«А вот он и стоял, мой чемоданчик»

Почтенная компания решила поставить на Красной площади чемоданчик. Едва ли они рассчитывали на такой эффект, но рекламная акция оказалась сверхрезультативной: о чемоданчике заговорила вся страна.
Грудью против чемоданчика встали не только защитники скреп, но и народ, вроде бы, более-менее адекватный. Фото чемоданчика смотрели из каждого закутка социальных сетей. Чемоданчику писали оды лучшие перья страны. Его судьба решалась на самом высоком уровне. В общем, страна слилась в хоре: «А ну-ка, убери свой чемоданчик!».
Почему так получилось? Потому что Красная площадь для нас место святой, и мы были оскорблены использованием ее не для политических демонстраций, а для демонстраций совсем иного рода? Да, нет вроде – не такие уж мы чувствительные: какой только пошлости не видели за последние двадцать лет стены древнего Кремля.
К пошлости любого рода мы более чем терпимы – мы просто разучились ее распознавать. Она перестала быть для нас пошлостью. То есть совсем хорошо с этим у нас никогда не было – процент чутких к пошлости людей всегда был незаоблачным. Но все-таки такие люди в обществе были в значительном количестве: их голос был слышен.
Сегодня количество подсократилось. Мы стали гораздо терпимее. Пусть расцветают 100 цветов. И неважно, что 99 из них пахнут отменно скверно. Главное – свобода! Так мы перестали замечать и отменную пошлость государственных мероприятий, и церковную пошлость (а к слову – и неменьшую пошлость мечетей: в 21-м веке любая официальная религия не может быть непошлой), не говоря уже о пошлости, заполнившей СМИ, а также массовое и отнюдь не только массовое искусство.
Нет, в этой выгребной яме мы – как рыба в воде. «Ни гневом, ни порицанием давно уж мы не бряцаем...» Так в чем же дело?
Отгадка неприятно банальна – «ему только палец покажи».
Это про нас. Нас возбуждает любое, пусть даже и самое ничтожное событие. И реагировать мы готовы одинаково горячо и на события важные, и на события совсем неважные. Главное – чтобы были новыми, необычными. Скажем, запытали еще одного в полиции до смерти, или повесился еще один в армии, или посадили еще одного невинного – в этом ничего интересного: эка невидаль, такое каждый день происходит. А вот чемоданчик на Красной площади – это да, такого еще здесь не стояло.
И поэтому мы очень легко управляемы. Просто нужно подкидывать нам периодически яркие зрелища. И нам будет куда канализировать энергию. Чтобы она, не дай бог, не накапливалась и не отливалась во что-то неприятное для имущих власть.
Имущие это давно поняли. Отлично поняли.
|
</> |