А у нас Бора Чорба умер
maiorova — 04.09.2024
Чорба не фамилия, а прозвище, фамилия - Джорджевич, Борисав
Джорджевич. Если бы папа разрешил поступать в художественную школу,
может быть, сегодня так и писали бы газеты: умер живописец Бора
Джорджевич. Но папа был военный и запретил.В Югославии большинство эпических личностей происходят из семей военных и педагогов. Попадалось исследование, что больше всего белградских турбофолк-певиц и бандитов происходят из микрорайона под названием Учительско населье. Получается, у Чорбы двойной комплект, не только отец офицер, но и мать учительница.
Так что Бора запел, как большинство музыкальных мальчиков того времени, увлёкся хард-роком, понадобилась аппаратура... Фильм «Взломщик» смотрели? Вот нашлись ушлые ребята, которые втянули четырнадцатилетнего гимназиста, откровенно говоря, в банду. Этакие робингуды, взламывали квартиры неправедных богачей, пускали реквизированное имущество в продажу и приобретали гитары и усилители.
В общем, сломали мальчику жизнь по полной программе. Был суд. К счастью, не колония, пожалели паренька, освободили под семейный надзор. Из гимназии сразу выперли - не потерпим в наших рядах вора. Родной Чачак тоже пришлось покинуть. Родителям стыдно было глаза показать, вырастили грабителя, разбойника.
На новом месте, в Белграде Бора изо всех сил доказывал, что исправился — не пропустил ни одного занятия, усердно учился, участвовал в школьной самодеятельности. Учителя нарадоваться не могли. Надо же, какое золото приехало. Но директор чачакской гимназии позвонил в Пятую белградскую и сообщил: к вам поступил наш бывший ученик Джорджевич. Так вот — он вор. С того дня за свои отличные ответы ученик Джорджевич выше тройки отныне не получал.
И неожиданно дорос из уголовников в... апостолы. Ставили Jesus Christ Superstar, искали молодых исполнителей. Бора прошёл кастинг и сам обалдел. Христа пел хорватский фолкер Златко Пеякович. Иуду — его тёзка Голубович, серб, белградский шансонье, лауреат всего мыслимого и немыслимого, ему было тогда уже за тридцать немного. Магдалину — прекрасная и несчастная Азра Халилович из Сараево. Постановка стала хитом. О ней до сих пор диссертации пишут. На волне успеха Бора Джорджевич поступал на актёрский. Не пробился. Поступил (с уголовным бэкграундом и троечным аттестатом) на юрфак. Учиться все равно не стал. Музыка захватила.
Первая профессиональная группа нашего героя, «Сунцокрет», сиречь Подсолнух, - типичное фолк-рок-возрождение, исправно бравшее призы на фестивалях. Среди советских подобных групп можно назвать «Ариэль», «Песняры»... Симпатичное:
Но Джорджевичу в этих рамках было тесновато. Это не наш стиль, горячились коллеги, мы это петь не хотим! Не хотите - как хотите, сказал Бора и хлопнул дверью. Дальше он тоже нигде особо не задерживался: в «Ранем мразу» не прижился, с Балашевичем не сработался... И вот сидели они как-то в ресторане и решили: ни с кем мы не срабатываемся, ну его в болото, сделаем свою группу, сами будем петь.
Относительно названия есть разные версии. Самая безобидная утверждает, что в тот исторический вечер в «Шуматовце» как раз подавали рыбную чорбу. Другая версия противная: рыбной чорбой, поскольку это суп красный, называла белградская молодёжь менструацию. Очень в духе Боры, тяготевшего тогда к панку. Так и пошло «Рибља чорба». На первый концерт вход стоил два сома - натуральных или денежным эквивалентом.
Первые альбомы «Чорбы» - это чистый хард-рок как есть. Позднее мелодическая составляющая усложнялась, но сохранялась социально-критическая направленность, от которой Бора периодически претерпевал. То его тянули к суду за оскорбление маршала Тито, то обвиняли в пропаганде наркотиков за строчку «выпей свои успокоительные», то записывают в ультранационалисты и чуть ли не в четники, то считали другом Милошевича, то главным врагом Милошевича... Эту последнюю версию Бора Чорба отчасти разделяю. Он искренне верил, что Милошевича хочет его убить за одну конкретную песню, а именно «Баба Юла». Короче, воспетая в ней коварная старуха с цитатой из «Левого марша» Маяковского на устах — это Милошевич и есть. Никто этого не понимал, а Милошевич понял. И теперь хочет убить.
Вообще жили нескучно. Если бы Бора Чорба писал мемуары, они выглядели бы так.
Глава *. Нас всех забирают в армию,
Глава **. басист ногу сломал,
Глава ***. Как я переделывал строку «очередной с...ный день» в «очередной поганый день».
Глава ****. Как мы получили премию комсомола.
Глава *****, Как я обещал побрить голову, если не продадим десять тысяч билетов, а продали всего восемь тысяч.
Бывали на концертах и трагические случаи из-за давки. И если в столице «концерт поломанных ребер» ограничился этими самыми переломами рёбер и утерянной во множестве обувью, то в Загребе оставили открытыми только две двери. Четырнадцатилетняя девочка погибла от травм. И опять разбирательство, опять показательная порка,..
Звёздные восьмидесятые для «Чорбы» не повторились и, наверное, к лучшему. Позднее творчество мне ближе, потому что минорнее и камернее, что ли. Не для стадиона, для человека. Часто последний год слушаю. С ним связана одна семейная хохма - во дворе плохо убрали, всё в мусоре, я хожу ругаюсь:
— Хоть самой в градску чисточу устраивайся!
И тут из колонок бравурно раздается:
Хоћу, мајко, хоћу
У градску чистоћу
Спавам дању, радим ноћу
За градску чистоћу!
После альбома «Писанье против ветра», в котором была эта песня, Бору Чорбу назначили помощником министра культуры. Правда, потом все равно выперли.
И вот сегодня Бора Джорджевич умер в Любляне, больнице. Осложнения пневмонии. Семьдесят один год. Почётный гражданин родного города Чачка.
|
|
</> |
Не просто украшение: почему люди выбирают вещи на заказ
История здания "Готика" в Бирмингеме.
Мои модели. Главный калибр эсминца проекта 956. На подставке. Задняя сторона
Битве при Езерне (Озёрной) 370 лет
Десять дней зимы. Расскажи, Снегурочка, где была? :)
Гарь
Золотой токен Свободного города Христиания 2017 года продан за 14000 датских
Концерт МакSим в клубе Sound
Продолжаем тему Г-6 и других "поплавков" Туполева

