95 тонн.

В 1964 году в СССР решили отказаться от сборке комплекса для полета человека на Луну на околоземной орбите. Решили идти по американскому пути и запустить экспедицию одной ракетой. И не сажать весь корабль на Луну, а сделать для этого специальный лунный корабль. Проблема была в том что Н-1 с полезной нагрузкой в 75 или 85 тонн, запустить такой комплекс не могла. Даже если высаживать на Луну одного человека — по расчетам требовалось 95 тонн. На этой цифре решили и остановиться. Лунный комплекс уложить в 95 тонн, а грузоподъёмность Н-1 поднять до 95 тонн, для чего установить на первой ступени дополнительные двигатели (6 штук) и теперь их количество стало 30.
И начались события которые иначе как драмой назвать нельзя. Н-1 пытались заставить поднять 95 тонн, но без особого успеха. В первых 4-х пусках ракета ни разу не смогла вывести такой груз на орбиту. Ну, точнее говоря она вообще на орбиту не смогла ничего вывести, но расчетный груз при этих стартах был меньше 95 тонн. А потому и штатного лунного комплекса на Н-1 ни разу не было установлено. Вроде бы планировалось это сделать в 5 пуске, но он так и не состоялся.
Однако, и с комплексом было не так все просто — его вес не получалось сократить до 95 тонн, а потому при первых пусках из его состава приходилось выкидывать отдельные элементы. Борис Чернятьев сравнивал разработку лунного комплекса со снежным комом, который катится по склону вниз и по ходу этого дела на него налипает новый снег и отваливается старый , а что там будет в конце... Он сомневался что получилось бы уложить вес в требуемые 95 тонн.
Впрочем при первых двух пусках даже в сокращенном виде лунный комплекс не влезал и пришлось делать специальный облегченный корабль. При первом запуске Н-1 вместо 95 тонн должна была вывести около 70. Дело в том что на второй ступени пришлось поставить те же двигатели НК-15, так как НК-15В с увеличенным соплом еще не были готовы.

На фото НК-43 и НК-33, развитие НК-15В и НК-15. Разница сопел весьма заметна. Так вот отсутствие пустотных сопел и снижало полезную нагрузку. Во втором пуске она возрасла, но зато потребовалась доработка самой ракеты.
При третьем пуске уже попытались запустить штатный ЛОК, но для него не была готова энергоустановка на топливных элементах. Ее заменили на аккумуляторы, в итоге вместо лунного корабля поставили его макет. Сесть на Луну он не мог. Впрочем его испытали 3 раза на околоземной орбите, запустив ракетой Союз. Собственно три ЛК там летают до сих пор и будут летать еще очень долго, так как при испытаниях посадочного двигателя перешли на высокие орбиты.
К 4 пуску энергоустановку ЛОК уже сделали, но грузоподъёмность Н-1 все равно была меньше и вместо ЛК опять полетел макет. И опять взорвался вместе с ракетой

Шарик где должен быть космонавт разнесло, но люк для выхода на Луну почти целым остался...
Впрочем к тому моменту СССР уже настолько отстал от США, что полет по программе Л-3 с человеком не состоялся бы. Хотя несколько полетов без человека могли бы состояться. По некоторым данным пятый запуск с лунным комплексом мог стать последним, а в случае его успеха Н-1 стали бы применять для других программ. Но в итоге всю программу просто прикрыли...
|
</> |