А волочился как?

Вот и Онегин у Пушкина, "пройдя науку страсти нежной" - "в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь"...
И Печорин у Лермонтова в "Герое нашего времени", чтобы видеться с Верой в доме у Лиговских на приёмах,
должен был делать (по просьбе Веры) вид, что волочится за княжной Мери:


После чего Грушницкий, который некоторое время не встречался с княжной Мери
(он ни за что не хотел больше показываться ей в солдатской шинели,
ждал, когда, наконец, готов будет офицерский мундир),
пенял Печорину: - Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной? ...

И Хлестаков у Гоголя в письме приятелю сообщает,
что волочится напропалую и за губернаторшей, и за губернаторской дочкой:


И Анатоль Курагин, увидев Наташу Ростову в опере, решил приволокнуться за нею,
а что выйдет из этого ухаживания, он и не задумывался...

Волочиться – значит ухаживать за женщиной, обычно без серьёзных намерений.
Таким образом, волочиться - это довольно протяжённое действие во времени (он давно за ней волочится...)
И действующие лица к началу, так сказать, "волочения" знакомы друг с другом.

Потом вместо "волочиться" стали говорить "приударить".
Приударить – значит начать оказывать знаки внимания,
начать ухаживать за кем-либо (за соседкой, однокурсницей, сестрой приятеля),
то есть действующие лица тоже, как правило, уже знали друг друга.
В конце 1960-х и потом довольно долгое время говорили "кадриться" - я к ней кадрюсь, прикадрись к ней, почти закадрил...
Кадриться - это тот же флирт, только короткого действия,
кадрились незнакомые до этого - на танцах, на улицах, в клубах.


Про "волочиться" пишет Чехов, говоря о театре и о своих пьесах:
"Требуют, чтобы были герой, героиня, сценические эффекты.
Но ведь в жизни люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви.
И не каждую минуту говорят умные вещи.
Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости.
И вот надо, чтобы это было видно на сцене.
Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали,
разговаривали о погоде, играли в винт,
но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.."
Интересно, если вспомнить все его главные пьесы – "Иванов", "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад",
то там не обнаружишь, чтобы кто-нибудь из героев волочился бы за героиней.
"Три сестры", 1901 год, Тузенбах (Василий Качалов) - Ирина (Вера Барановская):

Да, герои у Чехова приходят, уходят, объясняются любви, едят,
разговаривают о погоде, говорят глупости, ловят рыбу, даже стреляются.
Но вот чтоб герой "волочился как-нибудь" (как Онегин)
или "ужасно волочился" (как Печорин за Мери) – нет такого у Чехова.
Получается, недодал нам волокитства Антон Павлович в своих пьесах...
В "Даме с собачкой" Гуров, когда увидел впервые Анну Сергеевну, подумал –
"было бы не лишнее познакомиться с ней".
Но уж никак не в смысле "поволочиться" за ней.
Просто хотел необременительного и быстрого курортного романа...
"..соблазнительная мысль о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной,
которой не знаешь по имени и по фамилии, вдруг овладела им"..

Иллюстрация к "Даме с собачкой" - Кукрыниксы, 1945-1946 год;
Иллюстрация 1933 года к "Евгению Онегину" – художник Николай Васильевич Кузьмин (1890-1897)
Иллюстрации к "Ревизору", Хлестаков (1922 год) - художник Кардовский Д.Н. (1866-1943);
губернаторша с дочкой (1858 год) - художник Боклевский П.М. (1816-1897)
Фото из телефильма "Записки Печорина", Мери – Ирина Печерникова,
Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов
Фото из фильма "Война и мир", Наташа - Людмила Савельева,
Анатоль Курагин - Василий Лановой, Элен - Ирина Скобцева
|
</> |