ab ovo
mmekourdukova — 04.03.2011По просьбам трудящихся
яичный постинг. Не потому, что масленица, а потому, что мои младшие
добрались до этого задания.
Существует расхожий штамп, вот уже столетие повторяемый в
околоиконной литературе – иногда, к сожалению, даже в
искусствоведческой – что будто бы икона избегает объёма и
пространственности и в этом будто бы заключается секрет
христианской духовности: подальше от плоти – поближе к
духу.
На самом деле оба
пункта – ложь. Во-первых, в плоскостности нет ничего ни
специфически христианского, ни даже вообще духовного. Живопись
Матисса или Кандинского куда плоскостнее иконы (оба они, кстати,
любили публично провозглашать свою любовь к иконе – уж разумеется,
не как к образу Божию, а как к источнику готовых, только руку
протяни, формальных изысков). Плоскостностью отличается и языческое
первобытное искусство, и произведения дилетантов, маленьких детей,
умственно отсталых и душевнобольных. Неужели в ацтекских
иероглифах, черно- и краснофигурной вазописи или в мордовской
вышивке заключается такая уж высокая духовность? А ведь объем во
всех этих стилях выражен заведомо менее, чем в иконе - хотя бы
потому, что иконе плоскостность не свойственна вообще и целью
иконописцев она не являлась никогда.
Верно как раз обратное - в традиционной
иконописи светотеневая разработка, или тон, всегда наличествует и
подчиняется строгим правилам. Тональное решение в идеале должно
прямо проистекать из контурного рисунка, логически следовать ему с
той закономерностью, с которой на погруженной в проявитель
фотобумаге выступает сначала чёрное, затем тёмно-серое, затем – всё
более и более тонкие нюансы серого. Сама контурная линия есть не
что иное, как очень контрастная тень – сведённая в линию, но оттого
и предельно насыщенная. Вот поэтому все мои двоечники на
подготовительном ещё семестре выполняют обязательное упражнение –
этюд яйца, идеальной природной формы, которая требует самой высокой
точности исполнения. Азбука объёма.
Вот они тут набрасывают контуры – сразу и оси
проводят, вертикальную и горизонтальную, на скрещении которых
поместится фокус яйца, самая выпуклая и, соответственно, самая
освещённая его точка. Оси, ясное дело, проходят по поверхности
яйца. Поэтому и фокус вона где, а не на скрещении осей симметрии
плоского овоида.
А вот тут дети пытаются, прежде чем начать работу красками,
намотать вокруг фокуса несколько овоидов, глядя на образец. Не
каких попало овоидов, а постепенно расходящихся от фокуса к
контурам, сохраняя пропорции «большого» яйца. То есть нигде не
превращаясь ни в кружочики, ни в овалы, ни в неведомых зверушек.
Только после этого (то есть когда получится) мы беремся за этюд в
цвете.
Контурный
рисунок уже определяет, какая сторона яйца будет освещена, а какая
затенена. В классическом варианте фокус смотрит вверх – так, как
будут затем освещаться человеческие головы.
Затеняем красной охрой довольно густо. Если яйцо будет
раскрыто прозрачной красочной смесью, то достаточно такого
затенения, как слева. А если кроющей – то как справа. Контур
наводится и вовсе чернилом, а под кроющие смеси черным даже можно
затенить.
Раскрываем, в один или два слоя, по обстоятельствам. И дальше можно
действовать по любой из двух схем: либо тут же пометить фокус почти
чистыми белилами и затем его приписывать к основному тону, либо
постепенно высветлять основной тон до блика.
Я предпочитаю первое. Вот блик уже притушевался, будем продолжать
вылизывать до полной гладкости.
Вылизываем, вылизываем... Сделали ещё одну общую лессировку
основным тоном, пришлось ещё раз пометить фокус и еще раз его
притушевать...
А вот и готовый продукт. У детей так получается редко и после
долгих мук. У кого не идёт, бывает, ажно до самой Пасхи продолжает
яйца нести. Кладку за кладкой.
А иначе никак. Кто эту тему завалил или спихнул еле-еле, наплачется потом с карнацией по самое некуда.