75 лет вверх ногами
tanjand — 30.10.2022Кажется, что такое можно встретить в анекдотах. Или у прозаика, описавшего эпизод из художественной жизни. Как Аверченко. Ниже есть – можете почитать, получите удовольствие. А сейчас о том, что случилось в немецком музее:
Картина Пита Мондриана 75 лет висела вверх ногами.
Мондриан (1872 —1944) — выдающийся нидерландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма.
Картина 1941 года, представляющая собой сложную переплетающуюся решётку из красных, жёлтых, чёрных и синих клейких лент, впервые была выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1945 году.
С 1980 года и до сих пор картина занимала почётное место в коллекции произведений искусства федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в Дюссельдорфе, ФРГ.
Называется она «Нью-Йорк Сити I».
И вот, однажды историка искусств Сюзанну Мейер-Бюзер озарило.
Она вдруг поняла, что картина должна висеть наоборот.
Культовое произведение просто неправильно повесили после смерти художника.
Правильное положение картины обнаружилось на фотографии мастерской Мондриана
«Натюрморт с кувшином и имбирём I», 1911, Пит Мондриан. Стиль «Кубизм»
А вот обещанное.
Из Аверченко (Ихневмоны). Сюжет прост - журналист приходит на выставку авангардных картин.
И у него происходит разговор с билетером.
«Когда я уходил, билетный контролер с тоской посмотрел на меня и печально спросил:
— Уходите? Погуляли бы еще. Эх, господин! Если бы вы знали, как тут тяжело…
Тяжело? — удивился я. — Почему?
— Нешто ж у нас нет совести или что?! Нешто ж мы можем в глаза смотреть тем, кто сюда приходит? Срамота, да и только… Обрываешь у человека билет, а сам думаешь: и как же ты будешь сейчас меня костить, мил-человек?! И не виноват я, и сам я лицо подневольное, а все на сердце нехорошо… Нешто ж мы не понимаем сами — картина это или што? Обратите ваше внимание, господин… Картина это? Картина?! Разве такое на стенку вешается? Чтоб ты лопнула, проклятая!..
Огорченный контролер размахнулся и ударил ладонью по картине. Она затрещала, покачнулась и с глухим стуком упала на пол.
— А, чтоб вы все попадали, анафемы! Только ладонь из-за тебя краской измазал.
— Вы не так ее вешаете, — сказал я, следя за билетеровыми попытками снова повесить картину. — Раньше этот розовый кружочек был вверху, а теперь он внизу.
Билетер махнул рукой:
— А не все ли равно! Мы их все-то развешивали так, как Бог на душу положит… Багетщик тут у меня был знакомый — багеты им делал, — так приходил, плакался: что я, говорит, с рамами сделаю? Где кольца прилажу, ежели мне неизвестно, где верх, где низ? Уж добрые люди нашлись, присоветовали: делай, говорят, кольца с четырех боков — после разберут!.. Гм… Да где уж тут разобрать!
Я вздохнул:
— До свиданья, голубчик.
— Прощайте, господин. Не поминайте лихом — нету здесь нашей вины ни в чем!..»
Вернемся к Модриану.
Музей боится эту перевешивать картину: «Клейкие ленты уже очень ослаблены и висят на волоске», — сказала Мейер-Бюзер, добавив, что лучше не искушать судьбу и что неправильное положение картины – уже часть её истории.
И да, если судить по язвительным отзывам - кажется, что братья по цеху дружно ее невзлюбили.
Как в этом разобраться?
Вы тоже думаете – какая разница?
Главное, что она не висит лицом к стене.
|
</> |