
#90: О русском ирландце

И поэтому, при, казалось бы, таком большом выборе, остаётся третий вариант, тем более, что ещё пару заданий я бы выполнила с удовольствием.
Сначала отвечу на вопросы

1) Назовите свой жизненный принцип ( если он есть)
Есть у меня два девиза, что сопровождают меня по жизни.
Первый девиз сформулировал
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.
А второй - кто-то из древних...
Лучше пожалеть о том, что сделано, чем всю жизнь жалеть о том, что не сделал.
2) Этот марафон подтвердил ваш принцип или заставил нарушать?
Марафон неоднократно пытался заставить меня нарушить мои принципы, но, упс, потерпел поражение. По этому поводу приношу марофону свои собалезнования))
А второе задание было от

Расскажите о каком-нибудь (а может, и не одном) историческом деятеле, который производит на вас наибольшее впечатление, чем-то вас особенно привлекает.
А рассказать мне хочется об ирландском композиторе, педагоге, пианисте и просто о талантливом человеке, что заложил базу, фундамент, если хотите, русской классической музыкальной школы.
Знакомьтесь, Джон Фильд (в современном написании Филд). (1782–1837)

Художник Антон Ваксманн.1820г.
Всё началось с того, что в 1804 году, когда в рамках европейского турне, великий Джон Фильд прибыл на гастроли в Санкт-Петербург и дебютировал в доме князя Голицына. Я не преувеличила, назвав Фильда великим. Ему аплодировала практически вся Европа, а первый свой концерт Фильд дал в 10 лет...
После окончания гастролей Фильд решил остаться в России. Он регулярно выступал с концертами в Санкт-Петербургской филармонии, гастролировал в других городах империи. У Филда было много учеников, в частности, А.И. Дюбюк (с которым Филд, учитывая его особую одарённость, занимался бесплатно), М.И. Глинка, А. Н. Верстовский, А. И. Виллуан, А. Л. Гурилев, Н. П. Девитте, А. Контский, М. И. Бернард, Шарль (Карл) Майер, а также много богатых любителей музыки. Так пишет о жизни в России Вики. И это действительно было так. Фильд завоевал славу лучшего пианиста и педагога в Петербурге...
В 1821 году Фильд решил осесть в Москве. Почему же этот человек, для которого были открыты двери лучших концертных залов Европы решил остаться в провинциальной Москве? Причина же была простой - покой и патриархальная лень)).
Всё дело в том, что Фильд считал пыткой ежедневное присутствие в обществе, где надлежало быть пристойно одетым: в короткие панталоны, тесные сапоги, крахмальную манишку и узкий фрак. В Москве же принимали за милое чудачество и прощали ему надетые наизнанку чулки, криво застёгнутый жилет и сбившийся набок галстук.
Фильду было наплевать на знатность и богатство, Москва же смотрела на эту вольность сквозь пальцы. К тому же Фильд любил, чтобы хозяин ставил перед уроком возле фортепьяно бутылку шампанского. Во время занятия учитель неторопливо потягивал напиток, считая каждый глоток вознаграждением за свой труд по обучению немузыкальных барышень. Парадокс, будучи отличным педагогов, он не любил заниматься педагогикой, то есть объяснять музыку. Он просто заставлял ученика разучивать ту или иную музыкальную пьесу, а потом сам проигрывал её ему, показывая на примере, как надобно её понимать. Фильд считал, что способный ученик сразу увидит свои недостатки, а дурака всё равно не научить...
Фильд считался в Москве самым высокооплачиваемым учителем, но бедных соглашался учить бесплатно, если у тех были способности к музыке. Фильд постоянно угощал в московских ресторанах своих друзей и знакомых: и первого скрипача Большого театра Грасси, и виолончелистов Фензи и Марку, и много много кого ещё...
По воскресеньям домой к Фильду приходили за подаянием бедняки-иностранцы. Каждый из них получал из рук хозяина по пяти рублей. Не отказывал Фильд и тем, кто беззастенчиво его обкрадывал. Однажды он дал в долг просителю пятьсот рублей.
— Но вы больше никогда не увидите своих денег! — изумились друзья.
— Тем лучше. Значит, я никогда больше не увижу этого просителя.
В квартире Фильда все было просто, безыскусно, кроме превосходного музыкального инструмента. Больше всего хозяин любил по вечерам валяться в халате на диване, читать Шекспира и потягивать шампанское. К слову сказать томик Шекспира нашли и на его смертном одре...
Особенно он любил московскую зиму. В печке потрескивали дрова, жизнь за окном замирала, наступало безмятежное спокойствие. В старости он несказанно полюбил тишину, даже говорить стал тихо и протяжно.
Фильд,великий Фильд, общепризнанный создатель нового жанра фортепьянной музыки, ноктюрна, автор популярных сонат и фортепьянных концертов, блестящий виртуоз фортепьяно... Лист и Шуман называли Фильда одним из первых представителей романтизма в музыкальном исполнительстве. А Глинка М.И.писал:
Хотя мне и не посчастливилось слышать его игру слишком часто, я отчетливо помню его энергичное и в то же время утонченное и четкое исполнение. Мне казалось, что он даже не нажимал на клавиши, его пальцы просто падали на них подобно каплям дождя, скользили как жемчужины по вельвету. Ни я и никто из истинных почитателей музыкального искусства не может согласиться с Листом, который однажды сказал, что Филд играл вяло. Нет. Игра Филда всегда была смелой, беспорядочной и разнообразной, он никогда не уродовал искусство подобно шарлатану, как это зачастую делают очень популярные пианисты.
Другой его ученик писал о Фильде так:
Трудно объяснить, что такое игра Фильда. Надобно слышать его, чтобы убедиться в том, что никакой фортепьянист не может приблизиться к чистоте, нежности, удивительной выразительности его игры. Никто другой не в состоянии сделать, подобно ему, даже простой гаммы в две или три октавы, в которой он усиливает и ослабляет звуки с постепенностью, ровностью непостижимой. Малейшая безделка становится величайшей трудностью для того, кто хочет выполнить ее так, как делает Фильд. У него какой-то дивный способ прикосновения к клавишам. Под его перстами инструмент перестает быть безжизненным. Это уже не фортепьяно, жалкое по короткости своих звуков. Кажется, будто слышишь пение со всеми его оттенками
А известный пианист Дюбюк позже вспоминал:
Как музыкант, он был неподражаем. Я много слыхал хороших пианистов на своем веку, но такой продуманной, прочувствованной, с таким воздушным, кружевным изяществом обработки не встречал».
Ференц Лист, игру которого не принимал наш герой, писал в предисловии к изданию первых шести ноктюрнов Фильда:
Никто после него не мог воссоздать прелести этого ласкающего шепота, подобного нежному томному взору. Он убаюкивает нас, как тихое колебание ладьи или качание койки, столь тихо медлительное, что, кажется, слышишь, как замирает около корабля рокот волн. Никто не мог уловить его эоловых звуков, этих воздушных полувздохов, которые тихо ропщут и стонут, полные неги.
Никто не мог, особенно те, которым удавалось слышать самого Фильда, когда он играл или, лучше сказать, импровизировал, увлекаясь вдохновением, никто не мог, повторяю я, не увлечься его игрой. Каждую минуту новые звуки роскошно разливались в его мелодиях, каждый раз они были поразительно разнообразны и, между тем, под этими новыми украшениями не исчезала первобытная прелесть звука и восхитительность переходов.
Можно долго приводить цитаты великих знаменитых и не очень людей, но если кратко обобщить, то музыкой Фильда восхищались в Лионе, Женеве, Милане, в десятках других музыкальных столицах Европы, а он, рассеянный и беззаботный, с взъерошенными седыми волосами, ниспадающими в страшном беспорядке к плечам, предпочитал мировой славе московский покой и независимость. Жизнь Фильда протекала, снова цитата от Листа:
посреди какой-то мечтательной неги, исполненной полумрака и полусвета — подобно длинному ноктюрну. Ни одна грозная молния, ни один порыв ветра, ни один ураган не потревожили спокойствия этой природы.
Похоронен Джон Фильд на Введенском кладбище. Имя его помнят в основном специалисты. А жаль! И когда мы говорим о Михаиле Ивановиче Глинке, как об основателе русской классической музыкальной школы, то нужно обязательно вспоминать Джона Фильда, русского ирландца, что заложил фундамент под эту школу...
Пост написан по материалам Википедии и книги Михаила Вострышева "Московские обыватели".
Всем мира, счастья и добра!
С вами были
#92днялета
Задание #90 вариант для тех, кто хочет закрыть долги — возможность закрыть долги по марафону, если они у вас есть. О выполненных заданиях оставляйте комментарии в постах с соответствующими заданиями и, пожалуйста, дублируйте ссылки на них здесь.
Задание #90 вариант для перфекционистов — возможность сделать что-то лучше. Если вы не довольны тем, как сделали какое-то из заданий или вы придумали еще более классную идею — выполните задание еще раз. Ссылку на задание оставляйте в комментариях здесь.
Задание #90 вариант для тех, кому понравилось делать задания марафонцев — выполните еще одно задание из тех, кто друзья-марафонцы предложили в задании #87!
|
</> |
