9 мая было принято историческое решение Вселенского Патриархата...
kalakazo — 10.05.2022 архимандрит УПЦ МП Кирилл Говорун:"9 мая было принято историческое решение Вселенского Патриархата по поводу Православной Церкви в Северной Македонии. Вокруг этой проблемы устраивали политические игры и Москва, и Белград, но безуспешно. А Константинополь решил ее изящно и по-пастырски (хотя элемент политики в этом решении тоже есть).
В чем-то (но не во всем) это решение напоминает решение "украинской проблемы". По вопросу хиротоний Константинополь задействовал право принятия апелляций и принцип икономии - как и в отношении хиротоний УПЦ КП и УАПЦ. А само по себе попечение об этой Церкви обосновал ее историческим происхождением в средние века именно от Константинопольской Церкви - как и в случае своей Киевской митрополии. Кстати, некоторую неопределенную форму попечения об этой церкви Константинополь за собой зарезервировал и на будущее.
Тем не менее, как и в случае с Украиной, Константинополь оставил самой церкви определять свой дальнейший канонический статус - правда, вместе с Сербской Церковью.
На мой взгляд, ничтожен шанс, что Скопье и Белград в ближайшее время смогут о чем-то договориться. Поэтому по сути речь идет о фактическом признании Константинополем Охридской автокефалии. Правда, пока без Томоса. Документ, изданный Константинополем, называется "праксис," то есть "деяние". Он имеет статус "патриаршего и синодального", то есть подписан патриархом и принят большинством членов Синода. Статус этого документа ниже, чем Томос, но его оказалось достаточно, чтобы уврачевать схизму. Нельзя исключать, что в будущем появится и Томос для Охридской церкви. Но пока конкретных планов на это нет.
Еще один важный момент: синодальное решение по сути растождествляет Церковь и ее административные структуры. Это тезис, который и я продвигаю в своих книгах. В результате такого растождествления стало возможно уврачевание "македонской схизмы", как ранее и уврачевание "украинской схизмы". Ведь восстанавливается полнота общения с народом Божиим, а уж как это общение будет администрироваться - это вторичный вопрос.
РПЦ и УПЦ МП так и не смогли принять уврачевания "украинской схизмы" Константинополем, потому что намертво отождествили Церковь и ее административные структуры. Вернее, священноначалие отождествило себя с Церковью и стало в позу старшего сына из евангельской притчи. Посмотрим, станет ли в подобную позу Сербская иерархия.
Теперь о небольшом политическом моменте. Церкви Северной Македонии запрещено использовать в своем названии слово "Македония" и какие-либо его производные, пусть даже название государства и признано ООН как Северная Македония. Можно использовать только историческое наименовании "Охрида". Это важный политический момент, который смог продавить Константинополь, но в свое время не смогло обеспечить греческое государство. Так что церковь оказалась эффективнее государства в решении важного для греков политического вопроса.
В итоге, на мой взгляд, пока Константинополь использует принцип primus inter pares без особых злоупотреблений, но с большой пользой для общеправославного единства. Что не исключает, конечно, возможности злоупотреблений в будущем."
отсюда
|
</> |