А джедай науки все джедаит или Очередной креатифф от Дробышевского

топ 100 блогов maoist22.04.2023 Успешный просветитель и популяризатор антропологии Станислав Дробышевский продолжает успешно пробивать дно. Происходит все по тому же неоднократно наблюдавшемуся сценарию: публика рукоплещет "джедаю науки" и требует новенького, просветительские каналы тоже просят нового, автор судорожно вспоминает, чему его учили в университете, чего-то быстренько читает в Сети, тяп-ляп и вот готов очередной креатифф. На этот раз руки дошли до "проблем изучения южноамериканских индейцев".

Какие есть сложности в изучении индейцев Южной Америки? Почему о коренных южноамериканских народах мало этнографических данных? Как обстоят дела с археологией и антропологией в Южной Америке?
Об этом рассказывает Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.




Уже сама постановка вопросов сильно удивляет. Напомню, С. Дробышевский отродясь никогда не работал ни в одной южноамериканской стране, и что он может знать о проблемах южноамериканской антропологии и археологии? А дальше начинается такая бредятина, что даже я не выдержал и в Фейсбуке разразился едким комментарием, вызвавшим бурную дискуссию.

Вообще про этнографию южноамериканских индейцев есть просто масса материалов. Еще в 1950 г. общий объем Handbook of South American Indians составлял около 6000 страниц, а с тех пор число исследований только выросло. Среди них, кстати, и работы российского этнографа Андрея Матусовского, про которого я писал неоднократно, и который и статьи издает в отечественных журналах, и книги популярные пишет и вообще не молчит о своих исследованиях. Но все это, конечно, неведомо "джедаю науки". В целом-то понятно: если постоянно кататься по городам и весям нашей необъятной родины и чесать языком на все возможные темы, то времени на чтение научной литературы, конечно, не остается.

Как только речь заходит о конкретике, то лектор несет еще более фантастическую чушь. Например, между 1:30 и 1:45 Дробышевский рассуждает о вымирании индейцев восточного (атлантического) побережья и приводит в пример бороро, которые "исчезли с концами". Так вот, бороро никогда не жили на побережье, а населяли территорию нынешнего штата Мату-Гросу в самом сердце Амазонии. И они отнюдь не вымерли - бразильские группы по-прежнему живы и сохраняют свой язык. Их Леви-Стросс, кстати, наблюдал в 1930-е. Может он их с ботокудами спутал, которые таки жили на Атлантике? Ну да, чего этих дикарей различать - все одно на "бо" начинаются.

В районе 12:00 Дробышевский рассуждает об огнеземельцах и вспоминает о Гусинде, который "туда скатался" и материалами которого все пользуются до сих пор, "но сколько там археологических памятников вообще неисследованных". Мартин Гузинде (1886-1969) и действительно описал огнеземельцев в последний период существования их культуры (1918-1924). Но при чем тут вообще археологические памятники? Гузинде никогда не занимался археологией, а был классическим этнографом.

И так практически по каждому пункту - винегрет из непонятных баек, интернет-мемов, странных фантазий и прочей фигни. В районе 5:25 Дробышевский заявляет, что миссионеры - это самое страшное зло, которое может быть, и дальше болтает про сжигание идолов, запрет индейских языков и прочие страсти. Так вот, это полная чушь. Никто не сделал больше для изучения америндских языков в ХХ веке, чем миссионеры, которые составляли словари и грамматики для переводов Библии на местные языки (один Summer Institute of Linguistics чего стоит). Да тот же Гузинде был вообще-то миссионером. В голове Дробышевского один ком из современных миссионеров, иезуитов Парагвая и католических миссионеров XVI-XVII вв., которые действительно вели себя крайне жестко по отношению к традиционным религиозным воззрениям (но при этом все равно изучали языки и никогда их не запрещали). Короче, вновь "слышал звон, да не знаю где он".

Но совершеннейший позор это, конечно, рассказ про бразильских физических антропологов. Которые, видите ли, публикуют на португальском, и поэтому их никто не читает. Ну и вообще их наука там изолированная, и материалы ждут когда же наконец их своим сиянием осветит Дробышевский и все изучит. Это вообще какой-то тотальный ад. Я совершенно не адепт наукометрии, но бразильский антрополог Вальтер Невеш из Университета Сан-Паулу имеет по Скопусу индекс Хирша 28 и статьи в Journal of Human Evolution, Nature и массе других высокорейтинговых журналов. И вот человек, у которого h-index равен 0, а статьи у него в Скопусе аж 2 штуки, вещает про никому не известную бразильскую науку...

Отдельно хочется отметить проект "НаукаPRO", который всеядность Дробышевского совершенно не напрягает, а даже, похоже, радует. Ну он явно нашел свою площадку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну шо, мои маленькие любители стеганых ватой пинжачков, мне в прошлый раз понравилось как вы потешно  кувыркаетесь  заслышав слово "Московия". :))) Решил вам еще покушать на лопате принести. Наслаждайтесь: Итак, кто не в теме, ситуевина такая:  наши ватненькие комочки ...
Сплошная борьба противоположностей сегодня. Объявлен траур. Но именно в этот ...
Дания приоткрывает очередное окошко Овертона : Террористы-смертники, виновные в гибели десятков людей в Брюсселе и Париже, станут героями выставки в Дании, посвященной «мученикам» в мировой истории. По крайней мере, таковы планы организаторов экспозиции, пишет британское издание The Gua ...
Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий правила ношения оружия в РФ. Законопроектом устанавливается запрет на ношение оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Нарушение этого запрета обернется штрафом для граждан от 2 тыс. до 5 тыс. рублей, ...
Каких-то три недели назад было так) ...