Ацагатский дацан в Бурятии
zavodfoto — 30.08.2024 В рамках автопробега «Открываем Дальний» мы посетили и Ацагатский дацан (в прошлом имел и другое название - Курбинский дацан), который находится примерно в 60 километрах от Улан-Удэ в районе села Ацагат. Это один из старейших дацанов Бурятии, имеющий очень интересную историю, связанную с множеством выдающихся личностей. Он не так на слуху, как Иволгинский, конечно, так как последний - центр Буддийской традиционной Сангхи России, но мы точно не пожалели, да и встретили нас очень гостеприимно. Показываю, как там всё устроено.2. Село Нарын-Ацагат.
3. А вокруг дацана расстилаются красивые пейзажи.
В сентябре 2019 года в селе Ацагат Заиграевского района Бурятии состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Табан хушуун мал». Здесь увековечены верблюд, конь, корова, коза и овца - пять драгоценностей кочевого народа. Именно эти животные всегда были опорой жизни кочевников. Во многом благодаря домашнему скоту ни при каких обстоятельствах среди бурят-монголов не было повального голода и мора.
4.
Название села Нарин-Ацагат официально пишется Нарын-Ацагат, «нарин» бур., означает «узкий», т.е село находится в ущелье, с западной стороны - гора Тамхита, с восточной стороны находится холм «Зүүн гүбээ» - Восточный холм.
5.
Так чем же он так интересен? Во-первых, он считается одним из самых старейших, правда, изначально он находился в другом месте. Даже первый духовный съезд всех буддистов у нас, который прошел в октябре 1922 года, тоже проходил в Ацагатском дацане. Во-вторых, на его территории находится Агинская Буддийская Академия. Более того, Ацагатский дацан в Бурятии - это единственный храм, из стен которого вышло семь Пандито Хамбо-лам, а также многие выдающиеся буддийские лидеры, которые известны не только в России, но и за её пределами. Самый знаменитый из них - Хамбо Лама Доржиев, который иницианировал постройку первого в Европе монастыря буддистов - храма Калачакры, расположенного на территории Санкт-Петербурга. Кстати, в Ацагатском дацане есть и музей в его честь.
6.
Ацагатский Дацан был основан в 1825 году (иногда называется 1824 год) у речки Шулута, у улуса Ацагат в местности Боро-Тонтой. В 1825 году было построено первое деревянное сумэ. К 1841 году рядом с ним построили еще три храма, включая соборный - Цогчен-дуган. В 1840 году в дацане числилось 17 лам, в 1841 году - 28 лам и хувараков, из них 1 - комплектный лама, 21 - служивых и 6 хувараков. Территория прихода дацана простиралась от восточных границ города Верхнеудинск, местности Дабата, далее по обоим берегам реки Уды вплоть до реки Худан. Приход дацана к концу XIX века составлял более 4 тысяч 700 человек.
7.
В 1868 году прихожане обратились к правительству с просьбой перенести дацан на более удобное место. Разрешение на перенос выдали только спустя девять лет. Из-за расположения в сырой низине в 1877 был построен новый каменный дацан в трёх верстах от старого дацана в местности Энгэр-Тугла. И это еще не все переезды.
8.
Еще из интересного, 20 июня 1891 года дацан посетил цесаревич Николай, возвращавшийся из кругосветного путешествия. В память об этом событии в 1897 году на месте, где стояла палатка цесаревича, построили еще один деревянный храм. Это было деревянное двухэтажное здание, к тому времени бывшее самым большим зданием дацана - длина его стен составляла 14 саженей. На территории дацана к этому времени располагались богословская школа, библиотека и типография, в которой печатали книги на тибетском и монгольском языках.
9.
В 1911 году в дацан переехал вышедший в отставку 11-й Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Доржо Иролтуев. После этого монастырь стал крупным центром тибетской медицины. Для медицинской школы был построен Мамба-дуган - небольшое деревянное здание, крытое железной кровлей. Преподавателей приглашали из Монголии. Лекарственные препараты привозились из Китая и Монголии, заготавливались местные лекарственные травы. В 1926 году из Цугольского дацана в Ацагатский был передан Атлас тибетской медицины.
10.
Посетителей встречает настоятель дацана Тарба Доржиев. Он родился в маленьком улусе Хотогор, что в пяти километрах от Ацагата 27 апреля 1958 года. В 1975 году закончил Ацагатскую среднюю школу. Год проработал в родной школе, затем в 1976 году поступил в БГПИ имени Доржи Банзарова, который закончил в 1981 году. Трудовую деятельность начал в родной Ацагатской школе преподавателем труда и старомонгольской письменности, но однажды резко решил поменять свою судьбу, перешёл на путь буддийского монаха.
11.
В октябре 1922 года в Ацагатском дацане прошел I Всебурятский съезд буддистов. Вплоть до 1936 года монастырь оставался центром духовной жизни бурят. На съезде были приняты: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах (бур. хиид - „монастырь“, „дацан“) Сибири». Был создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии - Центральный духовный совет (ЦДС).
12. Цогчен-дуган.
В декабре 1925 года вся собственность дацана перешла государству, а в 1936 году дацан был ликвидирован постановлением Улан-Удэнского городского совета. Здания дацана использовались для школы-интерната. Были утрачены здания двух сумэ и Джуд-дугана, разрушены монастырские стены, субурганы, перестроены здания «Цокчен» дугана и «Чойра».
13. Каменный лев, охраняющий вход в храм.
Восстановление дацана началось 1991 году, когда Ацагат посетил Далай-лама XIV. Далай-лама освятил место будущего строительства дацана. В 1992 году дацан был восстановлен. Новое здание построено на другом месте, у склона горы Тамхитын даба. 6 ноября 1992 года была проведена первая служба.
14. Примерно так выглядит внутри любой буддийский храм.
Здание нового дацана было построено по проекту старейшего бурятского архитектора Андрея Вампилова, который за основу взял макет старого дацана, сохранившийся в фондах Музея истории Бурятии. Трехэтажное кирпичное здание главного храма выстроено по традиционным буддийским канонам, в китайско-тибетском стиле. Вход охраняют скульптурные изображения львов.
15.
16.
В алтаре храма хранится тысяча маленьких фигурок Будды, а в центре дацана восседает на троне восковая фигура Далай-ламы XIV в натуральную величину.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
С 1999 года при дацане работает дом-музей Доржиева, который имеет статус республиканского. Бревенчатую избу, в которой он находится, перенесли в Ацагат из улуса Хара-Шибирь. В экспозицию музея входят личные вещи Доржиева, фотографии, документы, копии страниц тибетского географического атласа и рукописные книги-мантры XVII-XVIII веков.
23.
Агван Лобсан Доржиев, Цанид-Хамбо (бур. Доржын Агбаан) - бурятский буддийский лама, учёный, дипломат, просветитель, религиозный, государственный и общественный деятель России, Тибета и Монголии. Был сторонником сближения Тибета и Российской империи. Инициировал постройку первого в Европе буддийского храма - Храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Одна из ключевых фигур в истории российского буддизма XX века. Родился в 1853 году в улусе Хара-Шибирь Хоринского ведомства Забайкальской области (ныне в Заиграевском районе Бурятии). В 1872 году в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Монголию и Тибет. Учился в Урге (совр. Улан-Батор) и в Гоман-дацане при тибетском монастыре Дрепунг (один из трёх главных монастырей Лхасы). Получил богословское образование и высшую философскую учёную степень лхарамбы. В числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, участвуя в его обучении буддийской философии и литературе.
В 1900 году состоялась встреча Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство дацана в Санкт-Петербурге. В 1906 году Доржиев создал буддийское духовное училище и академию (цанид-чойра) в Калмыкии, передал туда 300 томов тибетского канона Ганджур и Данджур, а также ритуальные предметы. Помимо этого, он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Санкт-Петербурге и в 1908 году типографию европейского образца в Шулутском дацане. В Бурятии Доржиев известен как реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку, и составитель бурятского письма вагиндра (бур. вагиндрагийн үсэг, или Агвановский алфавит), точно передававшего транскрипцию русских слов. После Октябрьской революции, в 1917 году Агван Доржиев полностью отдал себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России. В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии. Он умер под стражей в НКВД, по-видимому, от остановки сердца, после того, как 29 января 1938 года его перевели из камеры в тюремную больницу в возрасте 85 лет.
24.
В доме-музея Агвана Доржиева сейчас выставлена восковая фигура Агван Доржиева. Она в одном ряду с восковыми фигурами его ученика Далай-Ламы XIII, нынешнего Далай-Ламы XIV, ламы Тубден-Нимы Чойдонова и еще одного выдающегося буддистского деятеля – уже упомянутого Чойзона Иролтуева. Он также внёс огромный вклад в развитие буддизма в России.
25.
26. Ступа. Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
27.
28.
29.
30.
31.
32. На переднем плане Будда.
33.
34.
История дацана привлекает много гостей, сюда приезжают целые экскурсии. Туристы и паломники могут приехать в дацан напрямую, либо остановиться в комплексе «Степной кочевник», расположенном с обратной стороны гряды холмов, и оттуда дойти пешком.
35.
Наш автопробег «Открываем Дальний!» проходил при участии Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), медиагруппы «Комсомольская правда», а также при поддержке Минвостокразвития России. Мы стартанули в Иркутске, а финиш был во Владивостоке на ВЭФ. Цель автопробега - рассказать не только о достопримечательностях и особенностях Дальневосточного Федерального округа, но и показать, как он развивается, его инфраструктуру, а также изучить какие там есть меры поддержки бизнеса и жителей.
36.
Ещё из нашего автопробега «Открываем Дальний»:
#ОткрываемДальний #АвтопробегОткрываемДальний
P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятии есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: [email protected] Берите пример с лидеров! На данный момент я уже лично посетил более 600 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
Я всегда рад новым друзьям, добавляйтесь и читайте меня в:
Дзен / LiveJournal / ВК / Одноклассники
Есть возможность внести свою лепту в развитие блога, будем рады донату (реквизиты карты): 5536 9177 1972 2396
|
</> |