Акт о преступлениях, совершенных немецкими оккупантами в районах Минской области
a_dyukov — 01.03.2011С 20 мая по 20 июня 1943 г. в Бегомльском, Плещеницком и Борисовском районах Минской области действовала так называемая карательная экспедиция против партизан, на самом же деле целью этой экспедиции, как это свидетельствуют многие жители и даже сами участники этой экспедиции, как это видно из действий карательной армии, заключались истребление мирного, ни в чем неповинного населения, угоне молодежи в Германию и грабежа крестьянского имущества.
Немецкие офицеры и солдаты прямо говорили жителям Логойского района: «Мы сожжем всю Белоруссию». Насильно взятый в армию народник Вильтовский, перебежавший недавно к партизанам, говорит: «Немцы говорили, что они разрушат все города и села Белоруссии».
Вот факты злодеяний немецких солдат и офицеров.
1) В дер. Малая Пусто-Мстиж Иканского сельсовета Бегомльского района немцы 26 и 27 июня с.г. разрушили и сожгли 20 домов, 3 колхозные постройки, убили и зверски замучили 73 мирных жителей, забрали все личное имущество крестьян, угнали 11 коров, 6 лошадей, забрали свиней, овец и всю домашнюю птицу.
Среди убитых и сожженных большинство женщин, стариков и детей. В том числе почти вся семья Коренько, Доменико — 8 человек, 75-летняя Тофиля, 3-летний Верховодко Михаил, годовалая Верховодко Люба, 2-летний Ивчик Витя, 62-летняя Верховодко Домна и другие.
Жители деревень Большая и Малая Пусто-Мстиж и Иканы по приказу немецкого командования были созваны якобы на собрание. На улице немцы играли на патефонах, заставили играть гармониста. В это же время группа немцев, человек 15—20 ходила по квартирам и беззвучки расстреливали всех, кого заставали дома. Когда же собрался весь народ, немцы из автоматов и пулеметов расстреливали мирных жителей.
2) В деревне Горелый Луг Бегомльского района немцы убили 29 мирных жителей, 9 угнали в Германию, разграбили личное имущество крестьян и угнали 34 коровы. Немцы заживо сожгли колхозника Маркова Михаила, 35 лет, убили 60-летнего Стрижина Петра, 50-летнего Рымша Томаша, 15-летнюю Зенькевич Татьяну и других.
3) В дер. Иканы оккупанты разрушили и сожгли 34 дома, убили, сожгли и зверски замучили 110 мирных жителей, угнали весь скот. Убили и замучили колхозниц: Аринич Марту — 56 лет, Великовскую Юлию — 55 лет, Кучок Анну — 37 лет, старика Волчанина Никиту — 70 лет и учительницу Ядвигу Ковзан разлучили с ребенком и насильно посадили на автомашину. Когда машина тронулась тов. Ковзун соскочила с машины и набросилась на палачей, тогда гитлеровцы убили ее.
4) В деревне Новоганцевичи Плещеницкого района немцы сожгли и разрушили 10 домов, убили 8 мирных жителей, в том числе Асаенко Павлика, 8 лет, Катю Яроша, 3 года и других. В дер. Койтаново Бегомльского района каратели сожгли 2 дома и угнали в Германию девушек и молодых парней. Немецкие изверги сожгли 70-летнюю Рурвич Анну.
5) В деревне Липки Плещеницкого района немцы убили колхозницу Бадюлю Анну — 80 лет, 48-летнего Бадюлю Трофима, а молодежь угнали в Германию. Сожгли дотла всю деревню (33 дома). В деревне Слобода того же района немецкие мерзавцы сожгли 112 домов.
6) В деревне Клюндевка Бегомльского района немцы сожгли 29 домов, замучили 2 колхозников. В дер. Замочье оккупанты убили 5 колхозников, а молодежь угнали в Германию. В деревне Застенок Бегомльского района оккупанты забрали у населения все продукты питания и домашние вещи. В дер. Большая Пусто-Мстиж Бегомльского р-на немцы разрушили и сожгли 44 дома и убили 180 мирных жителей, преимущественно женщин, стариков и детей.
7) В деревне Скуплино оккупанты сожгли 53 дома, зверски замучили и сожгли 58 жителей, среди которых были 92-летние старухи и грудные ребята. Немцы бросали маленьких ребят через окна в горящие дома (была брошена Уссонская Реня 4-х лет), Арынский Якуб Антонович, 92-летний старик, был замучен и брошен в огонь, остальных жителей фашисты сожгли в домах. Немцы угнали 88 голов крупного рогатого скота, в деревне осталось только 16 коров, которых смогли спрятать в лесу. Угнали 55 лошадей, истребили всю домашнюю птицу, увезли всех свиней и овец. Из деревни немцы вывезли сельскохозяйственный инвентарь (плуги, бороны и молотилки). Забрали одежду, продукты питания. Фашисты, как псы-ищейки, разыскивали повсюду имущество крестьян, отрывали ямы и забирали ценные вещи; что не могли забрать, сжигали на кострах. На второй и третий день своего пребывания в Скуплино немцы согнали всех жителей в сараи и держали три дня без всякой пищи.
8) В дер. Звеняты Борисовского района немцы зверски замучили 12 мирных жителей. В этой деревне, по приказу немецкого офицера, солдаты расстреляли колхозницу Дарью Буцько только за то, что она просила сохранить жизнь детям. Эти лютые звери размозжили прикладом голову новорожденного ребенка. В деревне Рудня того же района немцы сожгли и разрушили 39 домов и 71 общестенную постройку. Зверски замучили, расстреляли и сожгли 84 мирных жителя. Немецкие солдаты собрали всех девушек в центре села и приказали им вымыться в бане, одеть чистое платье, якобы для отправки в Германию, а затем насиловали их и расстреливали. Ужасным мучениям и пыткам были подвергнуты 18-летние девушки Лида Мозолевская и Валя Новичонок. В дер. Усохи того же района немцы расстреляли 28 женщин, стариков и детей. Нет слов, которыми можно было бы описать зверства гитлеровцев.
Разграбив имущество крестьян, гитлеровцы стали рыскать по лесам, проселочным дорогам и сгонять население в деревни. По дороге, недалеко от деревни Усохи, проезжал обоз 46 семей — жителей деревни Ганцевичи; немцы в деревне Уборок выдали крестьянам пропуск для проезда в свою деревню. Когда их остановили, пожилой крестьянин предъявил офицеру пропуск. Тот посмотрел пропуск, порвал его и приказал солдатам загнать крестьян в три сарая. Через несколько часов немцы обложили сарай соломой и подожгли. Немецкие солдаты и офицеры стояли у этих гигантских костров и спокойно наблюдали, как в страшных мучениях погибали люди, а когда из обгоревшего сарая стали выбегать женщины, немцы их хладнокровно расстреливали. Так зверски замучено и сожжено 200 женщин, стариков и детей.
На опушке леса оккупанты заметили жителей дер. Усохи. Крестьянка Чуботарь Палюта держала в руках икону и просила не трогать мирных жителей. Какой-то малый молодчик выставил икону, а зетем застрелил женщину. В лесу гитлеровцы убили всю семью колхозника Алая Ивана (жену и трех детей). Тогда Алай не выдержал, он поднялся и бросился на изверга с криком: «Всех нас не перебьете. Скоро придет и вам конец». Оккупанты расстреляли колхозника.
9) Немцы опустошили деревню Новое Село Борисовского района, 23 женщины и 11 мужчин были убиты на месте. Солдаты пьяные ходили по селу и избивали шомполами детей и подростков. Три офицера с помощью солдат раздевали женщин, надругались над ними, а затем расстреляли их из автоматов. Полину Круглик насиловало 30 человек, Чеботарь Федору — 15 человек. Не выдержав мучений, колхозница Верховодка Анна сошла с ума. Разъяренные человеческой кровью, немецкие звери согнали 107 женщин, стариков и детей в одну избу и зажгли ее. В огне и дыму медленно, мученической смертью умирали люди.
10) В деревне Сутоки Борисовского района немцы сожгли все дома крестьян, угнали скот, лошадей. Пьяные немецкие мерзавцы насиловали женщин на глазах их мужей, а после их избивали. Расстреляли 4 мирных жителей, а остальные жители спаслись от смерти, убежав в лес. В деревне Крацевичи того же района сожжено 75 домов, сожжен хутор Волотово. Немцы ограбили крестьян, забрали все зерно, картофель, угнали лошадей и коров. Пьяные гитлеровцы ходили по деревне и бросали гранаты в окна домов. Немецкие изверги ставили стариков на колени и расстреливали из автоматов, стреляя зажигательными и разрывными пулями. Резали детей кинжалами. Всего уничтожено 92 мирных жителя. 14 человек ранено. Из них полностью убито и сожжено 30 семей, в том числе 28 мужчин, 64 женщины и дети. Угнано на рабские работы в Германию 9 человек. Цветущая деревня теперь представляет собой груду кирпичей, камней, обгорелых бревен.
11) В деревне Лисино сожжено 120 домов. У крестьян угнан скот, ограблено все имущество. Гитлеровцы расстреляли 22 мирных жителя этой деревни. Оккупанты сожгли деревни Селец и Боровляны Борисовского района и большую часть населения, которому не удалось скрыться от оккупантов, угнали на принудительные работы в немецком имении Казимирово. (Эти деревни первый раз были сожжены в июле 1942 г.). Некоторые жители дер. Жортайка, надеясь на милость немцев, встретили их с хлебом и солью, но немцы все равно сожгли деревню, а жителей убили. Двух неизвестных женщин гитлеровцы привязали к дереву, облили керосином и сожгли.
12) Ужасную расправу учинили гитлеровцы над мирным населением деревень Большая и Малая Пустая. Гитлеровцы сожгли деревни, согнали в одно место всех жителей и расстреляли их. Они подводили к вырытым могилам группу людей, приказывали им ложиться, а затем расстреливали. Потом приводили следующих, ложили их на убитых и также убивали. Чтобы не запачкаться в кровь, палачи надевали на руки специально резиновые перчатки. Было убито огромное число людей, только в одну яму гитлеровцы положили убитых ими 460 мирных жителей.
13) Оккупанты сожгли деревни: Божадары, Пострежье, Домжерицы Бегомльского района, Лисинскую Рудню, Крацевичи, Дубовый Лог, Глинище Борисовского района, Лютец, Клетное, Палик, Глыбочицу, Хоново Холопеничского района. Трудно подсчитать все жертвы фашистского террора. Только в одном Бегомльском районе гитлеровцы сожгли, расстреляли и замучили 10 000 мирных жителей, угнали на каторгу в Германию 5000 юношей и девушек.
14) Как это видно из показаний свидетелей, видевших своими глазами зверства гитлеровцев, немцы забирали у крестьян, не брезгая ничем. Немцы брали швейные машины, постилки, подушки, перины, белье, верхнее и нижнее платье, детские рубашонки, посуду, различный домашний инвентарь, кухонную утварь, забирали все продукты питания и т.п.
К акту прилагают:
1. Письмо колхозника В. Осиповича.
2. Список убитого мирного населения дер. Пусто-Мстиж Иканского сельсовета Бегомльского района Минской области.
3. Акт, составленный группой партизан, о задержке обоза с награбленным у крестьян имуществом.
Настоящий акт составлен 1 июля 1943 г. Комиссией опрошены десятки мирных жителей, бывших свидетелями злодеяний оккупантов.
Как это видно из показаний участника карательной экспедиции — народника, перешедшего на сторону партизан Вильтовского, организаторами всех зверств и издевательств над мирными жителями были немецкие офицеры.