Ах если бы...

Асимметричная конструкция СССР привела к тому, что в национальных республиках появился смысл существования политических наций, в то время как в РСФСР вроде как его не было. Встречал такое утверждение, коммунисты России это коммунисты всего СССР сразу. То есть получается, коммунисты без родины, в то время как у других коммунистов – родина была. Вообще, история взаимоотношений марксизма и национализма предмет даже не разговора, а отдельной книги. Первоначально ведь предполагалось что новые советские республики будут присоединяться к СССР, и в этом то смысл СССР и заключался. Но например Мао уничтожил просоветское крыло в своей партии именно потому что оно хотело взять часть Китая и войти в состав СССР – а если получится то и всем Китаем. И Сталин это съел. Потом – в СССР не приняли Болгарию, хотя при Брежневе разговор шел. Ну а как принимать в СССР Польщу после 1945 года? Сталин даже не пытался.
Это уже был проигрыш. Формальное признание того факта, что национализм есть и в социалистических странах, и он сильнее декларируемой международной солидарности трудящихся. То есть один из фундаментальных постулатов советской доктрины оказывался ложным. А дальше если не забиваешь ты – забивают тебе. Вполне советские, выращенные в СССР люди – взяли и проголосовали 92 % за суверенитет Украины. При этом уверен, если бы на том же референдуме был вопрос: вы хотите жить в социалистическом или в капиталистическом государстве – сторонники капитализма проиграли бы, причем мощно. Консенсуса жить при капитализме – в Украине не было, его и в России тогда не было.
В советском социализме был такой постулат, оказавшийся настоящей бомбой. Бороться за личные, индивидуальные права, права человека было нельзя – а вот за права народа, народности, нации – было можно. Слово «нация» не употреблялось, было понятие «буржуазный национализм» - но это было словоблудие. Получился этакий особенный «социалистический национализм». Знаете чем он отличается от нормального? При нормальном национализме важен и ценен каждый член нации. Национализм готов защищать права «маленького человека» не только против чужаков, но и против государства. Немцы при Гитлере равнодушно или даже с одобрением смотрели на издевательства над евреями, но попытка отправить в концлагерь немцев (не коммунистов) вызвала бы бунт, и даже массовая расправа с левыми тоже вызвала бы бунт. Социалистический национализм унаследовал от марксизма поразительное равнодушие к судьбе и правам отдельного человека. Если речь идет о нации в целом – тут да, тут готовы травить чужаков и смертельно обижаться на любое неосторожное слово. Но если свое государство, свои менты издеваются, обирают, политики нагло врут и шарят по карманам – на это плевать.
В девяносто первом войны русских со всеми соседями (и не только с Украиной, Прибалтике, Средней Азии тоже досталось бы), югославского сценария не состоялось потому что русские не образовывали нацию. Но получив в личное пользование РСФСР-РФ и заодно натерпевшись издевательств, русские, вопреки всему и в первую очередь вопреки позиции власти, для которой позиция «русские – они как бы для всего государства сразу» - начали формировать нацию. Процесс этот не завершен – но он и не должен был завершиться за тридцать то лет. И этот процесс – сопровождается ростом нетерпимости к национальным выходкам «свидомых» соседей, и вообще к соседям, а соседи все никак не могут понять – что когда они что-то делают, это же произойдет и с ними рано или поздно, но с одной поправкой. Одно дело, когда бузит два три миллиона, и другое – когда бузят сто пятьдесят. Просекаете?
Могу «обрадовать» свидомых и их адвокатов. Чаемый вами распад России – это будет ваш Холокост, потому что тогда неизбежно образуется «этнически чистая» Россия, где соблюдать правила добрососедства и терпимости, свойственные многонациональному государству – уже не надо будет. Дальше надо? Нет? А я все же скажу.
Когда в 1944 году Тито вступил в Белград вместе с частями Красной Армии, он первым делом расстрелял тридцать тысяч человек. Расстрелами сопровождалось все движение армии Тито к границам, а в 1945 году – по решениям Ялтинской конференции англичане должны были выдать Тито проигравшую армию хорватского государства. Англичане выдавали партиями хорватов, титовцы везли их на грузовике в ближайший овраг, там расстреливали и ехали за следующими. Только когда титовцы расстреляли так пятьдесят тысяч – британцы пригрозили прекратить выдачу. Тогда Тито устроил на безлюдном острове Голый Оток концлагерь и отправил оставшихся туда на смерть.
Вот как это выглядит, когда нации – с обоих сторон конфликта.
|
</> |