768. ПРОМЕТЕЙ
galkovsky — 14.06.2012
(Кликабельно.)
В качестве достойного завершения праздничной недели посмотрел фильм
«Прометей». Фильм смотрибельный, но особых откровений не содержит.
Довольно правдивая иллюстрация к истории возникновения христианства
(см. посты №№ 731-740 энд 757).
Я люблю смотреть фантастические фильмы, только сюжет меня занимает
мало. Я рассматриваю интерьеры, оцениваю общую легенду и медитирую.
Получается как в советских фильмах – заторможенная какофония
сценария, а сквозь актёрский наигрыш проступают черты ушедшей
эпохи: улицы Москвы моего детства, мода родителей, полузабытый
сленг и быт.
Для палеофутурологии большой ценностью обладают фантастические
блокбастеры с продолжением. Например, «Чужой» был снят в 1979 году,
за пять лет до возникновения персональных компьютеров и за
пятнадцать до возникновения интернета. Интересно, как тогда
представляли в самой развитой стране мира электронику будущего.
Причём речь идёт о достаточно грамотных специалистах – декорации к
таким проектам делают за большие деньги большие мастера. Любопытна
также эротика первого «Чужого», почти совсем непонятная
современному зрителю. (Создатель эстетики фильма, – швейцарец
Гигер, – эротический художник). Вторая серия – «Чужие» была снята в
1986, электроника за это время шагнула вперёд, что хорошо видно по
декорациям. По дизайну «будущей» техники достаточно просто
атрибутировать время создания фильма, причём не только исходя из
общего исполнения, но и с учётом моды соответствующей эпохи.
Четвертый фильм (третий выпадает из серии из-за камерности) сделан
в 1997, а «Прометей» в 2012. Это разные компьютерные эпохи и разное
восприятие ожидаемого будущего.
Остановлюсь на некоторых чертах «проекта-2012».
1. Научная фантастика окончательно выродилась в вид фентези.
Современному человеку понятно, что реально никаких космических
полётов не будет, и речь идёт о некоей сказочной вселенной, вроде
Толкиена или античной мифологии. Поэтому из научной фантастики
практически исчезла реальная мотивация действий, социальная сатира
и т.д.
2. Сюжет фильма постепенно становится настолько многовариантным,
что трудно говорить о каком-то связном действии. Речь идёт об общих
декорациях (крайне дорогостоящих) в которых разворачивается
несколько параллельных сюжетных линий. То есть от зрителя всё
больше предполагается как раз галковская медитация – рассматривание
и сопоставление декораций. Постепенно это приведёт к ликвидации
грани между фильмами и играми – уже сейчас «Прометей» перенасыщен
сложными деталями, требующими неспешного «игрового» рассмотрения и
довольно бессмысленными (и слишком затратными) для линейного
фильма.
(Кликабельно.)
3. В «Прометее» продолжена линия антропоидных роботов, характерная
для «Чужих», но только сейчас создан именно тот образ робота, с
которым будет иметь дело человечество в середине 21 века. Люди даже
2000-го года не отдавали себе отчёта в том, а как собственно может
протекать диалог с роботом, как аппарат должен себя ВЕСТИ. Это
всегда были или грубые стилизации, или социальные карикатуры.
Похоже, карикатуру хотели создать и в «Прометее», но культура
интерактивности 2012 года укрупнила образ. Неожиданно для авторов.
Собственно, это главный герой фильма и так сказать
«самопротогонист». Игра Майкла Фассбендера прекрасна, этот
полуирландец-полунемец с огромным удовольствием создал карикатуру
на англичанина (что сделано режиссёром сознательно – киборг в
начале смотрит фильм про Лоуренса Аравийского). Но, в общем, это в
контексте фильма бессмысленная забава. В отличие от робота во
второй серии, где он играет роль социального изгоя, для
кинематографа 80-х вполне накатанную. Это бедный гомосексуалист.
Англичанин в «Прометее» совсем не нужен, разве что в смысле
общеамериканского пинка островному собрату. Но именно герой
Фассбендера делает «Прометей» всё-таки научно-фантастическим
фильмом. Лабуда про космические корабли, бороздящие просторы
большого театра, всерьёз никем не воспринимается. А с роботами
людям вскоре жить и жить.
4. Как я вскользь упомянул выше, секс в 2012 году умер. Сексуальная
революция его десакрализировала, СПИД сделал стрёмным, а интернет
убил. Молодое поколение не понимает, а в чём собственно прикол. В
фильме есть одна сексуальная сцена. Ниггер играет на карликовой
гармошке (для американца символ клоуна) и спрашивает начальницу,
робот она или нет. Начальница (видимо, русская, потому что крючит
человеконенавистнические рожи и пьёт водку) приглашает клоуна к
себе через 10 минут. Это считается вольной шуткой на сексуальную
тему. Большего антиэротизма трудно себе представить.
P.S. В начале фильма понял, почему Дикобраз решил качаться, а в
конце – почему он подарил мне ходули:)
(Кликабельно.)