Абхазские зарисовки. Моквский собор

топ 100 блогов cand_orel18.05.2023

28.09.2022

В прошлой прогулке мы посетили Илорский храм (https://cand-orel.livejournal.com/d28770.html), а сейчас едем по направлению к Сухуму в Моквский собор:

Абхазские зарисовки. Моквский собор

Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы (абх. Мықәтәи акафедралтә уахуама; груз. მოქვის ეკლესია) — православный собор, расположенный в селе Мокви (Моква) в Абхазии, в Очамчырском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии — в Очамчирском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.

Абхазские зарисовки. Моквский собор

В селе Моква в конце X века царь Леон III возвел знаменитый собор Успения Божией Матери. Моквский собор стоит на возвышении у места слияния рек Моква и Дуаб.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Моквский собор – единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Собор отличался великолепным внутренним убранством. Поражали редкие по мастерству исполнения фресковые росписи, мраморный иконостас с колоннами, прекрасные резные карнизы. В центре напольного орнамента был выложен круг из красного мрамора с узором в виде спускающихся лучей. Посетивший Мокву в 1659 году Иерусалимский патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был “расписан при великом Абхазском царе Давиде”, то есть в конце XI – начале XII века.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В 1640 году в Моквском соборе побывали русские послы и священник Павел Захариев. В своем отчете они написали: “февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с епископами Андреем и Максимом; показывали нам мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят”.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В XVII веке, когда турки захватили Абхазию и стали насильно насаждать ислам, грандиозный Моквский храм опустел и был разграблен. Исчезли напольные орнаменты, иконостас. Много драгоценностей и святынь было вывезено из Абхазии и разошлось по разным местам. Так, серебряная икона Моквского храма оказалась в Хобском Успенском монастыре, старинное Евангелие и Псалтырь XI века на пергаменте – в Мартвильском монастыре, архиепископский посох – в Мцхетском соборе.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В XIX веке дорогу к храму приходилось прокладывать через густые девственные леса. Известный кавказовед академик М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал: “Обширные размеры церковного корпуса, опутанного сетью ползучих растений, кровля, превращенная в воздушный сад, прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев – все это приводит зрителя в удивление. Однако осколки цветного стекла, куски карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние”.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В результате этой реставрации сильно пострадал наружный облик храма – исчезли резные карнизы, черепичную кровлю заменили железной. Внутри храма тесаный камень стен покрыли штукатуркой, а росписи и мозаику в алтаре забелили. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, многие абхазские военачальники.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению. Было похищено и вывезено за границу принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре ценное Евангелие, написанное на 328 листах и украшенное уникальными миниатюрами и орнаментом, выполненными моквским иноком Ефремом при Моквском архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века моквское Евангелие было возвращено в СССР.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В 1968 году широко отмечалось 1000-летие Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация.
В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. При официальном открытии были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия.
На сегодняшний день службы в Моквском соборе проходят редко, однако двери храма всегда открыты.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Чуть о месте нахождения храма...
Село Моква (Мыку) относится к Очимчирскму району Абхазии. Располагается на слиянии рек Моква и Дуаб в 15 (пятнадцати) километрах от административного центра района — села Очамчира. В советский период название села на грузинский манер звучало Мокви.
Село Моква является административным центором Мыкусской сельской администрации в состав которой до  входят пять поселков:
Аджажв
Адзбжара
Ахыуаа
Моква Ахабла
Джал (до конца XX века)

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

По состоянию на 2011 год численность Мыкусской сельской администрации составляла 939 (девятьсот тридцать девять) человек. Этнический состав представлен четырьмя национальностями:
абхазы — 85,0%,
грузины — 6,1%,
русские — 4,3%,
армяне — 0,9%.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

В советский период здесь находилась большая грузинская диаспора. Грузины-менгрелы покинули село во время вооруженного конфликта в 1992 — 1993 годах.

Основной религией села является христианство. Мусульман в поселке нет.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Топоним Моква (Мыку): Мықә, мыку (Моква) — один из древних ойконимов Абхазии. Основу топонима составляет родовое имя Мықә, Мықәаа (Мықә-ба) известное у адыгов как Мокко (Моковы), принадлежащее одному из знатных родов Абхазии.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

С древнейших времен место, где располагается село Моква было центром народных собраний, здесь находится одна из священных полян Абхазии — Мыкуашта («Моквинская поляна»). Первые упоминания о поляне относятся к периоду Абжуйской Абхазии. В настоящее время поляна служит местом проведения массовых гуляний и конно-спортивных соревнований.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Поляна Мыкуашта расположена у слияния двух рек – Моквы и Дваба. С давних времен она, как и поляна Лыхнашта в западной Абхазии, являлась местом всенародных сходов, где решались важнейшие вопросы. В народе поляну Мыкуашта называют «Абжьыуаа рейзарта», т.е. место схода всех абжуйцев - жителей современного Очамчырского района. Здесь же, после завершения официальной части схода, проходили ежегодные осенние праздники, конноспортивные состязания.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

И в наше время каждый год на поляне Мыкуашта в конце сентября проходит празднование в честь Дня победы абхазского народа в войне 1992-1993 годов. Собираются жители со всех окрестных сел и города Очамчыра. Кроме концертного выступления с национальными песнями, танцами, игрой на народных инструментах, зрители наблюдают за конными скачками. В последнее время возрождаются  национальные игры.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Есть такая конная игра у абхазов, называется «ампыл асра». В игре участвуют две команды по шесть всадников, в руках у каждого - своеобразные ракетки («ачуган»). Кожаный мяч размером в два кулака раньше набивали мхом, а теперь используют резиновый мяч. Игровая площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями. Судья бросает мяч на поле игрокам. Участники игры стараются поймать мяч ачуганом и ускакать с ним за лицевую линию к воротам, а соперники пытаются догнать того, кто с мячом и выбить мяч из ачугана. Во время игры не обходится и без травм, что делает ее и опасной, и интересной. Победителем становится команда, забившая большее количество мячей

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Михал Шервашидзе (Хамуд-бей; 1806, Абхазия — 1866) — последний владетельный князь Абхазии (с 1822 и по 1866 годы). Генерал-лейтенант, генерал-адъютант русской императорской армии. Второй сын абхазского владетеля Сафар-бея (Георгия II) (1810—1821) и его жены Тамары Дадиани, дочери Кации II (1757—1788), владетельного князя Мегрелии.

Абхазские зарисовки. Моквский собор

Поскольку правящая абхазская династия исповедовала ислам, при рождении он получил турецкое имя Хамуд-бей. Воспитывался у знатного убыхского рода Берзеков. Отец заставил сына принять православие и отправил его в Тифлис в штаб главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом. Сафар-бей умер в 1821 году, и владетелем стал его старший сын Дмитрий.
В 1823 году, после смерти своего старшего брата Дмитрия, в возрасте 15 лет Михаил вернулся в Абхазию под охраной двух рот русского егерского полка под командой капитана Морачевского (около 400 человек). До 1824 года был осажден абхазами в своей резиденции Соуксу. В 1824 году при поддержке русского отряда в 800 человек под командованием генерал-майора князя П. Д. Горчакова смог прорвать осаду и приступить к обязанностям владетеля Абхазии.

Абхазские зарисовки. Моквский собор

В 1830 году в Абхазии началось движение за переход в турецкое подданство. Князь Шервашидзе смог предотвратить такое развитие событий и дождался прихода русских войск, которые окончательно подавили это движение. За время Кавказской войны князь Шервашидзе неоднократно участвовал в экспедициях российских войск против горцев и за отличия в этих экспедициях получил чины генерал-майора, затем генерал-лейтенанта и также был пожалован в генерал-адъютанты.
Когда во время Крымской войны в пределы Абхазии вступили турки, князь Михаил принимал в Сухуме турецкого военачальника Омер-пашу. Требование русского командования на время войны выехать из своих владений в Тифлис он проигнорировал. Это позволило кавказскому наместнику Михаилу Николаевичу заподозрить его в измене и добиваться ареста непокорного вассала.

Абхазские зарисовки. Моквский собор

По окончании Кавказской войны князь Михаил был обвинён в поддержке своих кунаков убыхов и отстранён от реальной власти, после чего попытался без разрешения выехать за границу.
Последнего абхазского монарха отконвоировали в Ставрополь, а потом сослали в Воронеж, где он и умер в апреле 1866 года. Похоронен в древнем соборе села Мыку (Моква) Абжуйской Абхазии.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Ну, и легенды... С храмом связана одна легенда, которая похожа на правду. Однажды абхазский царь Леон III решил построить такой храм, который бы своей красотой и мощью затмил все предыдущие. Долго выбирали подходящее по красоте и удобству место. Много было мастеров, которые хотели взяться за это дело, да не решались – хоть и много золота царь пообещал в награду, но боялись ему не угодить. И вот, наконец, нашелся смельчак, который построил вместе с мастерами этот собор. Легенда гласит, что царь решил погубить смелого зодчего – то ли от жадности, то ли от того, что не хотел, чтобы где-нибудь был построен такой же храм. Взобравшись по приставной лестнице на макушку храма, Леон остался недоволен тем, как выглядят сверху окрестности. Затем наверх поднялся зодчий, но царь приказал лестницу убрать. Так и оставили бедного зодчего на голодную смерть.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Храм был действительно построен при царе Леоне III. Сам Леон недолго прожил после постройки храма. Легенда говорит, что он был похоронен в этом же соборе. А через несколько лет умер последний абхазский царь, не оставив после себя наследника по мужской линии. И тогда на престол взошел племянник умершего царя (сын Гурандухт, которая была замужем за тао-кларджетским князем). С того момента абхазское царство объединяется с Картлией, становясь Царством абхазов и картвелов.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

И чуть о вскользь упомянутом женском монастыре... 24 окт. 1902 г. еп. Сухумскому Арсению (Изотову) поступило прошение от насельниц Свято-Троицкого монастыря в Харькове монахинь Емилии и Аполлинарии и 15 послушниц, а также от послушницы Василиско-Златоустовского мон-ря Сухумской епархии Досифеи (Мужецкой) о разрешении учредить жен. общежительный мон-рь при Успенской ц. с. Мокви. В ходатайстве было указано, что сестры располагают 30 тыс. р. на возобновление обители. 

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Еп. Арсений отправил доклад в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, оттуда рапорт поступил в Синод. Дело об открытии обители длилось 2 с половиной года и сопровождалось недоразумениями. Так, выяснилось, что коллективное заявление было сфальсифицировано Досифеей, однако после открытия всех обстоятельств она не отказалась от своих намерений и письменно обязалась предоставить еп. Арсению до 1 марта 1903 г. указанную сумму. Поскольку в Сухумской епархии уже обсуждался вопрос об открытии жен. обители при церкви Илори, идея возобновить мон-рь в М. не получила широкой поддержки. 

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Так, наблюдатель церковных школ Сухумской епархии свящ. Василий Ястребов писал в докладной записке на имя экзарха 16 дек. 1902 г. о том, что, поскольку М. находится вдали от адм. центра, он «никогда не будет не только иметь дохода от туземцев, напротив, абхазцы... при своей страсти к воровству, которую они считают удалью, будут постоянно обворовывать монастырь даже при усиленной охране, причем и честь монахинь не в безопасности». 

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

По его мнению, удаленность обители от Сухума и Очамчиры, отсутствие дорог и мостов сделают М. практически недоступным для рус. паломников. 18 апр. и 3 мая 1903 г. Досифея, Аполлинария и Емилия вновь ходатайствовали перед экзархом об открытии обители в М., они приложили список из 43 имен послушниц, готовых ехать в Абхазию, а также заявление от надворного советника С. Турияхина, к-рый обещал пожертвовать обители земельный участок с домом в Керчи. В окт. 1903 г. они хлопотали о деле в Синоде, 29 окт. Синод разрешил учредить Моквинский Успенский жен. мон-рь (решение утверждено 22 сент. 1904). Число насельниц определялось количеством, к-рое обитель будет в состоянии содержать.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

Монахини отремонтировали храм, установили иконостас и престол, привезли иконы и утварь. Под келейный корпус перестроили здание школы. Досифея приняла постриг и стала 1-й и единственной настоятельницей М. Сестры занимались рукоделием, обрабатывали огород, виноградник и цветник. В это время М. принадлежало 25 дес. земли. Позже местный помещик К. Чиковани пожертвовал обители 8 дес. в 2 км от М. В окт. 1905 г. мон. Досифея обратилась в Синод с просьбой о выделении мон-рю 600 дес. в с. Лашкиндар, но получила отказ. В 1903 г. в М. подвизалось ок. 50 русскоязычных сестер, не знавших ни абхазского, ни мегрельского языка. При обители была открыта школа с общежитием и питанием для 20 девочек. Согласно «Отчетам о состоянии Сухумской епархии», в М. в 1912 г. подвизались 115 чел., в 1914 г.- 127, в 1915 г.- 113. 

Абхазские зарисовки. Моквский собор

Внутренняя жизнь обители была неблагополучной, сестры неоднократно жаловались на настоятельницу начальству. В 1915 г. в М. была проведена ревизия по причине «малоспособности монастырского начальства к управлению и невнимательного отношения к нуждам сестер». М. имел подворья: частные дома в Сухуме и в Керчи, Успенский мон-рь в Вырице под С.-Петербургом (1914/15 - 1932).
В 1917-1920 гг., в период меньшевистской власти в Абхазии, М. неоднократно подвергался нападению и ограблению. Игум. Досифея просила комиссара Сухумского окр. выделить обители охрану. С установлением советской власти в 1921 г. ситуация не изменилась. В ночь на 21 марта 1921 г. из алтаря кафоликона была похищена церковная утварь. Было проведено расследование, виновные (жители соседнего с. Тхина) наказаны, имущество вернули. В кон. 20-х гг. XX в. обитель была закрыта.

Абхазские зарисовки. Моквский собор

Вблизи церкви есть колокольня, построенная намного позже Моквского храма. Ее первоначальные стены из песчаника в ХХ веке были укреплены бетоном.
В окрестностях Моквы разбросано немало древних памятников: крепостей, храмов и оград. На правом берегу реки, в двух километрах от собора, находятся развалины Джальской церкви, внутри которой сохранились следы фресковой росписи. А вокруг развалин тянется стена с остатками ворот. Как и многие другие храмы на прилегающей территории, этот культовый памятник в средние века входил в Моквскую епархию.

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

О святынях... В статейном списке, составленном свящ. Павлом Захарьевым, описывается интерьер кафоликона, в т. ч. и святыни М.: «...в том монастыре каменая церковь с олтарем прегрожена, престол и жертвеник и деисусы по подобию и местные образы - Спасов образ в киоте; и образ ис кивота вымали и позади образа написано многие святые, а под теми святыми мощи тех святых, которые тут написаны, а всех их девяносто святых написано». Согласно его сведениям, в М. хранились мощи (руки и ноги) первомч. архидиак. Стефана, к-рые, согласно преданию, были присланы из К-поля имп. Константином I Великим (306-337). 

Абхазские зарисовки. Моквский собор
Абхазские зарисовки. Моквский собор

По замечанию Кристофоро де Кастелли, мощи лежали в таком месте, что их легко было достать; «в нашей стране они стали бы предметом большого поклонения». Также в М. хранились мощи и

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На просторах интернета можно найти множество интересных материалов о древних цивилизациях майя, инков, Вавилона и прочих подобных. О них рассказано много, с подробностями. Но это всё очень далеко. Неужели на территории нашей страны не было ничего таинственного, загадочного и поражающего ...
Ситуация. Довольно большое время назад (где-то летом) некий человек, которого я пару раз называла своим другом (наверное, пьяна была) сказал мне, что хотел бы поиграть ЧГК на темы современной политики. Ну, бывает. Сам он игрок неплохой, но малоопытный. Политикой всякой интересуется давно и ...
Вот цитата из последних новостей на Делфи: "В следующем году минимальную пенсию по старости будут получать 20 000 человек, и ее размер в зависимости от стажа и наличия инвалидности будет варьироваться от 88 до 208 евро, сообщил представитель Министерства благосостояния Эгил Зариньш". А ...
Как вы, наверное, уже знаете, с марта этого года военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, законодательно запрещено размещать информацию о служебной деятельности в Интернете. Этим летом Министерство обороны подготовило проект изменений в Дисциплинарный устав ВС РФ , которым ...
Марсель был основан около 600 года до нашей эры греками назывался он тогда Массали́я. Надо сказать, что почти все города, по пути нашего следования были основаны греками примерно в то же время, и, главное, их названия претерпели очень незначительные изменения. Так что местным жителям не ...