичности при конструировании своих миров. Тем не менее, и за концентрацией нелепостей следить необходимо. Иначе можно загубить всё дело. То, что получилось в нашем случае, можно было бы выправить, но только с помощью кувалды. В итоге, даже неплохо снятый с точки зрения картинки фильм оставляет горький привкус. Динамика без логики мало что значит. Я ожидал другого.

П.С. По каким-то причинам фильмы Бурдули доходят до зрителя с большой задержкой. «Территория», например, была окончена в 2017, но вышла в свет года через три-четыре. «Актёр» снят в 2018, а стал доступен только сейчас. В чём дело?

============

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Буквально вчера мой славный алтайский френд albinos76 задался вопросом - а есть ли жизнь на Марсе настоящее молоко в мороженном, что завезли в ассортименте в ближайший магаз? Он маньякально скрупулезно подошел к этому вопросу и выяснил, что нифига нет в их мороженках молока , а есть ...
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. ...
Честно говоря, у меня закончились фотографии, которые мне хотелось бы показать в большом разрешении. Поэтому субботние обои на сегодня отменяются. Можете залезть на сайт sergeydolya.com и выбрать что-нибудь из архива.Вчера многие прислали мне свои ...
125 лет назад, 16 мая 1898 года , на территории Российской империи, то ли в Варшаве, то ли в Москве, в семье польского адвоката еврейского происхождения родилась известная художница, королева стиля ар-деко Тамара де Лемпицка (Мария Борисовна Гурвич-Гурска). Но волею судьбы творческая ...
Флаг у России появился только в XVII веке. До этого у русский князей были «стяги» — боевые знамена. После Крещения Руси (988 год) на стягах изображали святых или лик Иисуса Христа на ярком фоне. Самым распространенным был красный. В «Сказании о Мамаевом побоище» (Куликовская ...