7 смертных грехов
— 11.03.2010 Семь смертных грехов - сначала их было восемь - на заре христианствасформулировал греческий монах Евагрий Понтийский, перечислив основные
дурные наклонности, свойственные человеку (забавно, что в этом списке
на почетном месте значилось чревоугодие) и неуклонно ведущие его в
преисподнюю. В VI веке Папа Григорий Великий внес в перечень
коррективы, заменив печаль на зависть и соединив гордыню с тщеславием.
В ХVII веке список вновь подвергся изменениям, и меланхолия перестала
считаться грехом - ее место заняла леность. Итак, перед нами «основной
список».
Первый грех: гордыня
Согласно словарю, это существительное женского рода. Синонимы - высокомерие, надменность, самомнение.
Согласно доктрине католической церкви, это - переходящая за все
пределы любовь к самому себе, которая становится выше любви к Богу. Она
противоречит первой заповеди («Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим») и послужила
причиной восстания ангелов и низвержения Люцифера.
Согласно буддийской притче, великий наставник Тофуку заметил, что в
монастыре царит лихорадочное оживление: послушники мечутся из стороны в
сторону, монахи выстроились в ряд, готовясь принять какого-то важного
гостя.
«Что происходит?» - поинтересовался он.
К нему приблизился воин и протянул записку, где было написано:
«Китагаки, губернатор города Киото, только что прибыл к воротам обители
и просит принять его».
«Мне не о чем говорить с этим человеком», - ответил наставник.
Через несколько минут появился сам губернатор, попросил прощения, что-то зачеркнул в записке и вновь вручил ее наставнику.
Там значилось: «Китагаки просит принять его».
«Добро пожаловать!» - ответил Тофуку.
На авианосце «Линкольн» 1 мая 2003 года, когда президент Буш объявил
об окончании крупных военных операций в Ираке, был вывешен транспарант
«Задание выполнено». В тот день количество убитых американских солдат
составило 217 человек. В тот день, когда я пишу эти строки, их число
превысило 2700.
Согласно раввину Адину Штейнзальтцу, «когда кто-либо хочет понять,
кто же он на самом деле, используя второстепенные вещи как степень
сравнения, то находит лишь груду пустых раковин, которые зависят одна
от других и лишь в этом случае обретают смысл».
«Неправильно определять себя как друга такого-то, сына сякого-то,
занимающего такой-то пост, выполняющего такие-то и такие-то
обязанности». Ибо все, что мы сумеем определить подобным способом, есть
лишь грани нас самих - как правило, грани неполные и смутны, как если
бы кто-то пытался бы сделать их видимыми за счет других».
«Единственно возможные отношения - это отношения с Богом, и в этом
случае все начинает обретать значение, а мы открываемся для постижения
высшего смысла».
Согласно Святому Августину, надменность - это не величие, а
чванливость. Надутый спесью кажется великим, но на самом деле это
болезнь.
Советы из книги «Дао Дэ Цзин»:
Лучше не наполнять стакан доверху, чем пытаться пронести его, не расплескав.
Чрезмерно заточенное лезвие становится хрупким.
Когда золото и нефрит заполняют зал, тот, кто владеет ими, не сумеет обеспечить свою безопасность.
Когда богатство и почести приводят к высокомерию, следом непременно придет зло.
Когда мы выполняем нашу работу и имя наше начинает славиться,
мудрость заключается в том, чтобы оставаться в тени до самого окончания
нашего труда.
Второй грех: алчность
Словарь определяет как существительное женского рода. «Стремление
удовлетворить непомерные ненасытные желания». Синонимы: корыстолюбие,
стяжательство, жадность.
Католическая церковь определяет как нарушение десятой заповеди: «Не
желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля
его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого
скота его], ничего, что у ближнего твоего». Склонность или необузданное
желание к наслаждениям или приобретению.
Философ Сенека: бедные хотят чего-нибудь, богатые - многого, алчные же - всего.
История об отцах-пустынниках повествует: «Святой отец, - сказал
послушник настоятелю, - сердце мое полно любовью ко всему миру, душа -
чиста от дьявольских искушений. Что надлежит мне сделать теперь?»
Настоятель попросил, чтобы послушник сопровождал его к тяжелобольному,
которого предстояло соборовать. Утешив по мере сил близких, настоятель
заметил в углу сундук и спросил, что там. «Одежда, - отвечал племянник
болящего. - Одежда, которую мой дядя никогда не носил. Он покупал вещи,
полагая, что выпадет случай надеть то или другое, но в итоге все они
гниют в этом ларе». «Не забывай об этом, - молвил настоятель
послушнику, когда они покинули дом умирающего. - Если в сердце твоем
имеются духовные сокровища, не медли, пускай их в дело. Иначе они
пропадут втуне».
Статья, посвященная финансовому азиатскому кризису 1997 года:
биржевые маклеры покупали и продавали, пребывая в уверенности, что мир
не изменится, а им надо всего лишь усиливать рвение да наблюдать, как
растут их состояния. Они не обращали внимания на то, какой ущерб
причиняют местной (малайзийской) валюте. И вот внезапно 500 млрд.
долларов вышли из обращения. Когда же пришло время объясняться со всеми
теми, кто потерял сбережения, накопленные на протяжении многих лет и
ценой больших жертв, ответ был один: «Рынок виноват». А ведь они-то и
есть рынок.
Смерть и Алчность глядели однажды, как люди, выбиваясь из сил, ищут
алмазы. «Заберу нескольких, - молвила Смерть. - Отдай мне треть этих
людей, и я уйду прочь». «Они принадлежат мне, - ответила Алчность. -
Они - мои рабы. Никого я тебе не отдам». Тогда Смерть дотронулась до
воды своим волшебным посохом и отравила ее. И вскоре все, кто был там,
умерли. «Зачем же ты забрала всех моих рабов?» - вскричала в ярости
Алчность. «Затем, что ты не захотела отдать хоть одного», - ответила
Смерть.
Адольф Гитлер, готовя почву для холокоста, приведшего к гибели 6
млн. евреев, в одной из речей говорил так: «Еврейский народ по своей
неспособности производить является паразитом. Движимые алчностью евреи
используют в своих интересах глупость среднего класса».
Много столетий назад раввин Моше бен Маймон говорил так: «Господь
посылает человеку своих вестников, которые зовутся «недуги».
Божественное Провидение поручило мне заботиться о своем здоровье. Пусть
ежеминутно направляет меня любовь к тому, что я делаю. Пусть никогда
алчность, или властолюбие, или жажда признания не застят мой взор, не
заставят меня забыть, что всякий человек должен стремиться дать другому
самое лучшее, что есть в нем».
Совет, содержащийся в книге «Дао Дэ Цзин»:
Пять цветов слепят глаза человеческие. Пять нот оглушают уши
человеческие. Пять вкусов терзают небо. Скачки и охоты пробуждают в
сердце дикие и неистовые страсти. Блага, которые можно добыть, лишь
преодолев опасные препятствия, чреваты ранами. И потому (...) мудрец
отвергает поверхностное и предпочитает погрузиться вглубь.
Третий смертный грех: похоть
На прошлой неделе «КП» начала публикацию
текстов всемирно известного писателя по поводу семи человеческих
пороков. Сегодня мы продолжаем печатать истории Коэльо о семи смертных
грехах.
Похоть словарь определяет как существительное женского рода. Синонимы: любострастие, блуд, чрезмерная чувственность.
Католическая Церковь определяет как неумеренное стремление к
сексуальному наслаждению. Желания и деяния признаются неумеренными,
когда не согласуются с божественным замыслом, который состоит в
благоприятствовании взаимной любви между супругами и продолжению рода.
Похоть нарушает одну из десяти заповедей («Не прелюбодействуй»).
Генри Киссинджер считает, что нет более сильного возбуждающего средства, чем власть.
Буддийская легенда рассказывает, как Чу и Ву, проведя неделю в
монастыре, где они предавались медитациям, возвращались домой. И по
дороге рассуждали о том, какие искушения одолевают человека.
Подойдя к берегу реки, они увидели красивую женщину, не знавшую, как
перебраться на другой берег. Чу поднял ее на руки и перенес через реку,
после чего продолжил свой путь вместе с Ву.
Спустя небольшое время тот спросил:
- Мы с тобой говорили об искушении, а потом ты взял эту женщину на
руки. И тем самым дал греху возможность проникнуть в твою душу.
- Дорогой мой, - отвечал ему Чу, - я поступил естественно. Встретил
женщину, перенес через стремнину и оставил на другом берегу. А вот ты
продолжаешь нести ее в мыслях своих - и потому находишься ближе ко
греху.
Из дневника проститутки: за час я беру 350 швейцарских франков. Это
- дорого. За вычетом времени, нужного, чтобы раздеться, более или менее
правдиво изобразить какие-то ласки, поговорить о чем-то совершенно
очевидном и одеться, на секс как таковой остается всего одиннадцать
минут.
Одиннадцать минут. Весь мир вращается вокруг того, что длится
всего-навсего одиннадцать минут. И вот ради этих одиннадцати минут в
сутки (при том заведомо не выполнимом условии, что все мужчины
ежедневно занимаются любовью со своими женами) они вступают в брак,
обеспечивают семью, терпят плач младенцев, подыскивают правдоподобные
объяснения, если ненароком вернутся домой позже обычного, глядят на
десятки или сотни женщин, с которыми были бы не прочь прогуляться по
берегу Женевского озера, покупают дорогую одежду себе и еще более
дорогую им, платят проституткам, чтобы компенсировать нехватку - а чего
именно, они и сами не знают, - поддерживают огромную индустрию
косметики, диеты, фитнеса, порнографии и вопреки расхожему мнению в
чисто мужском обществе говорят не о женщинах, а о делах, деньгах,
спорте. Что-то неладно с нашей цивилизацией.
Похоть и цифры (по данным на 2002 год): Уильям Лайон из «Коалиции
Свободной Речи» подсчитал, что в одном только Интернете
порнографические сайты приносят ежегодную прибыль в 10 - 12 млрд.
долларов, что намного превосходит прибыль компании «Майкрософт». В 1999
году Ассоциация продавцов видеопродукции и программного обеспечения
сообщила, что продажа и прокат порнофильмов приносят 4,1 млрд.
долларов, что гораздо больше доходов от самых дорогих голливудских
блокбастеров.
Сказано в книге «Дао Дэ Цзин»: Сохраняй в нерушимом единстве чувствительность души и животное начало плоти.
Умей обуздывать жизненную силу с тем, чтобы снова превратиться в новорожденного младенца.
Когда сможешь отрешиться от таинственных картин своего воображения, то пребудешь незапятнанным.
Очистись и не употребляй силы рассудка, чтобы дать ответ Тайне.
Постижение проникнет в четыре области, но ты все равно не познаешь, что же дает жизнь и поддерживает ее.
То, что дает жизнь, не требует обладания. Благотворит, не ожидая
благодарности. Повелевает, не проявляя властности. Таково то, что
зовется «таинственным качеством».
Четвертый смертный грех: ГНЕВ
function fixTitleWidth () {
obj = document.getElementById('photoimg');
width = obj.clientWidth;
obj2 = document.getElementById('photo-label');
obj2.style.width = width - 20 + 'px';
return;
}
Словарь определяет как существительное мужского рода. Синонимы: ярость, негодование, бешенство, жажда мести.
Католическая Церковь утверждает, что гнев направлен не только на
других, но может обернуться и против того, кто позволил ему пустить
ростки в своей душе, и в этом случае способен привести к самоубийству.
Следует сознавать, что наказание и осуществление его принадлежат
Господу.
В сборнике Verba Seniorum («Слово древних») рассказывается: Два
мудреца жили в одном и том же скиту в пустыне Сахара, и вот один из них
сказал другому: «Давай, что ли, побранимся с тобой, а не то вскорости
перестанем понимать толком, какие страсти нас мучают».
«Я не знаю, как затевать ссору», - ответил второй пустынник.
«Сделаем так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это - мое».
Я же отвечу: «Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и
поругаемся».
Так они и поступили. Один сказал, что миска - его, а другой
возразил. «Не будем терять времени, - сказал тогда первый. - Забирай ее
себе. Ты не слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек
сознает, что обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за
вещей».
Лабораторные исследования, на протяжении шести лет проводимые
Дженис Уильямс среди 13 000 испытуемых, позволили установить, что у
людей в возрасте от 45 до 64 лет, раздражающихся легко и часто, в три
раза выше вероятность инфаркта, чем у тех, кто сохраняет душевное равновесие.
Это происходит потому, что при каждой вспышке Гнева повышается содержание адреналина в крови, что приводит к учащению сердцебиения
и одновременно - к сужению кровеносных сосудов, отчего повышается
артериальное давление. Следствием этого могут стать два болезненных
явления, обычно связанных с инфарктом, - перебои сердечного ритма и
резкое расширение жировых отложений на стенках сосудов. (Источник:
Баллоне Г. Ж. «Ярость и ненависть, негативные эмоции».)
В популярной бразильской песенке говорится: «И покуда еще сердце
бьется, лишь одно в груди моей и есть - месть! Месть! Месть! Всех
святых в свидетели беру я - места на земле ты не найдешь, полетишь, как
перекати-поле, дымом станешь, сгинешь, пропадешь». (Луписинио Родригес.)
Уильям Блейк говорил так: «Я был в гневе на друга и сказал ему об
этом; гнев прошел. Я был в ярости на врага и не сказал ему об этом;
гнев усилился».
Ненависть к чужому (ксенофобия): «Мусульмане проникли во все
западные страны. Кое-кто из этих пришельцев даже способен еще говорить
учтиво в ожидании благоприятного момента, чтобы истребить нас. Нас
уверяют, что события 11 сентября - это столкновение враждебных
цивилизаций. Это ложь: для столкновения двух цивилизаций нужны две
цивилизации, тогда как существует лишь одна - наша. (Из заявления
руководства Датской народной партии - ДНП, - сеющего ненависть и новый фашизм, росту которого ни Европа, ни весь остальной мир не противодействуют.)
Сказано в книге «Дао Дэ Цзин»: Всякое оружие - во зло и не должно
применяться мудрым государем. Он использует их лишь в случае
жесточайшей необходимости. Спокойствие и бездействие придают ему больше
веса и значения; победа, одержанная силой оружия, нежелательна для
него.
Тот, кто считает такую победу необходимой, свидетельствует
непреложно, что находит удовольствие в убийстве других людей и не может
править империей.
Если мы хотим ослабить кого-либо, то должны будем сперва укрепить
его. Если намереваемся низвергнуть кого-либо, то должны сначала
возвысить его. Если замышляем разорить - осыпать его дарами. Вот то,
что может называться тонким расчетом.
И так подчиненные и слабые победят жестоких и сильных.
Контекстная реклама Бегун Нарушения сердцебиения?
Лечение нарушений сердцебиения!
Современная клиника! Опытные врачи!
Контекстная реклама Бегун Тест на инфаркт
Быстрая диагностика инфаркта/микроинфаркта в домашних условиях.
Контекстная реклама Бегун Впервые в России!
Полный список и описание лекарств
в твоём мобильном!