.

… у Пруста: острое чувство времени, поиски его "воскресения"...
У Набокова литература – это как бы защита от пустоты, "наполняющей"
мир и грозящей, нарастающей, наползающей отовсюду. Так что есть
по-настоящему только то, что создает перо, хотя больше всего являет
оно ту пустоту, на фоне которой создается, "есть" создаваемое
пером. Кроме этой ослепительно отвлеченной точки , на которую
направлено творческое усилие писателя, ничего нет, "безвоздушное
пространство". И созидание потому только подчеркивает, усиливает
пустоту… У Толстого – наоборот. Все описываемое, творимое,
напротив, проявляет – хотя бы и в одной точке – жизнь, мир .
Набоков "подчеркивает" пустоту. Толстой – в одной "точке" всегда
являет связанность всего жизнью…
Толстой, Пруст: творить можно потому, что всё есть.
Набоков: творить можно потому, что ничего нет.
Там – любованье, тут – в конце концов – клевета.
Александр Шмеман. Дневники. Среда, 12 апреля 1978
|
</> |