Абсолютный слух (?)
yaponskiebudni1 — 26.01.2018 Лина занимается музыкой в местной школе «Ямаха». Там каждые два года дети сдают экзамен, фиксируя тем самым уровень, на котором они находятся. В марте у Линки будет уже второй такой экзамен, поэтому на прошлой неделе учительница объяснила нам, родителям, к чему и как готовиться.(Это дети год назад выступали)
Детям в группе по 8-9 лет, занимаются они 4-ый год. Первые два года в месяц было по 4 занятия, сейчас по 6 (три групповых и три индивидуальных. На индивидуальных у них фортепиано, на групповых – electone (не знаю, как перевести – синтезаторы?). В группе они и ансамблем играют, и песни поют. В общем – если какие-то азы сольфеджио и есть – это дается в группе.)
Задания на экзамен, наверное, вполне стандартные:
- Сыграть два заранее разученных
произведения.
- Сыграть с листа (двумя руками) незнакомое
произведение.
- Подобрать аккомпанемент к только что услышанной
мелодии.
- Сыграть на слух первый раз услышанную мелодию. Сыграть на
слух первый раз услышанный аккомпанемент.
А что считается самым легким? Оказывается, No 4! Учительница тут же продемонстрировала, как это будет выглядеть на экзамене: села за рояль, сыграла двумя руками незнакомую детям песенку. И говорит – а теперь спойте мелодию нотами! На экзамене надо будет играть, но сегодня вас пятеро, так что просто споем. И ВСЕ, понимаете, ВСЕ пять детишек запели в унисон НОТАМИ.
Я в ступоре: им же не дали опорную ноту! Клавиатуру им не видно. Вот как они, все пятеро, хором угадали, что начало с «си»??? И не только начало, они же всю мелодию с ходу НОТАМИ и спели!
Ну, а учительница ведет себя так, как будто так оно и надо. Вот, говорит, это задание – самое легкое, так что все силы бросаем на чтение нот для пункта No 2.
Впечатлилась, похоже, только я. Нет, я знаю, что это в Европе абсолютный слух сравнительная редкость. И что, например, в Китае обладателей такого слуха значительно больше. Говорят, это связано с особенностями языка, но в японском языке высота звуков относительная, так что я как-то не думала, что это и к японцам относится. Хотя – да, замечала, конечно, что в среднем у японцев слух хороший: я ни разу не видела тут человека, о котором можно было бы сказать, что ему «медведь на ухо наступил».
Ну так вот. Пришла я домой и давай Линку по всей клавиатуре гонять, чтоб она звуки мне называла. Ошиблась она только 2 раза и то только на полтона. (Надо сегодня еще раз попробовать, может, она вчера просто в ударе была.)
Нет, я понимаю, что абсолютный слух – это приятный бонус, но по сути его наличие еще ни о чем не говорит. И вообще, в группе у всех пятерых, похоже, со слухом все прекрасно, так что даже если такая способность у Линки и есть - не с чем тут носиться.
Меня больше удивило то, что вот собрали детей по сути дела с улицы. Ну, не совсем с улицы, раз родители их на занятия привели и инструментами обеспечили. Но никакого отбора нет, кто пришел – тому и рады. И раз – у всех такой слух??? То-то учительница их запросто может спросить, в какой тональности такое-то произведение. Они еще нот и не видели – а отвечают...
Я же когда-то (страшно даже считать, СКОЛЬКО лет назад) в советской музыкальной школе училась, мне есть с чем сравнить. Мы на сольфеджио интервалы отрабатывали. Диктанты писали. Я хорошо справлялась, но мне всегда надо было знать, ОТ ЧЕГО считать!!! Короче, такого я не видела, так что впечатлилась - о чем и сообщаю!
|
</> |