А вор ... вопил: - Держите вора !

Коньюнктурны ли песни Галича? Эта тема возникает время от
времени. На этот раз ее коснулся Дмитрий Сухарев. Казалось бы -
грамотный человек, живший в ту же эпоху, должен быть в теме...
Но скудны его знания о жизни Галича. Нельзя, базируясь на каком-то
одном интервью, делать далеко идущие выводы. Галича на фронт не
взяли из-за порока сердца, а не из-за какого-то там дяди.
(Эта тема - перепост из ЖЖ
Игоря Грызлова, но ввиду ее неувядаемости, я думаю, будет не лишним
назвать вещи своими именани везде, где возможно)
Итак, что же говорит
(Из интервью Любови Борусяк с Дмитрием Сухаревым)
Д. С. Я в связи с этим вспомнил, что совсем недавно читал воспоминания друга Галича, Леонида Аграновича о том, как они жили во время Великой Отечественной войны. И этот Агранович очень простодушно рассказывает, что у Галича, в то время Саши Гинзбурга, дядя работал в Комитете по делам искусств. С помощью этого дяди был создан в Чимкенте фронтовой театр, в котором они работали. Дальше он рассказывает, как они хорошо жили - девочки, шоколад, коньяк, - и только через полтора года впервые они выехали с бригадой на фронт. И это он рассматривает как подвиг. А у меня матушка работала в обычном театре, не «фронтовом», но они все время ездили на фронт. Она работала в Театре Революции, эвакуированном в Ташкент. И еще я подумал, что Окуджава на фронт пошел добровольцем, Слуцкий, Самойлов, Тарковский воевали, а Галич сидел в этом «фронтовом» театре в Чимкенте. Конечно, он не советский человек, а советские – те, кто делали в это время великую литературу. А Галич тогда занимался циничной конъюнктурой: писал спектакли гладенькие, пьески типа «Вас вызывает Таймыр» и так далее. Конечно, я согласен с таким делением. Только знаки «плюс» и «минус» я ставлю не как этот ваш интервьюер, а совершенно противоположным образом.
Л.Б.: А все-таки, что имеется в виду под «советским» в данном случае?
Д.С.: Я имею в виду вот что. Когда была война с фашизмом, тот человек, который чувствовал себя советским, он вместе со всем народом пошел воевать против фашизма. А тот, который сидел в Чимкенте, он не советский человек. И ваш интервьюер очень тонко почувствовал это различие. Вот это и есть репутация. Но, в отличие от вашего интервьюера, в моих глаза репутация выглядит противоположным образом: Галич как был конъюнктурным автором и благополучным драматургом, так и остался конъюнктурным. Даже в своих протестных песнях, потому что это стало конъюнктурой. Я позволю себе это сказать, зная, что мои слова вызовут вопли возмущения в нашей замечательной интеллигенции.
Полностью интервью http://www.polit.ru/culture/2011/02/1
Ну что ж, вот и вопли:
"Галич ... так и остался конъюнктурным. Даже в своих протестных песнях, потому что это стало конъюнктурой." (Сухарев)
Ага... Особенно, когда Галича исключили из СК и СП, убрали из титров и лишили всех средств, но он не стал писать покаянных писем, чтобы его простили. Так он жил около 2-х лет и уехал только под угрозой быть отправленным в лагерь. Вероятно, Сухарев не осведомлен о ситуации, в которой находился Галич примерно с 1968, особенно в 1972-74 гг. А что же Шаламов, в те годы опубликовавший в Литературной газете отречение от своих "Колымских рассказов", изданных на Западе, он тоже искал коньюктурной славы?!
Что-то Дмитрий Антонович не догоняет. И вроде приличный человек, не завистник, кажется. Может, он и Мандельштама считает коньюктурным - ведь пошатнулся Осип Эмильевич, подмочил репутацию, написал оду тирану?!
Разница меж Галичем и сухаревыми в том, что бывший драматург пренебрег благополучием и выбрал тернистый путь Поэзии и Правды, и из года в год продолжал петь свои песни, называя вещи своими именами. А они... Что делали они? Воспевали собачку Тябу да полировали свою репутацию.
А Горбаневская, Даниэль, Марченко, Ратушинская и прочие диссиденты - они ведь, выходит по Сухареву, тонко чувствовали коньюнктуру, популярности искали... Вон сколько лет прошло, а их помнят!
Я так скажу: только вот такие несоветские граждане, хлебнувшие сполна, и имеют моральное право определять, что было, а что не было коньюнктурой в 60-70х.
Помните, у Высоцкого:
Так многие сидят в веках
На берегах - и наблюдают,
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим - но издалека.
...А по прошествии лет еще и пытаются облить грязью, замазать, так сказать... Тут и вспоминается, но уже из Галича:
Весь год -- ни валко и ни шатко,
И все, как прежде, в январе.
Но каждый день горела шапка,
Горела шапка на воре.
А вор белье тащил с забора,
Снимал с прохожего пальто,
И так вопил:
-- Держите вора !
Что даже верил кое-кто !
|
</> |