"Агора". Всем смотреть.

Сократ Схоластик. Церковная история, 7, 15.
Вчера мы посмотрели "Агору" Алехандро Аменабара. Я не могу сказать, что фильм великолепный - у меня много претензий к его сценарию, динамичности и некоторым эпизодам. Но это все мелочи.
Многомерный, серьезный фильм, показывающий последние дни величественного Древнего мира, его ученых, его рафинированной изысканности, его интереса к человеку. На смену всему этому придут толпы безграмотных людей в черных рясах, которые будут скалывать лики древних богов, созданные выыдающимися художниками, и уничтожать древние свитки - источник знания. В фильме - это отбитые головы царей древности, поваленная статуя Сераписа, соженные примитивными фанатиками книги, которые, не удерживая в хрупких руках, пытается спасти Гипатия.
За этими кадрами, за которые, я уверен, ревностные христиане будут долго проклинать Аменабара, стоят последние храмы древности и их служители, которых после "знаменитого" эдикта Феодосия убивали и уничтожали на пороге древних святилищ темные люди, держащие кривой крест в руках. Чего стоила только история храма Исиды на острове Филе. Сегодня туристы в шортах, причаливающие к храму Исиды, и не смотрят на соседний остров эль-Хеса, где были погребены те последние служители богини, которых пытали и убивали христиане. Аменабар прекрасно показал их, взглядом сверху, - полчища черных насекомых, наводнившие древние, уже полузабытые храмы, уничтожающие статуи философов, так как знаний нет, чтобы прочесть на их постаментах имена, отличные от имен ненавистных богов. Я могу долго хвалить декорации фильма, говорить, что воссоздан, частично, храм Хора в Эдфу, пронаос храма Хатхор в Дендере и осирические пилястры Абу-Симбела.
Там много красивой египтизации. Дело не в этом. Дело в том, что в фильме показана удивительная женщина, способная сомневаться и рассуждать, пока всем силой приказано верить; думающая о планетах и орбите земли, когда вокруг гибнет мир. История не любит таких, как она. Возможно, именно поэтому человечество регулярно теряет, предаваясь увещеваниям очередного чернорясого попа, алчного до власти, свои сокровища, нажитые поколениями. Возможно, именно поэтому мы порой соглашаемся с древними египтянами, считавшими, что история человечества - это история деградации, а отнюдь не прогресс. Сократ Схоластик писал о том, что "подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову", однако, он был, увы, большим идеалистом и жил прежде, чем наступила эпоха Конкисты и под тенью креста погибли удиваительные культуры Нового света, прежде, чем чуждое понятие "греха" было вменено вольным и по духу своему радостным народам восточной Европы. Стоит упомянуть, что это эпоха Гонория, того самого "благого" императора, по приказу которого был разрушен Серапеум и уничтожены древние знания и открытия, запечатленные в свитках.
Фильм очень нужный, особенно теперь, когда идет тотальная клерикализация страны и десятилетних детей ставят перед выборам, пихая им в нос учебник, написанный не учеными-религиоведами, а жадными до душ человеческих ловцами в рясах, когда государоственные музеи вышвыривают из стен, где они годами реставрировали и хранили произведения древнего искусства и письменности. Он заставляет понять, что человек жив сомнением, что вера - это не догма, что диалог человека и бога не прописан на пожелтевших страницах книги, где записано эпическое и порядком лживое сказание трудной жизни одного кочевого народа, не достигшего величия ни Египта, ни Вавилона, но претендующекго на власть над душами этого мира. Он заставляет понять, что человек склоняет колени перед своим богом, а не перед написанной писцом книгой. На фоне этой алчности, властолюбия, ненависти - Гипатия с ее открытом взглядом, устремленным в небо, выглядит ребенком, чистой и незамутненной душой.
Аменабару не хватило сил показать, что ее убили, содрав с нее кожу и плоть глиняными черепками. Он пощадил христиан - тех самых, что никогда не щадили разум, более яркий, чем они, культуру, более высокую чем они и силу воли более устремленную к богу, чем то, что они предложили разрушенному и повергнутому в пыль величественному миру. Особенно они, подобно епископу Кириллу, канонизированные друг другом убийцы, не любили мудрость и стремление к знаниям, - то, чем жил Древний мир, разрушенный фанатизмом, вандалами и просто дикими людьми, которыми их примитивная вера дала свободу и возможность восторжествовать над теми, кто им не был и никогда не стал ровней.
Главная ложь, которая также не озвучена в фильме, состоит в том, что жизнь и мученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития мифической христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века. Тем, кто писал это, не были важны имена. Им были нужны новые мученики и новые жертвы. Им нужно было оправдаться перед потомками за смерть невинных.
(с) Виктор Солкин