«Ad majorem Dei gloriam»
olgina67 — 07.01.2023Центр Вены, если разобраться, невелик и напичкан достопримечательностями очень плотно. Церкви для меня тоже относятся к достопримечательностями. И раз уж мы сегодня совершаем своего рода паломничество по церквям первого раиона, то сверяемся с гуглъмэпсом и перемещаемся к следующему пункту нашей программы. Так уж получилось, но в этой части города я бываю нечасто, даже с гостями не бываю. Поэтому осматриваться будем основательно, кто знает, когда меня сюда снова занесет.
Наш следующий визит - к господам иезуитам. Иезуи́ты, О́бщество Иису́са (лат. Societas Jesu), также О́рден св. Игна́тия (по имени основателя) — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран на должность Папы Римского, им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.
В 1540 году папа Павел III утвердил устав нового монашеского общества под названием Общества Иисуса (Societas Jesu), хотя само название членов общества иезуитов вошло в обиход уже после смерти Игнатия Лойолы. Иезуиты получили от папы огромные права: всюду проповедовали свои идеи, совершали богослужения, исповедовали кающихся и давали обряд причащения.
В XVI–XVII веках иезуитов можно было видеть повсюду – в Европе, Азии, Латинской Америке. Часто они заседали в кабинетах государей и были их духовниками. Постепенно они завладели сердцами юношества и стали их духовными учителями. Но где бы иезуиты ни находились, чем бы они ни занимались, у них всегда была высшая цель, которой они добивались любыми средствами, – спасение католической церкви.
.
Орден Игнатия Лойолы за четыре с половиной века своего существования был завязан в самых запутанных узлах политики Ватикана. Ныне орден переживает трудные времена. До недавних пор в рядах иезуитов насчитывалось 26 тысяч человек, и их количество уменьшается. В настоящее время 29-й генерал ордена, голландец по национальности, Петер-Ханс Кольенбах избран на этот высокий пост в сентябре 1983 года.
Иезуиты зримо или незримо присутствовали возле каждого христианского трона, надзирая и опекая, но также, грозя карами небесными и напоминая о страхе Божием, активно так напоминая, с картинками. Отношение Габсбургов к братству было почти родственным. Иезуиты на протяжении многих десятилетий были воспитателями габсбургских наследников. Католицизм в австрийской монархии - это вообще отдельная песня. Династия считала себя святее Папы Римского, вдохновленная примером отца братства.
.
"В каталонской обители Монтсеррата он оставил у алтаря свои панцири и шпагу. Его путь лежал в Барселону, где царила чума (корабли, идущие на Восток, не покидали гаваней). В доме святой Люции идальго по семь часов не поднимался с колен, трижды в сутки бичуя себя столь безжалостно, что кровь обрызгала стены комнаты. С протянутой рукой он стоял на паперти,взывая к прохожим о милости. Лойола перестал мыться, он уже не стриг ногтей, длинные волосы спадали на глаза. К уродству ног прибавилась острая боль в печени и зубная боль, нестерпимая. Ему было так тяжело, что в один из дней он даже хотел выброситься из окна....В городе Алькала-Генарас, где размещался университет, он тайно посещал мавританские молельни, в синагогах беседовал с раввинами. Из верований, чуждых христианству, Иниго выбирал самое характерное, что полезно использовать в практике будущего Ордена (который еще не имел ни устава, ни названия). Первых прозелитов он приобрел из студентов, сам исповедовал их, сам и причащал. При этом Лойола неделями постился, истязая чахлую плоть, и без того немощную, он покрывал свое немытое тело страстными поцелуями, а потом исступленно бичевал себя слева направо, вдоль и поперек, покрываясь рубцами и кровью…Инквизиция схватила Лойолу и бросила его в подвал!
.....
Если верить последней, больной на всю голову, императрице Сисси, атмосфера при дворе была более, чем казарменной. Но показательная аскеза и лишения не мешали иезуитам иметь в столице великолепнейшие церкви. Отношение к иезуитам в народе также было весьма настороженнoe.
Святоши повсюду. Рождаешься — они тебя крестят. Идешь учиться — учат, если родители были ханжами и заслали тебя в религиозный интернат. И они же занимаются твоим причастием, катехизисом, конфирмацией. Священник в день свадьбы тебя учит, что ты должен делать с новобрачной в постели, а наутро требует исповеди, сколько же раз ты это сделал, чтоб самому повозбуждаться под прикрытием занавеси за решеткой. Попы стращают плотью, плотью, плотью, а сами неприкрыто, каждоденно встают с кровосмесительного ложа, и, даже руки не помыв, идут себе кушать и пить своего Господа и, соответственно, потом идут себе Господом мочиться и испражняться.
После того, как король Фердинанд I привез иезуитов в Вену в середине 16 века, он подарил им монастырь кармелитов при дворе, так как этот орден постепенно исчез из-за Реформации. В 1623 году иезуиты получили философские и богословские кафедры в Венском университете и построили церковь на месте часовни, посвященной святому Бенедикту. Она была возведена неизвестным мастером между 1623 и 1631 годами с использованием простого оборудования, соответствующего условиям войны того времени. Церковь была посвящена святым иезуитам Игнатию Лойоле и Францу Ксаверу, и была подарена ордену императором Фердинандом II. Чтобы отличить ее от иезуитской церкви при дворе, «Верхней иезуитской церкви», новой церкви дали название "у нижних иезуитов".
Поццо, наиболее известный своими перспективными иллюзионистскими картинами, также украсил потолок церкви. В частности, имитация купола в стиле trompe-l'oeil способна обмануть глаз и дать зрителю пространственно реалистичное впечатление от купола. В полу нефа цветом отмечен камень, из которого ложный купол лучше всего действует на зрителя. Поццо даже включил эффект над драпированной тканью короной Марии. Создается впечатление, что крест на венце сжимают руки, торчащие из фрески на потолке.
После роспуска ордена иезуитов церковь перешла в собственность государства. После повторного приема иезуиты снова действовали в церкви с 1856 года. Под церковью находится склеп, в котором до сих пор покоятся усопшие братья иезуитского монастыря, например многолетний настоятель церкви П. Лео Вальнер SJ, умерший в 2013 г., а также философ Йоханнес Шашинг, умерший в 2013 г. Склеп открыт для публики в определенные часы.
После упразднения ордена иезуитов (1773 г.) церковь перешла в государственную собственность и первоначально использовалась как гарнизонная церковь, а с 1783 г. - как резиденция вновь созданного городского прихода (существовавшего до 1908 г. и находившегося под опекой светских священников); в церкви также проходила служба для университета.
Основанный в Вене в 1365 году, это старейший университет в современной немецкоязычном пространстве и третий старейший в Центральной Европе после бывшего немецкоязычного Карлова университета в Праге и Ягеллонского университета в Кракове. Как без своего прихода? С 1857 года церковь снова принадлежит иезуитам. Иезуиты жили в Вене уже более семидесяти лет, когда их процветающий колледж был объединен с университетом в 1623 году. В то время иезуиты занимали кафедры гуманистических, философских и богословских дисциплин в университете. Сразу же начались большие строительные работы. Строится комплекс старого университета, который существует и по сей день. Церковь иезуитов занимает одно крыло этой огромной площади.
Строго структурированный двухэтажный фасад в стиле раннего барокко увенчан узким центральным фронтоном и боковыми волютами; Высокие барочные башни (работы Поццо) увенчаны могучими шпилями. Фасадные скульптуры (слева направо): вверху святая Екатерина, святой Иосиф, святой Леопольд, святая Варвара (третья четверть XVII века), внизу святой Игнатий, святой Франциск Ксаверий (начало 18 века). Главный фасад реставрирован в 1965 году. Боковые фасады прикрыты коллегией иезуитов (справа) и домом смотрителя (слева).
Первоначальный продольный зал был переделан в популярный в начале XVIII века центральный зал, который (несмотря на узнаваемый раннебарочный облик) представляет собой высокие барочные формы. Потолочные фрески (Поццо): Поклонение пастухов, Падающие ангелы, Мнимый купол, Восхваляющие ангелы, Отдых в полете, Троица.
Главный алтарь образует поразительную границу комнаты (алтарная картина Поццо «Вознесение Марии», внизу слева автопортрет в образе апостола Андрея).
В середине второго и третьего пролета расположен ложный купол с изображением Бога Отца. Фрески на первом куполе изображают «Битву ангелов», в четвертом — «Хоры ангелов», над галереей — «Поклонение пастухов», а под ней — «Вера, надежда, любовь». В пресвитерии тема - «Остальное Святое Семейство в бегах», а над главным алтарем - «Троица». Фрески свода нефа являются копиями Андреа Поццо работы Иоганна Петера Крафта 1827 года, они были переработаны в 1899 году.
Орган был построен в период с 2003 по 2004 год фрайбургским органным мастером Хартвигом Шпетом. Инструмент имеет 41 регистр (2745 труб) на трех мануалах и педали. Диспозиция основана на французских романтических органах в стиле Аристида Кавайе-Колля, в частности на органе 1880 года в Сен-Франсуа-де-Саль в Лионе. Клавиатуры механические, консоль основана на консоли Cavaillé-Coll.
Фирма Freiburger Orgelbau Hartwig und Tilmann Späth - фирма давняя и известная. К их работам относится орган в Подольске, построенный в 2015 году. Орган в Линце, в Пёстлингбергкирхе, также их работа.
Андреа Поццо создал новое пространство в оболочке старого. Под расписным ложным куполом создано своеобразное зрительское пространство с могучими скамейками. Вера царит у подножия расписного купола. Под звуки фанфар, с цветами в руках ангелы в переднем сводчатом заливе возвещают победу. За нее борются на самом заднем своде над теми, кто только что вошел в зал. Под натиском ангелов-победителей демоны падают вниз головой. Обе сцены, «Падение ангелов» и «Слава ангелов», имеют каркас псевдоархитектуры с видом на ослепительно яркое небо.
Образы свода сопровождаются стихами из 112-го псалма. В нем прославляется победа Божия, победа Бога, поднимающего из праха немощного, возвышающего бедного и помогающего уважать презираемую женщину. Так следует понимать и две сцены, обрамляющие большие иллюзорные образы склепа: над галереями у входа — поклонение пастухов, в начале пресвитерия — остальное Святое Семейство, летящее в Египет. Эти картины размещены в своде панно, в крепких золоченых рамах, среди богато украшенных поверхностей. Оба помещают в центр новорожденного ребенка, бога, который стал слабым и маленьким и таким образом спасет мир.
Мария выступает за Церковь, за человеческий род. Их победа — это победа искупленного человека. Эта победа представлена в яркой и гламурной манере. Не только в картинах, но и в самом здании, в цветах, украшениях, мебели. Пространство провозглашает победу в сиянии золота, в тепле его красок, в которых преобладают телесные тона и охра.
Драгоценность убранства вплоть до тончайшей инкрустации, колоссальное расположение зодчества, расположение колонн в боковых капеллах — все напоминает о победе, которая — и это теперь становится очевидным — есть нечто совершенно иное, чем победы исторически имевшие место с появлением церкви. В то время праздновалась победа католицизма и дома Габсбургов над протестантизмом и османами, над врагами империи. Через время и по сей день пространство этой церкви празднует преодоление власти смерти, воскресение плоти, победу малых и слабых.
Особым сокровищем церкви являются воскресные и праздничные богослужения, которые совершаются хором и оркестром. Хоровая ассоциация Святого Августина и Консорциум Musicum Wien делают эти события особенными.
Что лично меня впечатляет в этой церкви - это мрамор. Впрочем, как и во всех итльянских церквях. Колонны совершенно невероятного по цвету мрамора можно рассматривать часами. Внутренний двор колледжа прост и непритязателен. Я бы даже сказала - аскетичен. И силЭно отличается от великолеия убранства церкви. Праздники и будни. Все логично.
|
</> |