
А теперь — длинный пост

Вообще-то это из тех черновиков, которые я весь этот жуткий год не хотела публиковать. Писано в апреле. После смерти Меира Визельтира. Стереотипное мышление так и толкало озаглавить текст «На смерть поэта» или «умолкли звуки чудных песен» — но убереглась. Да и кнопку «опубликовать» нажимать не стала — опять стереотипное мышление ввинчивало в мозг кастрированный афоризм: «О покойниках либо хорошо, либо ничего...» , хотя здравый смысл ехидно договаривал; «...ничего, кроме правды!» Ну, вот считайте, что нынче здравый смысл взял верх. Может потому что я тут и сама недавно верлибры помянула — хорошие и разные.
Тем более, что о личности покойного я знаю минимум того, что даёт Гугль всеведущий и мне абсолютно неинтересна его частная жизнь, размер гонораров и прочие подробности о незнакомом, чужом и неприятном мне человеке.
Мне вот одно интересно — с какой беды он считался поэтом? И досчитался аж до лауреатства Государственной премии Израиля? Неужто только за то «что он активно выступал против оккупации в Иудее и Самарии, а также высказывался против Первой ливанской войны»? Как ни крути — а по мне, так больше не за что...
Так что, опубликую — хай висит.
Спойлер — под катом ОЧЕНЬ длинно про стихи, романтику борьбу за всё хорошее против всего плохого, про войну и про любовь — кто не любит многа букав, считайте, что вы уже в курсе, можно под кат не ходить.
Поэзия у нас щас вся в верлибрах. Шо поделать - нынче так
носють. Нечаянно зарифмовать или нидайбох размер соблюсти - вмиг
выпадешь из круга думающих людей, истинных поэтов и вообще
прогрессивной части человечества, размер, рифма и прочие
аллитерации - это для рифмрплетов-песенников, на потребу быдла и
ваще - фуй!
Есть, правда, некоторые, кто наивно полагает, что верлибр - это
Уитмены всякие, так не смешите наши модные тапочки! Эт когда
было-то? Наплюйте и забудьте, Уитмены всякие — это пассе и вообще
не в тренде!
Поэзия начинается с нас! Равно, как и история!
Не, так-то я не против.
Пусть расцветают сто цветов - как говаривал председатель Мао, автор
замечательных красных книжечек-цитатников, тексты из которых смело
можно отнести к жанру верлибров. Ну, на мой взгляд. Вот
послушайте:
Нельзя ходить
на одной ноге,
нельзя ходить
на трех ногах,
надо ходить
на двух ногах!
Или:
Атомная бомба -
бумажный тигр.
Не надо
бояться
бумажных
тигров!
Не знаю, как вам, а по мне так любой из наших тутошних великих, как
покойных, так и ныне здравствующих, мог бы это смело в свой
сборничек поместить - коротко и доходчиво! И по-своему поэтично -
спросите у миллионов китайцев, которые это с энтузиазмом
скандировали.
Славное было времечко,
называлось
"культурная революция"
Многим нравилось, кстати.
Особенно если
издаля глядеть,
с бездуховного Запада.
Вот в Париже,
в 1968-м,
к примеру,
полюбовавшись на то,
как классно
сидят на тебе
продуманно рваные джинсы
и пёстрая
приталенная рубашка
так сладко было
помечтать
об антибуржуазности,
об одинаковой
для мужчин и женщин
униформе
мышиного.цвета,
об одинаковой стрижке,
о товарах,
выдаваемых по карточкам
(рис, мука,
соевое масло,
кусок мыла
на все случаи жизни -
помыться постираться,
ничего лишнего,
мясо вредно,
молоко тоже),
и красненькие
одинаковые
книжечки
для всех,
тоже ничего лишнего -
ах, как прекрасно и духовно! -
скорей бы
мировая революция! -
а то ведь
так и просидишь
всю жизнь
в кафе на Монмартре
с длинноногой подружкой -
платьице в стиле "Твигги",
распущенные белокурые волосы
пахнут "Лореалем",
но в тонких пальчиках
без маникюра
"Голуаз" без фильтра,
это стиль и не спорьте!
А на столике
пока что
кофе с круассаном
и конечно
книга -
Жан-Соль Патр,
то есть,
Жан-Поль Сартр -
простите,
Виан попутал,
(Сартр тоже курит "Голуаз")
Вот сейчас
допьем-дожуем-докурим,
доспорим
о Троцком,
Мао,
экзистенциализме,
коммунизме
и ревизионизме,
и вперед!
на баррикады!
Долой!
Чего "долой"?
А неважно!
Всего - долой!
К оружию, граждане!
Смело торварищи в ногу!
Председатель Мао сказал!
Янки гоу хоум!
Долой Линь Бяо и Конфуция!
Свободу Палестине!
Эпате ле буржуа!
Сколько можно терпеть
этот хруст
французской булки!
Кстати, о булке.
Гарсон, еще круассан -
напоследок!
Да, и кофе, конечно.
Что-то и меня тоже на верлибры потянуло. Правда, так коротко и
ясно, как у председателя Мао не вышло, но, что делать, не всем
дано, а мое многословие моим немногочисленным и терпеливым
читателям давно известно, авось и на сей раз стерпится. .
Но, кстати, не одна я такая многословная. Не всем дано выражаться
так кратко, как покойный Гефен, посвятивший свой шедевр
рыжеволосой палестинской ссыкухе Жанне д'Арк. Были и у нас
признанные классики, позволявшие себе и длинноты, и завитушки, и
даже некоторую крамолу в виде намеков на старомодное подобие ритма
(а это уж не вполне верлибр, а некомильфотнвй белый стих). Но! -
главное ведь не форма, а содержание! Посему, ежели шедевр посвящен
еще одной (не)орлеанской деве (ну, по слухам - деве) - то все
простительно. Дева, кстати, вот:

Называется плакат "Свободу Тали Фахима!" Классная картинка. Мотивирующая. Правда, это копипаста с более чем сорокалетней давности портрета. Вот этого:

Тали Фахима на, известную в своё время всему свету,
харизматичную красавицу Анджелу не тянула ни образованием, ни
внешностью. Лицо - из тех скучных чиновничьих лиц, на котором
изначально написано, как в той песенке из «Казаблана»: " приходите завтра".
Или - "вас много, я одна!". Но! Перефразировав классика, признаем -
и чиновницы чувствовать умеют! И девушку это чувство настигло.
Любовь нечаянно нагрянет и ты ды. И нагрянула. Да не абы к кому, а
к брутальному, артистичному, прихрамывпющему, как Байрон,
красавцу-террористу-убийце - не в бухгалтера же влюбляться! И
сделала она, как нынче модно говорить, такой вот даун-шифтинг - со
скучной. но чистой и стабильной чиновничьей должности - прямиком в
Дженин, в объятия к избраннику. Не подумайте плохого, там была одна
сплошная идейная романтика - на уме у неё было вовсе не то, что
некоторые охальники подумали, а возвышенное желание грудью встать
на защиту любимого! Потому что у израильских спецслужб на главаря
"Бригад мучеников Аль-Аксы" были несколько другие планы. Герой наш
на довольно чахлый живой щит, конечно, посмотрел с сомнением, но,
подумав, согласился. Ибо был не дурак отнюдь, на израильских лохов
насмотрелся достаточно и знал, что кровавая наша военщина,
чертыхнётся, конечно, но в свою еврейскую дуру-бабу палить не
станет. Да и лишняя пара рук в хозяйстве пригодиться. Дальше в
подробностях рассказывать не буду - кто в теме, тот и сам в курсе,
прочим интересующимся - Гугель в помощь. Только маленький спойлер -
история закончилась неромантично. Джульетту загребли наши
доблестные спецслужбы, а она, узнав, что ей за пособничество
террору светит пожизненное, зассала спохватилась и
быстренько пошла на сделку со следствием. Отделалась тремя
годиками, из коих отсидела 26 месяцев, остаток скостили за хорошее
поведение (вышила в кружке "очумелые ручки" портрет Рабина слэш
Арафата гладью - шутка). А с Ромео вышло ещё скушнее - ему операция
на глазоньки занадобилась, а где ж её сподручней (и бесплатно,
главное!) делать, как не в израильской тюрьме? Туда он и
отправился, ренегат, согласившись сдать нескольких подельников и
заслужив на прощанье проклятия от обманутой в лучших чувствах
Джульетты.
Но вернёмся к плакату. Лучшие люди нашей страны, затаив дыхание
следили за этой волнующей историей и разочаровываться никак не
хотели. Поэтому развернули бурную кампанию в защиту несостоявшейся
Жанны д'Арк типа, если мы все, как один, не встанем на защиту, её
непременно на костре спалят! Тут и вспомнилась история с
неугомонной Анджелой (опять, несведущим - Гугель в
помощь).
Так что плакат-плагиат удался.Сразу хочется за что-нибудь побороться - неспроста мне 68-й вспомнился. Оно ещё вот на это похоже:



Это, правда, не из Парижа-городка, парижане тогда, побузивши
маленько в мае, вернулись к своим круассанам, французы, что с них
возьмешь, хилый народец, это куда более пассионарные германцы с
итальянцами, страсть германской молодёжи особенно впечатляет -
кому, как не им в одно место вперлась борьба с сионистскими
захватчиками за компанию с перманентной революцией? Ну, разве что
перекрасились из коричневого в красный, а так-то - все по заветам
отцов.
Итальянцев, правда, еврейский вопрос не так волновал - они все
больше за свою кровавую диктатуру переживали, мол, сперва у себя
дома "мы наш мы новый мир построим", а дальше - белла, чао! -
поглядим.
"Этот режим не имеет более никакого
оправдания для своего существования и держится только на силах
антинародного уничтожения... Если атаковать и подорвать эти
силы, режим
окажется абсолютно бессильным и немощным. Отсюда —
шизофренические конвульсии правящих партий, различных
управленческих и судебных органов и т. д. Единственный
цементирующий элемент, позволяющий этому режиму держаться на ногах
это коррупция и страх!"
(Задумчиво) Где-то я шото похожее слыхала, нет? Причем,
совсем-совсем недавно. Причем, где-то совсем-совсем близко - или
показалось? Нет-нет-нет! - помстилось, не иначе - не может же
прогрессивная и светлоликая часть нашей общественности так тупо
копипастить убийц и террористов!
Но вернемся к деве.
И к прекрасной слоесности.
Писано в 2007-м (в Г азе как раз Хамас пришёл к власти —
сегодняшнее примечание...)
О чем поют птицы в небе Рамаллы?
О чем поют они поутру?
Тали Фахима свободна!
Сократили ей срок на треть!
Поют птицы в небе Рамаллы.
Доброе утро, сестра наша!
Поют птицы в небе Рамаллы.
Поднимайся и ты на окрепших крыльях,
Чтоб над жизнью кружить в стане смерти —
поют птицы в небе Рамаллы.
Ты ведь тоже не знаешь границ,
на непризнанных картах начертанных, -
поют птицы в небе Рамаллы, -
как и мы, пролетаешь ты мимо
блокпостов и жандармов с ружьями.
И как мы, прилетаешь ты в город руин,
поют птицв в небе Рамаллы,
чтоб хоть крохи надежды найти
и открыть свое сердце, полное жизни -
поют птицв в небе Рамаллы.
И хотя человек человеку - волк,
человек к человеку - глух,
распростерла ты крылья
с чувством шестым
и летишь, чтобы слышать и видеть -
поют птицв в небе Рамаллы.
Рот раскрыв, в полный голос щебечешь ты, -
поют птицы в небе Рамаллы, -
несмотря на то, что твой голос слаб,
нет ни должности, ни микрофона, ,
но ведь гуси некогда Рим спасли.
Будет слышен твой голос с небес,
можешь ты на миг приземлиться,
чтоб спасти этот город от вечной пальбы,
то жандармы стреляют в крылатых! -
поют птицы в небе Рамаллы.
А ловцы, что подбили тебе крыло,
и в железную клеть посадили, -
поют птицы в небе Рамаллы, -
до конца своих дней будут прутья грызть,
из которых мы гнезда строим..
А птенцы их вылетят из гнезда,
и направят окрепшие крылья,
по маршруту, что ты проложила,
наплевав на отца и мать! -
поют птицы в небе Рамаллы.
Кстати, насчет "микрофона" (в оригинале "усилителя") и слабенького
щебетанья, тут поэта, хоть и покойного", "поздравляем соврамши".
Скучная очкастенькая чиновница не проснулась знаменитой - она уже в
КПЗ спала на казённой койке знаменитой. Про неё сняли фильм
"Пересекая границы", показанный на Иерусалимскм кинофестивале, а в
2007-м представлявший Израиль в Париже на фестивале для избранных -
по правам человека, о! Хоть не в Каннах - и на том
спасибо.
К ней стояли в очередь на интервью. Её приглашали на ведущие телеканалы. О ней писали взахлёб. Так что — ротик она разевала широко, щебетала всласть и, ой, как громко.



Ну, и места у параши в израильской поэзии удостоилась —
без этого никак. Писана эта почти поэма, напоминаю, в 2007-м
году.
Год спустя, в марте 2008-го в иерусалимской ешиве «Мерказ-а-Рав», вечером 6-го марта случился теракт. Террорист, житель Восточного Иерусалима работал в соседней школе водителем. Знал местность и знал, что в этот вечер в ешиве праздник в честь начала еврейского месяца адар — «приходит адар, умножает радость».
Расстрелял почти в упор восемь подростков-старшеклассников.

Тали Фахима на теракт стреагировала. Пришла выразить соболезнования близким. Не подумайте плохого — разумеется, близким террориста, которого — экая досада! — застрелили на месте прежде, чем он не убил ещё десяток празднующих. Открыла, так сказать, скорбящим «своё сердце, полное жизни...»
Израильская передовая поэзия на этот раз почему-то не откликнулась, а жаль — любопытно было бы почитать.
,В 2010-м Джульетта нашла себе нового Ромео взамен прежнего кумира с подмоченной репутацией. Тоже — брысь охальники! — чисто платонического, почтенного шейха, лидера северного крыла Исламского движения в Израиле. Тот и довёл процесс идейной перековки до логического конца, охмурил девицу, аки ксендзы Козлевича, барышня приняла ислам и, по слухам, вполне счастлива.
Что с ней сейчас — Аллах ведает ( и Гугль, разумеется), а мне искать новую информацию лень.

Стихов о ней больше (в Израиле по крайней мере) писать некому.
|
</> |
