706 Разрешите взлет... | Проба пера

топ 100 блогов Сообщество «Проба пера»07.04.2012

Сегодня я решила вынести на Ваш суд очень старый рассказ, опубликованный еще в 80-х годах в одном из журналов с авиационной тематикой. Рассказ приводится в СОКРАЩЕННОМ варианте.

 

За окном раннее летнее утро, но оно совсем не радует. Небо заволокли густые серые облака; скучный назойливый дождь барабанит большими прозрачными каплями по стеклу, по асфальту, по траве...


Нелетная погода… Как часто она срывает все планы у летчиков, и как они ждут того ясного солнечного денька, когда, наконец, вздохнув полной грудью, поднимутся ввысь, ощутив снова неповторимое прекрасное чувство полета.


А тогда, в мой самый первый полет, небо было чистым и безоблачным. Я часто вспоминаю тот весенний день. Мы приехали на аэродром в 9 часов утра. Медосмотр, подготовка самолетов, тренаж по вынужденному покиданию самолета с парашютом, разбивка старта… Тогда для нас, спортсменов-первогодков, все было по-настоящему впервые.


В небо поднялся самолет «03», на разведку погоды полетел Командир звена. А погода-то была самая-самая летная. На небе ни облачка, в воздухе почти полный штиль. Трава еще не просохшая от росы, пьянила своим дурманящим запахом. Солнце уже высоко поднялось над горизонтом, улыбалось и радовалось вместе с нами.


На старте командир звена доложил о результатах разведки погоды, дал некоторые наставления, прочитал план на предстоящий летный день. Мне выпало лететь первой. Сердце внутри прыгало от радости и еще какого-то, не бывалого со мной раньше, чувства.


«Ну, что же ты, Светка, ну, что ты как девчонка. Не волнуйся так!» - успокаивала я сама себя.


И вот я уже сижу в кабине самолета. Надела парашют, пристегнула фишку шлемофона. Надо запускать двигатель, но в голове все перемешалось и перепуталось. А инструктор торопит: «Что ты делала на наземной подготовке? Вспоминай быстрее!»


Что же первое? Осмотрелась, подала команду «От Винта!» Сектор газа вперед. Что же дальше? (Мысли путаются).  Пожарный кран, шприц заливки… Инструктор помогает, подсказывает. Но вот двигатель заработал устойчиво, и я вспомнила слова Командира звена, что при работающем двигателе у неопытного летчика первоначально появляется «коэффициент обалдения». Да, это, пожалуй, так. Шум работающего мотора заглушал биение моего сердца.


Инструктор запросил «Вырулить», и через несколько секунд наш самолет выкатил на взлетную полосу. В наушниках слышу: «На предварительном старте проверяем шаг, триммер, осматриваемся. На исполнительном еще раз все проверяем, прожигаем свечи и уже потом запрашиваем «Взлет». Я поворачиваю голову назад и слышу упрек: «Смотреть надо не на меня, а вперед. Сейчас радиообмен я вести буду, а в дальнейшем – сама. Поняла?»


«Поняла» - отвечаю я.


Самолет снова страгивается с места, начинается разбег по взлетной полосе. Наш Як набирает скорость. И уже добрый голос инструктора говорит: «Вот мы и летим».


Как, самолет уже оторвался от земли? Я даже не заметила – так все было плавно.


Неужели лечу!.. Я кручу головой, а внутри все поет. Не раз я, конечно, летала на самолетах, но здесь все иначе, здесь я не пассажир – я летчик, и все эмоции необходимо отодвинуть на последний план. Пытаюсь сконцентрировать мысли – получается плохо…
«Что нужно сделать, чтобы перевести самолет на номинальный режим полета, как уменьшить обороты?»


Номинальный режим – это 2050 оборотов в минуту. Слышу снова строгий голос инструктора: «Что забыла? Шагом винта. Эх ты, матрешка!» Что я могла тогда ответить. Затяжеляю винт до нужных оборотов, немного прибираю наддув. За ручку управления держусь двумя пальчиками. СТОП! Я увидела свое отражение на стекле прибора – выбилась прядь волос. Пытаюсь поправить, чтобы не заметил инструктор. Все тщетно. Чувствую на спине его косой взгляд, а в глазах читаю, что нужно на земле заниматься своей внешностью. В полете ничего не должно мешать и отвлекать, в небе ты управляешь машиной.


Вывозной полет – это облет зон пилотирования, ознакомление с их характерными ориентирами.


Набираем высоту 600 метров, идем в 3 зону. Инструктор объясняет, показывает. Его строгий взгляд сменяется улыбкой.


Я кручу головой по сторонам. Вот здесь озеро, тут дорога, там овраг. Не забыть бы. Как часто бывает – хочется все сразу запомнить и всему научиться. Но полчаса, отведенные нам на этот полет, так быстро пролетели, и снова надо возвращаться на родной аэродром.


«Где аэродром? В какую сторону полетим?» - спрашивает в наушники инструктор.


Пытаюсь сориентироваться. Помню, что на взлетной полосе должно быть желтое пятно. «Вот», - показываю в сторону. Слышу в ответ одобрительный голос инструктора.


Мы снижаемся до высоты 300 метров и снова входим в Круг. У траверза «Т» инструктор запрашивает «Посадку».


«Третий разворот, - объясняет он, - расчетный. От него зависит, какой будет посадка – с недолетом или с перелетом. Поэтому нужно быть внимательнее. А после перехода на планирование необходимо полностью облегчить винт на случай ухода на второй круг. А вот четвертый разворот – это кусочек нисходящей спирали. Он должен быть закончен на высоте не ниже 150 метров. Да это же ты все читала в инструкции!»


Я качаю головой – действительно, я все это уже читала.


«На высоте 50 метров переводим взгляд на землю», - добавляет инструктор.


Я смотрю через боковое стекло вниз. Земля со скоростью приближается, и вот самолет уже летит над посадочной полосой. Еще мгновение, и посадка совершена.


«Ух», - вздыхаю я.


Мы сруливаем с посадочной полосы на стоянку. И через несколько минут я выпархиваю, словно мотылек, из кабины самолета. На меня смотрят с завистью мои друзья, а  я словно бы выросла и стала выше их, ведь я же ЛЕТАЛА!...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Встречались с автоперевозчиками. Они настаивают на том, что номерной знак должен принадлежать не автомобилю, а собственнику. Разделения по регионам быть не должно. Если человек переезжает в другую область, его номера должны сохраняться за ним. ...
Куйбышевский район: Камера на аэропорт: Район жд вокзала Анатолий Шарий: ночной Донецк Бить начали полными пакетами но не 'град', скорее всего 'смерч'. Свольная артиллерия пока молчит. Нас тупо расстреливают... #Горловка — Жур (@BCEX_HET) 11 января 2015 ...
Наклонная крыша из стекловолокна и стеклянный фасад характеризуют проект нью-йоркской студии Diller Scofidio + Renfro, который впервые был официально сфотографирован Иваном Бааном. Дом был построен в 2017 году для основательницы Музея современного искусства Детройта Джули Таубман и ее ...
На одном из вечерних чаев выяснилось, что Игорь достаточно активно использует ИИ для работы (он даже называл, какой, только я не запомнила). Он приспособился проверять у него cover letters редакторам (что-то, что посылают вместе со статьей в журнал). А однажды даже попытался заставить ИИ ...
В ноябре 1961 года 35-летняя королева Елизавета II потрясла мир, станцевав под «хайлайф», популярный в Западной Африке музыкальный жанр, в белых перчатках, тиаре и орденской ленте вместе с 52-летним президентом Ганы Кваме Нкрумой. Пара радостно шутила и танцевала вместе около десяти ...