А сама Анна ничем не отличается от Василисы "На дне"...


Покойный Сергей Александрович Соловьёв в программе "Персона" на канале "Культура" однажды рассказывал,
как он в 2009 году хотел привлечь к производству своего фильма "Анна Каренина" американских инвесторов.
Американские инвесторы долго читали сценарий, потом сказали, мол, участвовать готовы,
только в фильме должен быть happy end, по-нашему - счастливый конец.
Инвесторов Соловьёв потом других нашёл.
И снял "Анну Каренину" с классическим концом – вокзал, рельсы, поезд...
А первый русский кинофильм "Анна Каренина" появился в 1914 году.
Фильм не сохранился, остались кое-какие кадры.
В роли Анны Карениной снималась актриса МХТ Мария Германова (1883,Москва–1940,Париж).
Вот она же в роли Софьи в "Горе от ума", 1906 год:

Мария Николаевна Германова пришла во МХТ в 1902 году, ещё Чехова застала,
но при жизни Чехова в его пьесах не играла.
В 1914 году ей исполнился 31 год, то есть в возраст Анны вполне вписывается,
если учесть её внешнюю стройность и привлекательность.
Однако фильм "Анна Каренина" не стал каким-то выдающимся российским событием.
Возможно, не до кино было: Россия вступила в Первую мировую войну.
Тем не менее, критика успела сказать своё веское слово.
И в прессе. И – между собой - по секрету всему всему...
Вот, например, из письма литературоведа и публициста Марии Александровны Каллаш (1885-1954)
Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.
Звучит весьма современно.
Как будто только что написано про какую-нибудь очередную нашу экранизацию классики (необязательно "Карениной") – "издевательство над классикой" и тдтп:
"Видела недавно в "Искрах" кинематографическую "Анну Каренину" с Германовой во главе...
Какой ужас, какие типы! Вронский - пьяный полковой писарь.
Стиву Облонского изображает кто-то с физиономией лакея из какого-нибудь псковского "Палермо";
остальные - в pendant,
а сама Анна Каренина ничем не отличается от Василисы "На дне".
Я хорошего и не ждала, но все-таки такого издевательства над Толстым не могла себе представить.
Как могла она взять на себя такую роль, как согласилась выступать с подобными исполнителями!
И её, артистку Художественного Театра, нисколько не шокировала постановка картины,
допускающая такие несообразности, как плюшевый медведь и прочие ультрасовременные игрушки,
которые Анна Каренина приносит своему сыну..."
Надо полагать, что, говоря - "а сама Анна Каренина ничем не отличается от Василисы "На дне""
автор письма имела в виду не внешность, а манеры Василисы - жены хозяина ночлежки из пьесы Максима Горького "На дне".
Спектакль "На дне" был долгожителем на сцене МХТ.
Василиса в пьесе вульгарна, сестру тиранит, мужа ненавидит, заводит себе любовника.
Её играла актриса МХТ Фаина Васильевна Шевченко (1898-1971)
Вот Фаина Шевченко в роли Василисы Карповны, жены хозяина ночлежки ("На дне", 1916 год)
и Фаина Шевченко в русском костюме (потом она будет в нём играть царицу Ирину в спектакле "Царь Фёдор Иоанович",1924 год).


Борис Кустодиев был так впечатлен её роскошной дородной красотой,
что пригласил Фаину Васильевну позировать для картины "Красавица" (1915 год):

Ну и не менее прекрасный портрет Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в спектакле "На дне" в роли девушки лёгкого поведения Насти.
Как её увидел художник Б.Д. Григорьев (1886-1939) в 1923 году,
ну и сама актриса в жизни, 1922 год:


Фото из своб источников сети, коллажи мои