85 лет назад. Старый большевик, который хотел расстрелять Сталина

топ 100 блогов foto_history03.02.2022 85 лет назад. Старый большевик, который хотел расстрелять Сталина
Л.М. Шарж на Н.И. Муралова. Журнал «Красный перец». 1923

У Маяковского, в описании похорон Ленина в поэме «Владимир Ильич Ленин» читаем:
...И вот издалека, оттуда, из алого
В мороз, в караул умолкнувший наш
Чей-то голос, как будто Муралова,
Скомандовал: «Шагом марш».

(Кстати, Маяковский и позднее, в 1927 году, в поэме «Хорошо», продолжал упоминать фамилии «неразоружившихся» троцкистов вроде Антонова-Овсеенко и Лашевича, что могло быть знаком некоторой фронды и со стороны самого поэта...)
Николай Иванович Муралов (1877–1937). Красногвардейцы в 1918 году распевали частушку: «Нам не надо генералов, есть у нас солдат Муралов». Лев Троцкий в конце 1920-х характеризовал его так: «Муралов — старый большевик, проделавший в Москве революцию 1905 года. В Серпухове Муралов попал в 1906 году под черносотенный погром, совершавшийся, как всегда, под охраной полиции. Муралов – великолепный гигант, бесстрашие которого уравновешивается великодушной добротою. Он оказался вместе с несколькими другими левыми в кольце врагов, окружавших здание земской управы. Муралов вышел из здания с револьвером в руке и ровным шагом пошёл на толпу. Она подавалась. Но ударная группа черносотенцев перерезала ему дорогу, извозчики стали улюлюкать. «Разойдись!» — приказал гигант, не останавливаясь, и поднял руку с револьвером. На него наскочили. Он уложил одного на месте и ранил другого. Толпа шарахнулась. Не прибавляя шагу, разрезая толпу, как ледокол, Муралов пошёл пешком на Москву. Его процесс тянулся больше двух лет и, несмотря на свирепствовавшую реакцию, закончился оправданием. Агроном по образованию, солдат автомобильной роты во время империалистической войны, руководитель октябрьских боев в Москве, Муралов стал первым командующим московского военного округа после победы. Он был бесстрашным маршалом революционной войны, всегда ровным, простым, без позы. На походах вёл неутомимую пропаганду делом: давал агрономические советы, косил хлеб и лечил между делом людей и коров. В самых трудных условиях от него излучались спокойствие, уверенность и теплота. После окончания войны мы старались с Мураловым вместе проводить свободные дни. Нас объединяла и охотничья страсть. Мы исколесили вместе север и юг, то за медведями и волками, то за фазанами и дрофами. Сейчас Муралов охотится в Сибири в качестве ссыльного оппозиционера...»
В конце 1923 года Муралов вместе с Антоновым-Овсеенко был одним из самых яростных сторонников переворота силами Красной Армии против сталинского большинства в ЦК. Муралов, как командующий столичным военным округом, мог бы стать одним из ключевых лиц такого переворота, ему повиновалась мощная военная машина. Ну, а Антонову-Овсеенко, вероятно, доверили бы арестовать Советское правительство, как в Октябре 1917-го он арестовал Временное. :) Сам Муралов считал, что Сталина следовало бы не просто сместить со всех постов и арестовать, но и сразу же расстрелять.

85 лет назад. Старый большевик, который хотел расстрелять Сталина
Юрий Анненков. Н.И. Муралов

Однако Троцкий отверг их предложения. Позднее он писал: «Опереться на офицерство для захвата власти мог бы только тот, кто готов был идти навстречу кастовым вожделениям офицерства, т.е. обеспечить ему высокое положение, ввести чины, ордена, словом, сразу и одним ударом сделать то, что сталинская бюрократия постепенно делала в течение последующих 10-12 лет. Нет никакого сомнения, что произвести военный переворот против фракции Зиновьева, Каменева, Сталина и проч., не составляло бы в те дни никакого труда и даже не стоило бы пролития крови; но результатом такого переворота явился бы ускоренный темп той самой бюрократизации и бонапартизма, против которых левая оппозиция выступила на борьбу».
Но всё это не состоялось... Из воспоминаний современницы Н.В. Григорьевой о январе 1924 года: «В день похорон [Ленина] я пришла к Мураловым под вечер. В полутёмной столовой из угла в угол ходил Николай Иванович, негромко повторяя: «Что нас ждёт? Это очень страшно». Я опешила и сказала: «Что вы, Николай Иванович, ведь у Ленина есть достойный наследник». Николай Иванович зло посмотрел на меня и сказал: «Не говори о том, чего не знаешь. Страшный человек. Что будет со страной! Что будет со всеми нами!».
Муралов оставался в первых рядах левой оппозиции. Он был одним из последних «неразоружившихся» делегатов-троцкистов, выступавших с трибуны XV съезда ВКП(б) в декабре 1927 года. Из зала в его адрес летели острые реплики:
«Николай Иванович, стыдно, брось шпаргалку Троцкого!»
«Он снова излагает платформу!»
«Это ложь, долой!»
«Это неправда!»
«Долой, довольно! Почему он не уважает съезд?»
«А термидор? Расскажи, какие же ваши выводы?»
Но одна была даже слегка растерянной:
«Мы думали, что вы будете говорить о своих ошибках!»
Как бы не так. Муралов говорил об ошибках и неправильной политике ЦК.
Отрывок из стенограммы:
«Муралов. Дело доходило до того, что в конце концов дошло до сугубых, величайших, неслыханных в партии репрессий по отношению к преданным старым членам партии, революционерам... (голоса: «Расскажи, как ты совещание организовывал?» «Как организовывала свои безобразия оппозиция?») ...доказавшим свою преданность революции не клеветой, а делами, и обвинили их в том, что они являются агентами Чемберлена. (Сильный шум. Голоса: «Вы, меньшевики, изменники рабочего класса!») Потом пытались связать с врангелевскими офицерами. (Голоса: «Сами себя связали!»)
Товарищи, если любому из вас скажут, что вы убили свою жену, съели своего деда, оторвали голову своей бабке (голос: «Довольно издеваться над съездом и занимать съезд такими нелепыми разговорами!»), как вы будете чувствовать себя, как вы докажете, что этого не было? (Сильный шум. Крики: «Долой! Председатель, голосуйте вопрос!»)
Когда я критикую... (Шум. Голоса: «Довольно, долой!») ...это значит, что я критикую свою партию, свои действия и критикую в интересах дела, а не ради подхалимства. (Сильный шум.)

Председательствующий [Петровский]. Ввиду того, что весь съезд возмущается, я должен поставить на голосование вопрос, дать ли дальше слово т. Муралову, или нет. Голосуется: кто за то, чтобы продолжить слово, прошу поднять руки. Нет никого...»
Сталин в своём заключительном слове 7 декабря на съезде ответил на эту речь коротко и язвительно: «О речах Евдокимова и Муралова я не имею сказать что-либо по существу, так как они не дают для этого материала. О них можно было бы сказать лишь одно: да простит им аллах прегрешения их, ибо они сами не ведают, о чём болтают. (Смех, аплодисменты.)»
После поражения оппозиции на съезде Муралова исключили из партии и выслали в Сибирь, сперва в Тару, потом в Новосибирск. Ему предоставили там работу, в Москве в 30-е годы он бывал редко. В один из таких приездов в каком-то учреждении его издалека узнаваемую богатырскую фигуру заметил Николай Иванович Бухарин и подошёл к нему, спросил, как его партийные дела. Николай Иванович ответил своему тёзке, что он остаётся беспартийным и прекрасно себя чувствует...
Сохранилось воспоминание племянницы Муралова Юлии Мураловой о том, как он воспринял в декабре 1934 года весть об убийстве Сергея Кирова: «Дядя сидел за столом и читал газету. Вдруг он вскочил, разволновался, стал быстро ходить по комнате.
— Это дело его рук! — сказал он сестре. — Это сигнал к тому, чтобы начать Варфоломеевскую ночь!»
17 апреля 1936 года Муралова арестовали в Новосибирске. В конце года его брат Александр Иванович прервал отпуск и приехал в Москву хлопотать за арестованного. Он пришёл на съезд Советов, депутатом которого являлся. Юлия Муралова: «В перерыве сессии его окликнул Сталин и спросил, почему он сорвал отпуск? Отец ответил, что вернулся в Москву, так как узнал о готовящемся судебном процессе над братом.
— Вот что делают! Ну, что же, разберутся, конечно. Стоило ли лишать себя отдыха? — сказал Сталин. — Ничего особенного».
В Москве в январе 1937 года прошёл открытый суд над «параллельным троцкистским центром», где главными подсудимыми были Радек и Сокольников. Муралов на суде сказал, что десять лет был «верным солдатом Троцкого».
Из официальной стенограммы процесса:
«Вышинский: Меня интересует, почему вы решили давать правдивые показания? Изучая следственное производство, я вижу, что на протяжении ряда допросов вы отрицали свою подпольную работу. Правильно?
Муралов: Да. До 5 декабря. 8 месяцев».
Поразительно прозвучало объяснение Муралова, почему он изменил своё решение и стал давать показания. Муралов сказал, согласно стенограмме процесса:
«И я думал так, что если я дальше останусь троцкистом, тем более, что остальные отходили – одни честно, другие бесчестно, – во всяком случае они не являлись знаменем контрреволюции, а я – нашёлся герой… Если я останусь дальше так, то я могу стать знаменем контрреволюции. Это меня страшно испугало. В то время на моих глазах росли кадры, промышленность, народное хозяйство… Я не слепец и не такой фанатик. И я сказал себе, чуть ли не на восьмом месяце, что надо подчиниться интересам того государства, за которое я боролся в течение 23 лет, за которое сражался активно в трёх революциях, когда десятки раз моя жизнь висела на волоске. Как же я останусь и буду дальше продолжать и углублять это дело? Моё имя будет служить знаменем для тех, кто ещё есть в рядах контрреволюции. Для меня это было решающее, и я сказал: ладно, иду и показываю всю правду. Не знаю, удовлетворил ли мой ответ вас или нет?».

85 лет назад. Старый большевик, который хотел расстрелять Сталина
Н.И. Муралов и Л.Д. Троцкий на красноармейском параде

Удивительно тут то, что такая перспектива — «стать знаменем контрреволюции» — могла напугать сторонника советской власти, но настоящего убеждённого контрреволюционера она скорее ободрила бы! Поразительно, но этой очевидной несообразности никто в ходе процесса как бы не заметил. Вышинского объяснение Муралова вполне устроило.
В последнем слове на суде Муралов повторил: «Если бы я запирался, я был бы знаменем для контрреволюционных элементов, ещё имеющихся, к сожалению, на территории Советской республики. Я не хотел быть корнем, из которого росли бы ядовитые отпрыски. Я не хотел быть тем семенем, от которого росла бы не благодатная пшеница, а ядовитый плевел, вот это и старая большевистская закалка заставили меня признать все мои преступления...»
Карл Радек в своём последнем слове обратил внимание, что эти слова старого большевика и убеждённого оппозиционера стали одним из ключевых моментов всего процесса: «Мы довольно спетая компания между собой, и когда Николай Иванович Муралов, ближайший человек Троцкого, о котором я был убеждён, что он помрёт в тюрьме и не скажет ни одного слова, — когда он дал свои показания и мотивировал их тем, что не хотел помереть в сознании, что его имя может быть знаменем для всякой контрреволюционной сволочи, — то это есть самый глубокий результат этого процесса».
Суд приговорил Муралова к расстрелу, и 1 февраля 1937 года приговор был приведён в исполнение.
С того дня минуло ровно 85 лет...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Увидел этот скриншот у Иглесиаса, и он на меня произвел такое впечатление, что я даже нашел на Ютюбе сегодняшнюю передачу Карлсона и посмотрел эту часть. What the hell does it even mean?! В смысле, чему нас учит этот факт? (Кроме того, что в Огайо низкая life expectancy.) Интересно, ...
ХОРОШИЕ НОВОСТИ:). Если Вы помните, мы с Олегом Зориным собирали вопросы от блоггеров для интервью с Игорем Растеряевым. Наконец, это интервью готово. Получилось не совсем, как думали, но - по мотивам тем. которые Вы нам задали.   Игорь ...
Товарища приняли полисмены за курение в общественном месте. Повезли в отдел оформлять штраф. — Что-то у вас все старое, ручки не пишут, туалеты сломанные, из крана вода не течет. Поэтому вы такие злые. Лучше бы на ремонт налоги уходили, а не на дубинки и наручники. — Я вам больше скажу, ...
Оригинал взят у ibigdan в 7 выдающихся историй инвалидов, живущих полной жизнью Сегодня, 3 декабря – Международный день инвалидов. К сожалению, в нашей стране инвалидов принято как будто бы не замечать и даже делать вид, что их не существует вовсе. Видя редкого инвалида, ...
На остановке автобуса. Торжок. Наши дни. Posted via LiveJournal app for iPhone . ...