«Ad majorem Dei gloriam»

топ 100 блогов olgina6707.01.2023 «Ad majorem Dei gloriam» IMG_3239
Центр Вены, если разобраться, невелик и напичкан достопримечательностями очень плотно. Церкви для меня тоже относятся к достопримечательностями. И раз уж мы сегодня совершаем своего рода паломничество по церквям первого раиона, то сверяемся с гуглъмэпсом и перемещаемся к следующему пункту нашей программы. Так уж получилось, но в этой части города я бываю нечасто, даже с гостями не бываю. Поэтому осматриваться будем основательно, кто знает, когда меня сюда снова занесет.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0185
Наш следующий визит - к господам иезуитам. Иезуи́ты, О́бщество Иису́са (лат. Societas Jesu), также О́рден св. Игна́тия (по имени основателя) — мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты принадлежат к числу регулярных клириков. Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран на должность Папы Римского, им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3231
В 1540 году папа Павел III утвердил устав нового монашеского общества под названием Общества Иисуса (Societas Jesu), хотя само название членов общества иезуитов вошло в обиход уже после смерти Игнатия Лойолы. Иезуиты получили от папы огромные права: всюду проповедовали свои идеи, совершали богослужения, исповедовали кающихся и давали обряд причащения.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3233
В XVI–XVII веках иезуитов можно было видеть повсюду – в Европе, Азии, Латинской Америке. Часто они заседали в кабинетах государей и были их духовниками. Постепенно они завладели сердцами юношества и стали их духовными учителями. Но где бы иезуиты ни находились, чем бы они ни занимались, у них всегда была высшая цель, которой они добивались любыми средствами, – спасение католической церкви.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0187. «Ad majorem Dei gloriam» DSC_0192
Орден Игнатия Лойолы за четыре с половиной века своего существования был завязан в самых запутанных узлах политики Ватикана. Ныне орден переживает трудные времена. До недавних пор в рядах иезуитов насчитывалось 26 тысяч человек, и их количество уменьшается. В настоящее время 29-й генерал ордена, голландец по национальности, Петер-Ханс Кольенбах избран на этот высокий пост в сентябре 1983 года.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0190
Иезуиты зримо или незримо присутствовали возле каждого христианского трона, надзирая и опекая, но также, грозя карами небесными и напоминая о страхе Божием, активно так напоминая, с картинками. Отношение Габсбургов к братству было почти родственным. Иезуиты на протяжении многих десятилетий были воспитателями габсбургских наследников. Католицизм в австрийской монархии - это вообще отдельная песня. Династия считала себя святее Папы Римского, вдохновленная примером отца братства.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0195.
"В каталонской обители Монтсеррата он оставил у алтаря свои панцири и шпагу. Его путь лежал в Барселону, где царила чума (корабли, идущие на Восток, не покидали гаваней). В доме святой Люции идальго по семь часов не поднимался с колен, трижды в сутки бичуя себя столь безжалостно, что кровь обрызгала стены комнаты. С протянутой рукой он стоял на паперти,взывая к прохожим о милости. Лойола перестал мыться, он уже не стриг ногтей, длинные волосы спадали на глаза. К уродству ног прибавилась острая боль в печени и зубная боль, нестерпимая. Ему было так тяжело, что в один из дней он даже хотел выброситься из окна....В городе Алькала-Генарас, где размещался университет, он тайно посещал мавританские молельни, в синагогах беседовал с раввинами. Из верований, чуждых христианству, Иниго выбирал самое характерное, что полезно использовать в практике будущего Ордена (который еще не имел ни устава, ни названия). Первых прозелитов он приобрел из студентов, сам исповедовал их, сам и причащал. При этом Лойола неделями постился, истязая чахлую плоть, и без того немощную, он покрывал свое немытое тело страстными поцелуями, а потом исступленно бичевал себя слева направо, вдоль и поперек, покрываясь рубцами и кровью…Инквизиция схватила Лойолу и бросила его в подвал!
«Ad majorem Dei gloriam»
Сначала его навестил палач с большими клещами:
– Священному трибуналу известно, что ты, заблудший в ереси, страдаешь зубами. Открой рот пошире – мы спасаем здесь не только души, но умеем облегчать и муки телесные.
С хрустом он выломал из челюсти Лойолы три гнилых зуба, а заодно и четыре здоровых. В трибунале генеральный викарий Родригес откровенно беседовал с Лойолой:
– У меня распухла тюрьма от еретиков, и мне лень заниматься чепухой, которую ты несешь от голода и несчастий, ниспосланных тебе для испытания свыше. Ты подозрителен для церкви, но виноват лишь неумеренным служением Мадонне: выделяя богородицу, не забывай и сына ее, Иисуса Сладчайшего!
.....

Публичная экзекуция сопровождалась унизительными сентенциями:
– Философам и богословам противны твои проповеди, после которых страшно пить вино и смотреть на женщин. Будь же ты облачен презрением нашим, как саваном, и да войдет проклятие, как вода, в утробу твою и, как елей, в изломанные кости твои!
Из сечения следовал второй вывод: будущий Орден не должен придерживаться аскетизма монашеского, человеку свойственно давать выход земным страстям. Но тут снова последовал донос в инквизицию на Лойолу – как на богомерзкого еретика и совратителя, а потому следовало опять спасаться." Валентин Пикуль. Псы господни.
«Ad majorem Dei gloriam»
Если верить последней, больной на всю голову, императрице Сисси, атмосфера при дворе была более, чем казарменной. Но показательная аскеза и лишения не мешали иезуитам иметь в столице великолепнейшие церкви. Отношение к иезуитам в народе также было весьма настороженнoe.
"Эти бездельники относятся к таким же опасным классам, как бродяги и воры. Тот, кто хочет стать священником или монахом, просто не хочет работать. Работать попам не приходится уж в самую силу их количества. Будь их, ну скажем, по одному на тысячу голов паствы, они бы не рассиживались по суткам за жирными каплунами. Среди самых никудышных из попов правительство отбирает глупейших и рукополагает их в епископы.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0201
Святоши повсюду. Рождаешься — они тебя крестят. Идешь учиться — учат, если родители были ханжами и заслали тебя в религиозный интернат. И они же занимаются твоим причастием, катехизисом, конфирмацией. Священник в день свадьбы тебя учит, что ты должен делать с новобрачной в постели, а наутро требует исповеди, сколько же раз ты это сделал, чтоб самому повозбуждаться под прикрытием занавеси за решеткой. Попы стращают плотью, плотью, плотью, а сами неприкрыто, каждоденно встают с кровосмесительного ложа, и, даже руки не помыв, идут себе кушать и пить своего Господа и, соответственно, потом идут себе Господом мочиться и испражняться.
Поминутно бубнят, будто царствие их — не от мира сего, и, однако, силятся наложить лапу на все, чем только можно поживиться. На свете не будет достигнуто совершенство, покуда последняя церковь не рухнет на голову последнего попа и мир не освободится от поповского семени.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0202
Хуже остальных, ясно, иезуиты. Вроде бы я им когда-то устроил веселую жизнь… А может, это они мне подгадили, не удается припомнить… Или, кто знает, это могли быть кровные братья иезуитов, масоны. Масоны то же самое, что иезуиты, только бестолковее. У иезуитов по крайней мере только одна богословская теория, и они умеют ею пользоваться, а масоны таскаются со множеством теорий, но без царя в голове. О масонах мне рассказывал покойный дедушка. Купно с евреями они отрубили голову королю. И пробудили к жизни карбонариев, то есть совсем дураковатых масонов, попадавших в старое время под расстрел, а в новое время — на гильотину за то, что не умели бомбу собрать по-человечески. Потом они становились социалистами, коммунистами и коммунарами. Всех их ставить к стенке. Правильно делал Тьер. Масоны и иезуиты… Иезуиты — масоны в юбках." Пражское кладбище. Умберто Эко
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0204. «Ad majorem Dei gloriam» DSC_0209
После того, как король Фердинанд I привез иезуитов в Вену в середине 16 века, он подарил им монастырь кармелитов при дворе, так как этот орден постепенно исчез из-за Реформации. В 1623 году иезуиты получили философские и богословские кафедры в Венском университете и построили церковь на месте часовни, посвященной святому Бенедикту. Она была возведена неизвестным мастером между 1623 и 1631 годами с использованием простого оборудования, соответствующего условиям войны того времени. Церковь была посвящена святым иезуитам Игнатию Лойоле и Францу Ксаверу, и была подарена ордену императором Фердинандом II. Чтобы отличить ее от иезуитской церкви при дворе, «Верхней иезуитской церкви», новой церкви дали название "у нижних иезуитов".
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0205
В 1703 году император Леопольд I привез в Вену художника и скульптора Андреа Поццо, уже известного в Риме, для перестройки церкви. Иезуит Поццо добавил две башни и придал фасаду его нынешний вид. Интерьер также был богато обставлен. Над восемью боковыми часовнями Поццо построил взаимосвязанные галереи, поддерживаемые прямыми и изогнутыми колоннами, покрытыми лепным мрамором. Орган был интегрирован в двухэтажную галерею над входом. Главный алтарь, посвященный Успению Марии, также принадлежит Поццо.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3234. «Ad majorem Dei gloriam» IMG_3235
Поццо, наиболее известный своими перспективными иллюзионистскими картинами, также украсил потолок церкви. В частности, имитация купола в стиле trompe-l'oeil способна обмануть глаз и дать зрителю пространственно реалистичное впечатление от купола. В полу нефа цветом отмечен камень, из которого ложный купол лучше всего действует на зрителя. Поццо даже включил эффект над драпированной тканью короной Марии. Создается впечатление, что крест на венце сжимают руки, торчащие из фрески на потолке.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0207
После роспуска ордена иезуитов церковь перешла в собственность государства. После повторного приема иезуиты снова действовали в церкви с 1856 года. Под церковью находится склеп, в котором до сих пор покоятся усопшие братья иезуитского монастыря, например многолетний настоятель церкви П. Лео Вальнер SJ, умерший в 2013 г., а также философ Йоханнес Шашинг, умерший в 2013 г. Склеп открыт для публики в определенные часы.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3240
После упразднения ордена иезуитов (1773 г.) церковь перешла в государственную собственность и первоначально использовалась как гарнизонная церковь, а с 1783 г. - как резиденция вновь созданного городского прихода (существовавшего до 1908 г. и находившегося под опекой светских священников); в церкви также проходила служба для университета.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0212
Основанный в Вене в 1365 году, это старейший университет в современной немецкоязычном пространстве и третий старейший в Центральной Европе после бывшего немецкоязычного Карлова университета в Праге и Ягеллонского университета в Кракове. Как без своего прихода? С 1857 года церковь снова принадлежит иезуитам. Иезуиты жили в Вене уже более семидесяти лет, когда их процветающий колледж был объединен с университетом в 1623 году. В то время иезуиты занимали кафедры гуманистических, философских и богословских дисциплин в университете. Сразу же начались большие строительные работы. Строится комплекс старого университета, который существует и по сей день. Церковь иезуитов занимает одно крыло этой огромной площади.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3236
Строго структурированный двухэтажный фасад в стиле раннего барокко увенчан узким центральным фронтоном и боковыми волютами; Высокие барочные башни (работы Поццо) увенчаны могучими шпилями. Фасадные скульптуры (слева направо): вверху святая Екатерина, святой Иосиф, святой Леопольд, святая Варвара (третья четверть XVII века), внизу святой Игнатий, святой Франциск Ксаверий (начало 18 века). Главный фасад реставрирован в 1965 году. Боковые фасады прикрыты коллегией иезуитов (справа) и домом смотрителя (слева).
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0215
Первоначальный продольный зал был переделан в популярный в начале XVIII века центральный зал, который (несмотря на узнаваемый раннебарочный облик) представляет собой высокие барочные формы. Потолочные фрески (Поццо): Поклонение пастухов, Падающие ангелы, Мнимый купол, Восхваляющие ангелы, Отдых в полете, Троица.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0221 «Ad majorem Dei gloriam» DSC_0233
Главный алтарь образует поразительную границу комнаты (алтарная картина Поццо «Вознесение Марии», внизу слева автопортрет в образе апостола Андрея).
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0217
Боковые алтари:
Первая пара капелл: освящение жизни (алтарная картина «Христос указывает святому Игнатию на Рим», перед Святым Сердцем Иисуса работы Купельвизера) и  освящение смерти (алтарная картина «Святой Иосиф, живущий и умирающий», перед изображение Мадонны из Перу).
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0243
Вторая пара часовен: защита архангелов (алтарь «Архангел Рафаил», сбоку «Архангел Гавриил») и святого покровителя Леопольда.
Третья пара часовен: Святое Семейство (алтарь «Принятие послушника Станислава Костки в орден иезуитов») и Святое Семейство (алтарь «Святая Анна с Марией»).
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0218
Четвертая пара капелл: философская (алтарь Екатерины; святая Екатерина – покровительница философов) и теологическая (крестовый алтарь).
В центральном проходе, возле последних скамеек, белым камнем отмечено место, откуда в перспективе виден свод купола. Культовыми объектами являются чудотворный образ «Мария лактанс» на алтаре Иосифа и (утерянная) статуя Марии. <...................>
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0220
Ореховый амвон - произведение начала 18 века. На корзине кафедры изображены четыре евангелиста, а на реке – аллегорические фигуры веры, надежды и любви. Венчает статуя святого Франциска Ксавьера, крестящего язычника. Инкрустация  из перламутра.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0222 «Ad majorem Dei gloriam» DSC_0227
В середине второго и третьего пролета расположен ложный купол с изображением Бога Отца. Фрески на первом куполе изображают «Битву ангелов», в четвертом — «Хоры ангелов», над галереей — «Поклонение пастухов», а под ней — «Вера, надежда, любовь». В пресвитерии тема - «Остальное Святое Семейство в бегах», а над главным алтарем - «Троица». Фрески свода нефа являются копиями Андреа Поццо работы Иоганна Петера Крафта 1827 года, они были переработаны в 1899 году.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0224
Орган был построен в период с 2003 по 2004 год фрайбургским органным мастером Хартвигом Шпетом. Инструмент имеет 41 регистр (2745 труб) на трех мануалах и педали. Диспозиция основана на французских романтических органах в стиле Аристида Кавайе-Колля, в частности на органе 1880 года в Сен-Франсуа-де-Саль в Лионе. Клавиатуры механические, консоль основана на консоли Cavaillé-Coll.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0229
Фирма Freiburger Orgelbau Hartwig und Tilmann Späth - фирма давняя и известная. К их работам относится орган в Подольске, построенный в 2015 году. Орган в Линце, в Пёстлингбергкирхе, также их работа.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3243
Но вернемся ненадолго к мастеру фресок. Андреа дель Поццо (итал. Andrea Pozzo; 30 ноября 1642, Тренто — 31 августа 1709, Вена) — итальянский живописец и архитектор. Представитель барокко. Виртуозный мастер иллюзионистической росписи (фрески в церкви Сант-Иньяцио в Риме, 1685—1699 гг.). Автор трактата по теории перспективы. Родился в Тренто (в то время город принадлежал Австрии), учился в местной иезуитской школе. Отец, заметив склонность сына к изобразительному искусству, отправил его учиться на художника. Стиль молодого Поццо сложился, вероятно, под влиянием работ Джакомо Пальма. 25 декабря 1665 года Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3244
Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской церкви Сан-Иньяцио (1685—1699). Церковь Сан-Иньяцио послужила образцом для других церквей, построенных иезуитами в Италии, Австрии и Германии. Достойный повод для еще одной поездки в Рим.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0231
Андреа Поццо создал новое пространство в оболочке старого. Под расписным ложным куполом создано своеобразное зрительское пространство с могучими скамейками. Вера царит у подножия расписного купола. Под звуки фанфар, с цветами в руках ангелы в переднем сводчатом заливе возвещают победу. За нее борются на самом заднем своде над теми, кто только что вошел в зал. Под натиском ангелов-победителей демоны падают вниз головой. Обе сцены, «Падение ангелов» и «Слава ангелов», имеют каркас псевдоархитектуры с видом на ослепительно яркое небо.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0232
Образы свода сопровождаются стихами из 112-го псалма. В нем прославляется победа Божия, победа Бога, поднимающего из праха немощного, возвышающего бедного и помогающего уважать презираемую женщину. Так следует понимать и две сцены, обрамляющие большие иллюзорные образы склепа: над галереями у входа — поклонение пастухов, в начале пресвитерия — остальное Святое Семейство, летящее в Египет. Эти картины размещены в своде панно, в крепких золоченых рамах, среди богато украшенных поверхностей. Оба помещают в центр новорожденного ребенка, бога, который стал слабым и маленьким и таким образом спасет мир.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0237
Победа Божия, спасение, наконец, прославляется в образе главного престола и фреске хорового свода. Мария возносится телесно на небеса, возносится к триединому Богу, чтобы быть увенчанной им. Великолепная корона образует верхний конец главного алтаря.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3246
Мария выступает за Церковь, за человеческий род. Их победа — это победа искупленного человека. Эта победа представлена ​​в яркой и гламурной манере. Не только в картинах, но и в самом здании, в цветах, украшениях, мебели. Пространство провозглашает победу в сиянии золота, в тепле его красок, в которых преобладают телесные тона и охра.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0240
Драгоценность убранства вплоть до тончайшей инкрустации, колоссальное расположение зодчества, расположение колонн в боковых капеллах — все напоминает о победе, которая — и это теперь становится очевидным — есть нечто совершенно иное, чем победы исторически имевшие место с появлением церкви. В то время праздновалась победа католицизма и дома Габсбургов над протестантизмом и османами, над врагами империи. Через время и по сей день пространство этой церкви празднует преодоление власти смерти, воскресение плоти, победу малых и слабых.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3241
Особым сокровищем церкви являются воскресные и праздничные богослужения, которые совершаются хором и оркестром. Хоровая ассоциация Святого Августина и Консорциум Musicum Wien делают эти события особенными.
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3237
Жаль, что концерты - по воскресеньям. Но может быть, когда-нибудь все же сложится нечто вроде этого:
So 22. Jänner, 10:30 Uhr Eucharistiefeier mit festlicher Musik : Werke von Franz Schubert, Nico Muhly und Michael Nyman
Consortium Musicum Wien Roman Hauser, Orgel - Georg Stangelberger, Leitung
«Ad majorem Dei gloriam» IMG_3248
Что лично меня впечатляет в этой церкви - это мрамор. Впрочем, как и во всех итльянских церквях. Колонны совершенно невероятного по цвету мрамора можно рассматривать часами. Внутренний двор колледжа прост и непритязателен. Я бы даже сказала - аскетичен. И силЭно отличается от великолеия убранства церкви. Праздники и будни. Все логично.
«Ad majorem Dei gloriam» DSC_0244
По уму-то надо было на этом остановиться, впитать и переварить, но руки чесались и не давали покоя ногам - конечно же мы продолжили нашу прогулку.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Эпичного восхода этим утром не случилось. Видимо небеса не стали устраивать представление для нескольких зрителей (трех, если быть точным). Небо было забито тучами, да так, что лишь ...
«Гайдаровский форум» дошёл до апофеоза: такое действо, этот «сгусток» либеральной мысли – он был просто обязан родить монстра. Сон разума – он известно к чему приводит… И вот свершилось: люди не нуждаются в пенсиях! Ура. Торжество либеральной идеи. Раньше считалось, что люди могут ...
Конкурс на самую лучшую граффити Вконтакте!Мой друг Вадим решил побаловаться и устроил конкурс на самую лучшую граффити Вконтакте, в кратце расскажу, подробности у него в журнале.Итак:1 - вы рисуете что-нибудь у него на стене, и где-нибудь сбоку ...
ФАН сообщает, что сегодня ночью военкор агенства переправился на другой берег Евфрата и сейчас находится на плацдарме занятом САА при поддержке ВКС на другом берегу Евфрата. Корреспонденты Федерального агентства новостей (ФАН) находятся в провинции Дейр эз-Зор, где к юго-востоку от ...
"В Крыму надеяться не на что". "Мощные политические амбиции России будут расти". Крупные летние маневры в России и Беларуси продемонстрировали "удивительную" " тревожную" модернизацию военной техники и командного потенциала. "Мировой политический игрок Россия вернулся". И это не ...