75

Джастин Коуэн, «Чужое имя»

Искала другую книжку с таким названием, но случайно начала читать эту и прочла до конца. Затрудняюсь определить жанр. Это что-то типа биографии с художественным элементом. Автор из Великобритании описывает историю своей матери.
Я вообще люблю читать про то, как устроен чужой уклад. Мать автора выросла в сиротском приюте, который назывался госпиталем. Там содержались дети, рожденные вне брака.
Автор рассказывает не только о своей матери, но в целом совершает постоянный экскурсы в историю этого приюта, просуществовавшего более двухсот лет. Интересно, что детей брали не у всех женщин, а только у тех, у кого был шанс встать на путь порядочной жизни. То есть отдав ребенка, эти женщины вели приличный образ жизни, и грубо говоря, не были проститутками.
Детям же постоянно внушали, что они — плод греха, и что они должны тяжелым трудом зарабатывать шанс на порядочную жизнь. Мальчики становились моряками, девочки — прислугой. На детях ставили медицинские опыты. Не со зла, а просто потому, что они жили в идеальных для исследований условиях — в одном помещении, с одной пищей, с одинаковым распорядком. Побочные факторы минимизированы. Благодаря этим исследованиям у них была самая передовая медицина.
В чем художественная ценность истории: погружаясь в биографию своей матери, автор начала понимать причины её поведения. Например, мать была отчужденной и холодной. Дочь всегда считала, что она «просто такая», но потом узнала, что начиная с 8 лет её часто запирали в одиночной камере, в темноте, без еды и воды. И поняла, почему она «такая». Почему шила ей уродливые платья, почему любила застолья и много другое. Всё, что для автора выстуало как психологически травмирующий фактор, получило своё объяснение. И позиция выросшей девочки сменилась с «почему она меня наказывала. когда я была не виновата» на «возможно, она тоже не виновата». Если пойти дальше, то никто не виноват, но в данной книге эта мысль не рассматривается. Хватает откровения, что мать не цельнометаллическое изделие, которое добровольно стало таким, а всего лишь маленькая девочка, которой досталась тяжелая судьба.
И вот читала я эту историю и думала вот о чем. Очень любят британцы истории про закрытые школы, академии, колледжи, в которых одни и те же признаки: дедовщина, несправедливость, наказания, злые и глупые учителя, холод, голод, бессмысленность. Даже «Гарри Поттер» несет эти черты. Сначала у них это подхватили американцы, а теперь и мы. Но для англичан эти школы — не вымысел, а реальность. Мы стараемся придумать приют пострашнее — а они реально в них выросли. И современным английским авторам ничего не надо придумывать, они просто берут реалии из своей коллективной памяти. Множество книг написано о закрытых школах для богатых. И это не вымысел, это реальность — знать предпочитала отправлять своих детей в интернаты. В этой книге другая крайность — сиротский приют для отбросов общества. И вся середина — в школах по своему социальному уровню. И неважно, это Итон или госпиталь для подкидышей, там одни и те же правила: холод, голод, наказания, дедовщина (в «Гарри Поттере» холодно в замке, чернила застывают. Почему у волшебников такой трэш? Да потому что автору и в голову не приходит придумать нормальное. уютное здание для учебы, потому что у них это не принято. В Великобритании, кстати, до сих пор нет центрального отопления, а в ванной комнате вообще нет отопления, совсем).
Вспомним нашу «Черную курицу». Там тоже описывается интернат, в котором мальчики получают образования. Но там нет дедовщины, там никого не травят. Там теплые комнаты. И мальчика Алешу наказывают, когда он не выучил урока, когда его подозревают в намеренном небрежении своими обязанностями. Совершенно другая атмосфера в учебном заведении.
В общем, познавательная книжка. Много можно понять о том, как устроен чужой социум.