«А кто такие «мы»?

топ 100 блогов novayagazeta08.10.2018 На экраны выходит дебютный фильм 26-летнего режиссера Александра Горчилина.

«Кислоту» — ​самый яркий дебют киносезона — ​режиссер Александр Горчилин, ученик Кирилла Серебренникова, посвятил родителям. Его поколенческое кино о тотальном разрыве отцов и детей, о безвоздушной камере одиночества, из которой трем товарищам века №21 не вырваться. Один выбрасывается из окна. Другой делает обрезание. Третий глотает кислоту.

— Одна фраза в фильме меня зацепила: «Что мы можем дать этому миру, кроме зарядки для айфона?»

— В ней провокационный смысл. Ее произносит Петр (Саша Кузнецов), представитель определенного типа молодого человека. Я это называю «комплексом Иисуса» или «комплексом проповедника». Путь этого персонажа начинается как путь провокатора, он проводит своих друзей через агрессию, нигилизм, цинизм, в конце приходит к проповедничеству. Такие люди за всех все знают: как жить, как устроен мир. Но сами необязательно исповедуют эти принципы.

— Тем не менее вопрос задан. Фильм предлагает задуматься. Один герой погибает от передоза, второй пишет музыку, третий пытается полюбить. Не выходит практически ни у кого. Это как?

— Вы правильно подметили, я на это и рассчитывал. Не чувствую за собой права, ну хотя бы в силу возраста, знаний, профессионального опыта, суждений о себе, — ​выдавать ответы. Для меня эта история — ​про вопрос. Если вопрос возникает и у зрителей, замечательно. Дальше каждый остается с вопросами наедине.

— Скажи, чем, на твой взгляд, твое поколение отличается от 30-летних? Или от 16-летних, которые только вшагивают во взрослость.

— Проблемы схожие: мы влюбляемся, переживаем уход и болезни близких. Но меняется среда обитания, культура, задающие тон всему происходящему. Даже такая глупость, как айфон или инстаграм — ​меняют социальный пейзаж. Мою маму заботило то, как мне сшить из марли пеленки, потому что денег не хватало, заботило, что завтра мы будем есть. Понимаю, что уровень проблем у нас разный. Сейчас, смотрю, у кого-то ребенка на модной вечеринке «Шанель» красит, большинство моих знакомых заботит количество лайков. 12-летние дети прыгают под песни, где «я трахал твою суку в мерсе». Я совсем не понимаю тех, кто младше меня, хотя мне казалось, что во мне всегда будет эта молодость бешеная существовать, что я не отстану от жизни.

— Ты в свои 26 и 16-летниие или 30-летние — люди, жившие в одной географической точке, но в разных странах. Каждый раз страна, в которой они живут, диктует не только способы коммуникации, но и поведение, апатию или желание что-то делать. Ваше поколение выросло еще в парниковой среде, много успело.

— Осознаю, что нам, нашедшим себя, занимающимся любимым делом, «повезло», хотя слово это не люблю. Теперь в воздухе — ​напряжение и апатия. Не можешь поднять опущенных рук. Не можешь повлиять, изменить гадостность конкретной ситуации. Я это чувствовал, еще когда в подростковом возрасте ходил на митинги на Болотную. Дело не в том, что винтят людей, в «ПАЗики» запихивают. Просто тебе тысячами способов: телевизорами, прославляющими власть сборищами, теми же «ПАЗиками» и металлическими оградами на площадях и улицах дают понять — ​здесь ты никто, и от тебя не зависит ничего. Знаешь эти истории про 90-е, про бизнесменов, которые понаотжимали себе капиталы, и думаешь: «А так вот, как здесь, можно?» Включаются отрицательные механизмы: да и пошло все к черту, я здесь не пригоден и плевать. Но эта мысль навеяна извне.

— То есть жить одним днем не получается?

— Ну да. Невозможно найти внутренние силы, нет ощущения, что можешь что-то предложить. Вроде и без тебя здесь разберутся, все подомнут. Проще ходить, не знаю, на дискотеки и мефедрон нюхать.




«А кто такие «мы»?
Кадр из фильма «Кислота»


— В фильме есть тема «поколения безотцовщины». Ты показываешь милую, странноватую мамашу и жесткого отца — чужого своему сыну. Я про дистанцию между отцами и детьми.

— Да, у всех персонажей нет отцов. Либо умер, либо бросил. Это из моего наблюдения: из десяти моих друзей у восьми нет отцов. Такой вот абсурд. И у меня отца нет.

— Что происходит с молодым человеком в неполной семье?

— Очень сильная привязанность к матери. Когда-то прочитал статью, которая в меня попала, я эти вещи интуитивно чувствовал. Когда мать отторгает отца — ​страдает ребенок, рожденный от этого отца. Мать должна принять в своем ребенке то, что он был рожден от именно этого человека. Не забирать полной власти над своим чадом. Есть эта внутренняя привязанность, когда пропускаешь, проверяешь все постулаты жизни через мать. Есть внутреннее желание ждать от мамочки разрешения, поощрения, не испытывая личной ответственности, самостоятельности, свободы выбора. Это такая громадная любовь, и в то же время сопротивление, столкновение, попытка вырваться из любовного плена.

— Кульминация темы разрыва отцов и детей — эпизод на кладбище, хоронят юного самоубийцу, один из его друзей кричит обезумевшей от горя матери: «А что вы вообще знали о своем сыне?!» Все несчастны, все не могут нащупать контакт в близкими. От чего это зависит?

— Сам этим вопросом задаюсь. Пытаюсь со своей мамой выстроить отношения. Нет, они у нас прекрасные, но все равно чувствую эту дистанцию, недостаток личностного общения. Словно что-то мешает.

— Но ты же знаешь, что стоит за этими словами: «Ты ел? Как ты? Что у тебя? Ты мне сегодня не звонил», — сама их задаю непрестанно своим детям. Они же только внешне формальные.

— Знаю, все эти слова — ​синоним простой фразы «я тебя люблю». Может быть, так и должно быть. Так и было всегда. Недопонимание и нежность.

— В фильме «Кислота» есть тема надорванности отношений. Не только между родителями и детьми, между друзьями, влюбленными. Вчера эта связь крепка, сегодня — непонятно что с ней происходит.

— Либо она поверхностна, либо люди ищут альтернативы своим эмоциям, оправдания своим поступкам.

— А кто придумал название фильма?

— Валера Печейкин.

— Сценарий вы вместе писали?

— Нет. Я с ним встречался, рассказывал ему про свои наблюдения, воспоминания. Мы обсуждали события, которые нас впечатлили. В принципе, все началось с самоубийства мальчика. Он жил в соседнем доме, выпрыгнул из окна. Мне позвонили, пожаловались, что он куролесит: бьет тарелки, вырвал унитаз с корнем из пола, черт-те что несет. Я тогда сказал: «Ладно, пьяный, перебесится. Пьяных людей рано или поздно срубает». Утром во время перекура на репетиции открываю фейсбук и узнаю, что он вылетел из окна. А ведь была вероятность поехать к нему. Там даже были люди, которые его останавливали. Ничего не остановило. Но свои слова: «Не переживайте, он сейчас ляжет спать и будет все хорошо», не могу забыть.




— «Кислота» — слово со многими смыслами. Тем не менее для тебя оно больше про внешнее, разъедающее атмосферу вокруг, или про внутренние проблемы, которые решают с помощью «кислоты»?

— Про внутреннюю апатию, бесполезность. Про невозможность любви, точнее, невозможность ее проявления. Ну и все побочные смыслы.

— Количества «кислоты» вокруг все больше. Если, к примеру, сейчас на сцене «Гоголь-центра» инсценировать фильм про самого человечного человека, все решат, что это классная сатира, ирония.

— Или скажут: «Что за пошлость, опять понапридумывали». Мы делали документальный фильм «Кому на Руси жить хорошо». Ехали по некрасовским местам. Разным людям по пути задавали, собственно, тот же вопрос, что и некрасовские мужики. В какой-то момент приезжаем в город-банкрот, погрязший в кризисах. На экскурсию в мужской монастырь я взял камеру. Вижу — ​на фоне белой храмовой стены с золотым куполом стоит красивый черный «Мерседес», до блеска натертый. Снимаю. Товарищ смотрит сборку: «Убери этот кадр». Спрашиваю: «Почему?» «Ну видно же, что вы придумали карикатуру: «Мерседес» с храмом». Такие вещи воспринимаются как клише.

Или вот я в Следственный комитет пришел. Снять такое в кино, скажут: «Это же комиксы 70-х». Следователь — ​волосы сальные, с челкой, ко лбу прилипшей, перхоть на пуловере, масло на губах после обеда. И сам скользкий. Девушки, которым лет по 25, торжественно ходят по коридорам. Понимаешь: годам к сорока будет краситься навязчиво и командовать: «Следующий! Не задерживайтесь!» Она и на меня смотрела недовольно: «Молодой человек, здесь так себя не ведут».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Спецтехника – это не просто помощник в строительстве, это его основная движущая сила. Сегодня невозможно представить себе какое-либо возведение зданий (жилых, промышленных, подсобных) без эксплуатации специализированных машин. Вся спецтехника в одном месте -  http://gruzopotok.com ...
"Ни по одному принципу мы не должны создавать в обществе такую ксенофобию по отношению к кому бы то ни было, в том числе и в отношении людей нетрадиционной сексуальной ориентации", — сказал Путин на встрече с руководителями непарламентских партий. Он напомнил, что в России был принят ...
Спасибо Независимому Фонду Поддержки Кинокритиков за возможность увидеть два прекрасных фильма (точнее, один херовый, а один прекрасный) за несколько дней до официальной премьеры. "Форма воды" Откуда берутся все вот эти фильмы про людей, драматически отличающихся от основной массы ...
Рамочки своими руками ...
Отказ кредитовать Америку принес России большие убытки Сбережения России в золотовалютных резервах стремительно дешевеют . Как ни парадоксально, одной из причин этого стала продажа Россией американских государственых облигаций, то есть отказ кредитовать США. В итоге Центробанк ...