Абхазские зарисовки. Лыхны. Лых-ныха
cand_orel — 30.12.202221.09.2022
В прошлый раз рассказывал о посещении Новоафонского монастыря — https://cand-orel.livejournal.com/2283714.html...
И всё продолжаем крутиться возле Нового Афона в этот сентябрьский день двадцать первых его суток уходящего года. Надо сказать, что на момент посещения я много чего не знал об Абхазии в целом и Лыхны в частности. Кое-что узнал уже на месте, кое-что на других экскурсиях в Абхазии, кое-что уже по приезду... Ну обо всем по порядку.
Лыхны в прошлом известно также под названиями Зупу, Соуксу и Лихни — село в в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазия, бывшая столица Абхазского княжества (примерно 1462—1780-ые), и резиденция князей Чачба-Шервашидзе, ранее находившихся в Сухум-кале. Расположено в 5 км к северо-западу от райцентра Гудаута в равнинной зоне. Административный центр Лыхненской сельской администрации (абх. Лыхны ақыҭа ахадара), в прошлом — Лыхненского сельсовета.
Я в процессе истории (а она достаточно глобальная) буду всё это иллюстрировать фотографиями, которые буду несколько локальными, так как мы посетили только поляну Лыхнашта и кое-что рядом.
На севере Лыхны граничит с селом Дурипш, на востоке — с селом Куланырхуа, на юге — с городом Гудаута, на западе по реке Хыпста с сёлами Звандрипш и Хыпста.
История Лыхны насчитывает 1500 лет. Оно является историческим центром Бзыбской Абхазии. С 1808 год по 1864 год являлось официальной резиденцией владетельного князя Абхазии и её столицей.
Достопримечательностью Лыхны является комплекс X века (руины), в который входит летний дворец абхазских царей и летняя резиденция владетельных князей Чачба. Разрушен, как отмечает В. Стражев в своём исследовании «Руинная Абхазия», в 1866 году по приказу русских властей после восстания в Лыхнах. Также есть действующий крестово-купольный храм Успения Богородицы X—XI веков с богатой фресковой росписью XIV века. Внутри церкви находится усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.
На окраине села — развалины христианского храма VI—VII веков. Ежегодно в октябре в селе на расположенной в центре обширной поляне Лыхнашта («Лыхненская поляна») отмечается праздник урожая.
В советское время в селе действовал колхоз имени Молотова Гудаутского района.
Из истории... Бзыпын (Бзыбская Абхазия) (абх. Бзыҧын, Бзыҧны; груз. ზუფუ, Зу́пу) — одна из семи исторических областей Абхазии, о которой напоминает одна из семи звёзд на Флаге Республики Абхазия. Расположена на территории современных Гагрского и Гудаутского района Абхазии, между Гагрской тесниной и рекой Гумиста. Получила своё название по имени реки Бзып — Бзыҧ + локативный суффикс -ын. Исторически является преемницей княжества Абазгии, как родины абазгов. Столицей Бзыпын являлось село Лыхны.
По данным переписи 1959 года в селе Лыхны жило 984 человека, в основном абхазы (в Лыхненском сельсовете (с н. п. Мысра) в целом — 5379 человек, также в основном абхазы, а также русские). По данным переписи 1989 года население Лыхненского сельсовета составило 8947 человек, в том числе села Лыхны — 524 человека, в основном абхазы. По данным переписи 2011 года численность населения сельского поселения (сельской администрации) Лыхны (без пгт Мысра) составила 5760 жителей, из них 92,8 % — абхазы (5345 человек), 3,4 % — русские (193 человека), 1,3 % — грузины (72 человека), 1,2 % — армяне (67 человек), 0,2 % — украинцы (12 человек), 0,1 % — греки (8 человек), 1,1 % — другие (63 человека).
По данным переписи населения 1886 года в селении Лыхны проживало православных христиан — 2425 человек, мусульман-суннитов — 1068 человек. По сословному делению в Лыхны имелось 4 князя, 83 дворянина, 9 представителей православного духовенства, 3 представителя «городских» сословий и 3394 крестьянина.
Село Лыхны сильно пострадало от мухаджирства — насильственного выселения абхазского населения в Турцию во второй половине XIX века.
В сталинский период в посёлок Аджимчигра переселяют грузинских крестьян, которые жили здесь вплоть до начала грузино-абхазской войны. Посёлок Бамбора, относящийся также к Лыхненской администрации, с конца XIX века был заселён русскими. В настоящее время численность русского населения Бамборы сильно сократилась.
В 1989 году поляна Лыхнашта в центре села стала местом общенационального схода абхазского народа.
В центре Лыхны на поляне Лыхнашта установлен памятник уроженцам села — жертвам грузино-абхазской войны 1992—1993 годов с полным списком погибших на фронте лыхненцев.
Лыхны — крупнейшее село в Абхазии.
Вот что для меня явилось неожиданностью...
Вообще-то я знал о грузино-абхазской войне 1992—1993 годов, краем уха слышал, что и россияне приманили там участие. Но что практически официальное участие наших соотечественников в той освободительной войне, некое боевое братство с абхазами за освобождение Абхазских земель, да и как бы Российских земель — не предполагал.
И такой уровень уважения и поклонения впечатляет. Возведена часовня в память о казаках-добровольцах из России, участвовавших в грузино-абхазской войне на стороне Абхазии.
Абхазы практически настаивают на существовании своей государственности, и вхождении в состав СССР отдельной республикой. Это потом уже в сталинские времена их присоединили к Грузии. А после перестройки, когда Грузия решила отсоединится от России, абхазам стало очень непонятно — зачем и им отсоединяться, да ещё в составе Грузии. Было это непонятно и нашим соотечественникам (кто в курсе был). В этом и истоки грузино-абхазского конфликта с нашим участием, да и нынешняя политика России в отношении Абхазии — всё исторически обусловлено.
Часовня-памятник казакам-добровольцам в селе Лыхны - это небольшой храм-часовня, построенный в этом абхазском селе в 2003 году. На храме, с обеих сторон от входа, есть две таблички на абхазском и русском языках: "Вечная память казакам-добровольцам, погибшим за независимость Абхазии 1992-1993 гг." Часовенка в селе, которое находится в пяти километрах на северо-запад от города Гудаута, представляет собой маленький шестиугольный храм с одним входом, покрытый красной черепицей, которую венчает православный крест.
Казачье общество Абхазии заняло во время войны с Грузией абхазскую сторону. На помощь абхазским казакам пришли казаки из России. Всего в боевых действиях принимало участие более 1500 казаков-добровольцев, в основном с Кубани. В боях за освобождение исторического села Лыхны, погибло несколько российских казаков, в честь которых и была возведена часовня в Лыхны, рядом с древнейшей Успенской православной церковью.
Лыхненская поляна –историческое место для всего абхазского народа, где издавна проводятся всенародные сходы и национальные праздники.
Шакрыл Платон Семенович (14.11.1892, с. Лыхны Гудаутского участка Сухумского округа /Абхазии/ — 01.03.1959) — абхазский просветитель, педагог, писатель, драматург, переводчик. Писал на абхазском языке.
Учился в Лыхненской начальной школе у Ф. Х. Эшба, затем в Сухумской горской школе. В 1908 г. поступил в Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори, которую окончил в 1912 г.
С 1912 г. — руководитель Джирхвского одноклассного училища, которое впоследствии стал двухклассным. В 1916–1921 гг. работал в Очамчирском высшем начальном училище. В этих школах П. Шакрыл за рамки программы школы обучал детей абхазскому языку.
П. Шакрыл стоял у истоков создания абхазского театра. П. Шакрыл был одним из авторов первой абхазской газеты «Апсны». П. Шакрыл известен и как переводчик: перевел на абхазский язык произведения Н. В. Гоголя «Женитьба», «Ревизор» и «Мертвые души»; А. П. Чехова «Каштанка»; А. М. Горького «Детство» и др.
Поворачиваем к храму, на против которого располагается историческая липа:
3 января 1812 года в Лыхны прибыл морем французский торговец лесом Поль Гибаль. Он оставил об этом месте, в особенности об огромной поляне Лыхнашта и дворце абхазских владетелей, любопытнейшие сведения. Интересно само время, когда француз оказался в Лыхны. Уже прошло два года, как Абхазия присоединилась к Российской империи, но до "странного восстания", сыгравшего роковую роль в дальнейшей жизни абхазов оставалось более полувека.
Довольно наблюдательный Гибаль сразу понимает, какое значение имеет сама поляна, на которой стоят дом и храм. Он пишет: "Это форум, где обсуждаются общественные дела и интересы правителя и его народа. В середине этой площади великолепные липы… У самого подножия устроено нечто вроде скамьи из земли, покрытой досками. Под большей из лип – возвышение с двумя ступенями. Это трибунал, где восседает Сафир-бей, чтобы вершить правосудие над своими поддаными". "Сафир-бей", который упоминается у Гибаля – это младший сын Келешбея Чачба, крещенный в раннем детстве и получивший христианское имя Георгий, именно при нем Абхазия присоединилась к России. (https://sputnik-abkhazia.ru/20170910/dvorec-na-kostyax-1021812671.html)
Вход в храм:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (груз. ლიხნის ტაძარი) — средневековая православная церковь в селе Лыхны в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии — в Гудаутском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.
Церковь была построена в X веке. Её фрески XIV века выполнены под влиянием византийского искусства того времени и украшены более чем дюжиной грузинских и греческих надписей. В 2007 году церковь была включена в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии.
Лыхненская церковь представляет собой крестово-купольный храм, вписанный в наружный прямоугольник стен. Он построен из ровных рядов хорошо очищенного камня пепельного цвета. У церкви небольшой купол с низким барабаном и скатной крышей, который покоится на четырёх свободно стоящих опорах. Западная часть здания включает в себя верхнюю галерею. Фасады простые, с небольшими окнами и тремя апсидами, выступающими из восточной стены.
Рядом с церковью остатки кладбища...
Константин Шаханович (Иосифович, Антонович) Лакербай (Коция, Костя младший), племянник Мурзакана Лакрба (второй сын Хусейна Омара-ипа Лакрба — представитель древнего абахзского дворянского рода Лакрба).
Родился в 1871. По окончании Елисаветградского кавалерийского училища в 1913 произведён в корнеты с зачислением в 16-й драгунский Тверской полк, в 1914 поступил в Черкесский конный полк Кавказской туземной дивизии, в 1916 произведён в поручики. Имел ордена: Св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость»; Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом; Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом; Св. Станислава 2 ст. с мечами, Св. Георгия 4-й степени. Погиб в бою, в 1917 году. Похоронен на территории храма в селе Лыхны, Абхазия.
В храме находится могила владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба-Шервашидзе.
Георгий II Шервашидзе (Сефер-бей, груз. საფარ-ალი-ბეი შერვაშიძე, при рождении Сафар-Али-бей Чачба-Шервашидзе; ум. 7 февраля 1821) — абхазский князь в 1810—1821 гг.
Внутри церкви я не фотографировал, не разрешают.
Сохранились следы настенной живописи X—XI века, но существующий цикл фресок датируется XIV веком. Они характеризуются аккуратно окрашенными, динамичными и выразительными изображениями несколько вытянутых человеческих фигур. На верхнем ярусе центральной апсиды изображения сидящей на троне Богоматери с младенцем и двумя ангелами, композиция Евхаристии, сцена «Жёны-мироносицы у Гроба Господня», встреча жён-мироносиц с воскресшим Христом. На среднем ярусе апсиды изображение «Гостеприимства Авраама» с тремя ангелами, сюжет «Жертвоприношение Авраама», фигуры ангелов и святителей. На нижнем ярусе изображения святителей Василия Великого и Григория Богослова. На западной стене — часть композиции «Успение Пресвятой Богородицы» и сцена передачи Богородицей пояса апостолу Фоме. Снаружи над дверью южного придела — изображение Богородицы на троне с двумя ангелами за ней
Святой источник:
Древности села Лыхны, тогда также известного как Сук-Су, были впервые изучены и описаны в 1848 году французским ученым Марием Броссе который также скопировал несколько средневековых грузинских и греческих надписей из церкви. Следует отметить грузинскую надпись шрифтом ассомтаврули, касающуюся появления кометы Галлея в 1066 году, во времена правления царя Грузии Баграта IV: Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию.
В 2010 году абхазскими властями была начата реставрация церкви. Работы, по мнению грузинских специалистов, сопряжены с риском нарушения подлинности.
А и невооруженным глазом видно, что многое перестроено и перестраивается:
В 1855 году Российским Императором Александром II храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, поздняя надпись на абхазском языке (предположительно в начале 20 века) гласит «Пресвятая Богородица спаси нас».
Дворец князей Чачба-Шервашидзе:
Старинное село Лыхны в 19 веке было столицей Абхазского княжества, здесь находятся руины резиденции правителей Абхазии. Ученые расходятся в датировке постройки дворца, по одним источникам его возвели в 10-11 веке, по другим дворец построен в 16 веке, а после 1821 года стал резиденцией князей Чачба-Шервашидзе, и его достроили до двух этажей. В 1866 году во время Лыхненского народного восстания дворец был разрушен. (https://www.kudanamore.ru/articles/kreposti-i-zamki-abhazii-10-samyh-interesnyh-lokacij/)
Вокруг дворца Чачба-Шервашидзе ходят страшные легенды. Строительство дворца шло трудно, постоянно рушилась кладка, и тогда, чтобы принести жертву, в стены замуровали живьем юношу и девушку, после чего здание получилось достроить. Но этим сказаниям нет достоверного подтверждения.
Сейчас от старинного здания остались только руины первого этажа, стены из серого камня, оплетенные плющом. В 1960-х годах были планы по реставрации дворца, но они так и не осуществились, к тому же не осталось рисунков и планов, описывающих каким был дворец в первоначальном виде.
То, что мы видим сейчас - это поздняя версия. Первый дворец был гораздо меньше. Он состоял из большой каменной башни (очертания которой смутно различаются в нагромождении руин) и некоего зала при ней. Это был дворец-замок, вероятно напоминающий по конструкции кахетинский царский замок в Греми, построенный так же в XVI веке. (https://travelgeorgia.ru/651/)
Около 1800 года князь Келеш-Бей забросил дворец и переместился в крепость Сухум-Кале. Два десятилетия резиденция князя находилась в крепости, а в ноябре 1821 года две роты российской армии захватили село Лыхны и объявили его резиденцией князя Омар-Бея Шервашидзе.
Видимо, в эти годы дворец был расширен и превратился в большое здание в два этажа. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Времена были неспокойные, в том году абхазы несколько раз нападали на дворец, но всякий раз неудачно.
В 1866 году российская армия подавила Лыхненское восстание и разрушила дворец как символ сепаратизма.
Предыстроия ... В 1864 г. окончилась Кавказская война и было упразднено Абхазское княжество, владетельный князь Абхазии Михаил (Хамудбей) был обвинен в туркофильстве, а также в помощи боровшимся против царизма абхазам и черкесам. Владетель был сослан в Воронеж, где и скончался в 1866 г.
На собрании в Лыхны держали речь выборные ораторы из народа, которым царские чиновники отвечали через переводчиков. Абхазская сторона ссылается на грубости которые позволяли себе полковник Коньяр и чиновник Измайлов, вследствие чего 18-летний эшерский князь Надаада Дзяпш-Ипа достал пистолет и произвел выстрелы в сторону царских чиновников, тем самым ознаменовав начало восстания.
30-го июля абхазы пошли на Сухум, Святополк-Мирской докладывает об этом вел-кн. Михаилу: «Перестрелка продолжается с 3 часов по полудни 27 по настоящее время… пополнение прибыло; неприятель из города вытеснен, военные пароходы много помогли обстреливанием берега; ожидается новое нападение с усиленным подкреплением».
Вскоре после того как атака была отбита, прибыла 39-ая пехотная дивизия, приступившая к покорению Абхазии. Князь Георгий сдался русским, в последующие дни были сожжены многие села Бзыпского округа и разбиты оставшиеся абхазские отряды. 17-го августа было сожжено село Лыхны и разоружено все местное население, а 1-го сентября восстание было окончательно подавлено.
За окончанием восстания пошли репрессивные меры, многие участники восстания, в том числе князь Георгий, были высланы из Абхазии. Особо ярых зачинщиков, среди которых были дворяне Маан, показательно расстреляли на Лыхненской площади. Абхазское население было полностью разоружено, под угрозой высылки был полный запрет на ношение огнестрельного оружия.
26-го января Кавказское наместничество изъявило желание выселить до четырех тысяч абхазских семейств в Турцию и просило на то согласия османского правительства. В марте 1867 г. началось выселение абхазов, всего было выселено около 15-ти тысяч абхазов.
|
</> |