рейтинг блогов

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

топ 100 блогов incognito_from08.04.2021 фильма "Агония", снятая Элемом Климовым в 1974 году была показана советскому зрителю лишь в 1985 году. На днях я затеял контрольный отсмотр и в результате пришел к выводу, что этот фильм не так прост, как кажется на первый взгляд.

При этом это вероятно тот случай, когда речь не идет о "дополнительном смысловом слое", так как персонажи не меняют своих значений. Просто происходящее в кадре меняет смысл, если обратить внимание на одну маленькую деталь, которая имеет принципиальное значение.

В фильме есть сюжетная линия, которую я зафиксировал в виде слайдов. И благодаря этому мне удалось разглядеть то, что авторы (сценаристы и режиссер) хотели показать. Я имею в виду сюжетную линию с баронессой N, к которой Распутин грязно домогался на лестнице в ресторации, в которой он до того пьянствовал с цыганами, а затем приватно встречался в отдельном кабинете с министром внутренних дел Хвостовым на предмет назначения его премьер министром. Муж баронессы съездил святому старцу по физиономи (а еще скорее всего и по яйцам) был арестован и на следующий день баронесса отправилась на Гороховую 64 в самое что ни на есть логово Распутина, чтобы отдаться святому старцу ради спасения любимого мужа.

Это краткое описание "декоративного смыслового слоя", а ключ к пониманию того, что это было на самом деле дает (на мой взгляд)  вот этот слайд.  На баронессе нет креста. В практическом плане это означает, что она одержима бесом и Распутин называет его по имени - Сатана, то есть это чуть ли не самый главный, самый сильный бес, который Распутину оказался не по зубам

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

то есть такая маленькая деталь, как отсутствие креста превращает эпизод с гнусным домогательством к аристократке в ресторане в попытку изгнания беса, которая как мне представляется оказалась неудачной и бесы в итоге победили , а сам Распутин , как известно , был убит.

Акцент на кресте был сделан в другом эпизоде - во время встречи со Штюрмером, другим претендентом на пост премьер-министра Распутин интересуется, не немец ли он, ходит ли в церковь и Штюрмер предъявляет в качестве доказательства нательный крест и это доказательство вполне устраивает Распутина. слайд с этим моментом. Крестик не видно,  но зато есть английские субтитры с репликой, которую произносит в этот момент "природный русак" Штюрмер

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

После такой прелюдии этот эпизод с харасментом приобретает совершенно другой смысл - на самом деле это акт экзорцизма в той его специфической форме, которую  по мнению авторов фильмы практиковал  Григорий Распутин. Желающие могут посмотреть этот эпизод (0-38-40)

тут Распутин выходит в вестибюль и встав рядом с традиционным в подобных местах чучелом медведя  оглядывается по сторонам и замечает беса

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

который сидит в этой прекрасной даме, поправляющей свою прическу у зеркала. Дама , то есть вселившийся в неё бес замечает, что обнаружен, но пытается делать вид что его нет

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Распутин пренебрегая всеми правилами приличия, о которых он по причине своего низкого происхождения имеет самое смутное представление , лезет прямо через перила на лестницу и направляется к бесу, который обитает как бы внутри дамы и управляет ею примерно тем же манером, что и водитель автомобилем или наездник лошадью, при этом из всех присутствующих беса видит только Распутин, а все остальные видят только грязные домогательства пьяного мужика к приличной замужней женщине, аристократке.

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Баронесса отходит от зеркала к перилам, пытаясь делать вид, что она тут вообще не при чем и Распутин направляется вовсе не к ней, но его рука уже лезет ей в декольте

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

баронесса пытается сопротивляться, кричит, привлекая внимание публики, но никто не спешит к ней на помощь

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Распутин начинает её страстно целовать со словами что он мол её полюбил как только увидел, но на самом деле этот поцелуй, если интерпретировать эту сцену как экзорцизм, есть ни что иное, как попытка выманить беса из женщины и принять его в себя подобно тому, как после укуса змеи единственным способом спасти пострадавшего может быть  высасывание яда из раны , что кстати говоря может плохо кончится для спасателя

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

вскоре откуда то появляется муж баронессы (его роль исполняет Анатолий Солоницын) и расталкивая всех спешит к ней на помощь

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

наконец муж отрывает Распутина от своей жены, прервав таким образом акт экзорцизма... При этом можно предположить, что  муж баронессы тоже одержим тем же бесом (муж и жена - одна Сатана), и тогда  эта борьба является противоборством на уровне ...безтелесных сил, которые воплотились в тела этих персонажей (кривовато сформулировал)

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

в драку мужа баронессы и Распутина включаются поклонницы Распутина, которые пытаются оттащить от него полковника

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

и им это удается. Вероятно это можно трактовать как визуализацию помощи ангельских сил

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма


На следующий день нарядившись так, чтобы её никто не узнал баронесса едет к "живому богу", чтобы дать ему натурой взятку, чтобы спасти своего супруга (начало эпизода с 51-53)

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

почему к "живому богу"? Ну например потому, что в эпизоде с очередным чудесным исцелением наследника Цесаревича русская царица благодарит Бога обращаясь вот к такой иконе, на которой изображен Спас Нерукотворный с очевидным портретным сходством с исполнителем роли Распутина Алексеем Петренко (эпизод с молитвой)

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Баронесса, вернее бес в облике баронессы стоит перед распутиным, который раздевается перед ней

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Во время этого эпизода в кадре оказывается то баронесса, то Распутин... при этом на первый взгляд кажется, что Распутин таким своим поведением унижает женщину, но на самом деле это борьба с бесом, который в явился к Распутину в облике этой женщины и цель Распутина - изгнание беса из тела этой женщины, а вовсе не удовлетворение своей похоти

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Преодалевая отвращение баронесса начинает расстегивать крючки на своем платье

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

и когда она наконец обнажает грудь, то становится видно, что креста то на ней и нет, а это как раз первый признак одержимости бесом, хотя далеко не единственный...

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

в кадре крупный план Распутина

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

это выражение лица адресовано вовсе не женщине, а бесу

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Но бес очень сильный и умеет контролировать эмоции своего носителя.... очевидно, что сильный бес побрезгует вселяться в какую нибудь крестьянку или служанку, а вот баронесса - это самое то, что надо...

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

Баронесса проходит мимо Распутина и укладывается на койку как в гроб и ждет, когда он наконец "примет взятку" или жертву, а старец жертву не принял, а сказал напоследок чего разобралась? В баню штоль пришла? и вышел вон.

Агония или некоторые особенности национального экзорцизма

В этом смысле фильма Климова раскрывает тему русского экзорцизма , а таже проливает свет на некоторые аспекты практической бесологии , а также семейнной терапии. Визуализация "муж и жена - одна сатана" ... таким образом такого вроде еще никто не делал...

Для простого народа была сделана упрощенная укороченная версия, при этом в припеве слова "Ра Ра Распутин..." вероятно имели подтекст, в соответствии с которым  Ра - это египетский и не только египетский бог солнца и помнится Задорнов в своих псевдонаучных лингвистических исследованиях утверждал, что например в боевом кличе русских  "УРА" содержится обращение к богу Ра, а слово "Радуга" означает "дуга бога" и вообще слог "РА" в разных словах означает бога.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Честно признаться, я не люблю Остапа Бендера в фильме Гайдая. Ну не таким был Великий Комбинатор! С другой стороны,  с какой стати не таким? У каждого свое видение... Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту ...
1950-е. Москва и москвичи на снимках Бориса Максимовича Косарева. Часть 1 1950-е. Москва и москвичи на снимках Бориса Максимовича Косарева. Часть 2 1950-е. Москва и москвичи на снимках Бориса Максимовича Косарева. Часть 3 1950-1960-е. Москва и москвичи на снимках Бориса ...
Во Львове перасадили сердце. Украинские врачи делают такую операцию, увы, всего третий раз за 15 лет. пруф ...
Тут весь Израиль уже не первую неделю шумит, гудит по поводу происшествия в ночном клубе, куда пришла пьяная дурная на всю голову бабенка, вылезла на сцену танцевать, разделась и, которую в течение нескольких часов оттрахивали мегасамцы-посетители, а остальные пассивно наблюдали и снимали ...
Многие с удивлением воспринимают перемену в американской политике, затеянную Трампом, отказ от поддержки европейских союзников и Украины, а также поворот к мировому изгою Путину. А ведь это было предсказуемо. Помните спектакль с участием Бабченко, когда клоуны из СБУ посмеялись над ...