7 самых важных произведений японского искусства
shakko.ru — 04.04.2022
На протяжении тысячелетий изобразительное искусство помогало людям
успокоить взор и душу. Япония -- цивилизация, которая знала в этом
особенный толк, несмотря на маскулинность и милитаризм: именно
здесь создавались те произведения, превзойти изящество которых
невозможно. Вот топ-лист тех из них, которые оказали максимально
сильное влияние на западных художников и зрителей.Кацусика Хокусай. "Большая волна в Канагаве". 1823—1831.
Лист из знаменитой пейзажной серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Это ксилография -- гравюры на дереве, которые выпускались достаточно большим тиражом. Поэтому многие листы этой гравюры отличаются друг от друга по насыщенности и оттенкам. Однако лейтмотив всегда один -- завораживающая, но при этом гибельная спираль всемогущей стихии. (Подробней я рассказывала об этой работе тут).

Кацусика Хокусай. «Сон жены рыбака». 1814.
В то время, как Наполеон шел к своему Ватерлоо, японцы занимались гораздо более полезными для здоровья и нервов вещами. Великий Хокусай, как становится понятно по этим двум листам, одними лишь пейзажами не ограничивался (кстати, если вглядеться, то оказывается, что персонажей на гравюре трое, я вот никогда не замечала этого, наверно потому, что не вглядывалась, не будучи любительницей жанра тентаклей). В 19 веке отпечатки привезли в Европу, и художники (особенно французы и порнографы) были под сильным впечатлением. У Пикассо тоже есть оммаж.
Хиросигэ. «Вечерний дождь в Атаке на Великом
мосту». 1856—1858
Лист из другой знаменитой пейзажной серии -- «Сто знаменитых видов
Эдо», также расходившейся крупными тиражами. Среди больших
поклонников этой графики был, например, ван Гог, копировавший их
прямо "дословно", но только маслом (о чем я подробней
говорила тут). Именно эту страницу из всего многообразия
Хиросигэ я выбрала, поскольку именно по ней
европейцы-импрессионисты учились рисовать потоки дождя (у
академистов и более ранних европейцев с дождем были проблемы, они
его не "видели" и не могли воспроизвести).

Огата Корин. "Ирисы". 1710–1716. Музей Метрополитен
Это парные ширмы, покрытые сусальным золотом. Всего их четыре
штуки: первая пара осталась в Японии и входит в список Национального достояния Японии (как
различать: в ней нет деревянных перил). Вторая пара, написанная
несколько лет спустя для какого-то восхищенного покупателя, попала
в один из главных американских музеев в 1953 году и, став одним из
самых ярких произведений японской коллекции Метрополитена,
разошлась с помощью сувениров в масс-культуре. Даже у меня есть
шарфик.
![]()
Хасэгава Тохаку. "Сосны". Около 1595 года (?). Токийский
национальный музей
Это опять парные ширмы, популярный японский жанр, вместо панно.
Когда речь идет об японском искусстве, помимо его красоты и
совершенства, обычно потрясают еще две чисто фактологические вещи:
как, как они умудрились сохранить столько старинных и хрупких
памятников из столь давних столетий? По сравнению с Западной
Европой, и тем более с Русью -- что в этих регионах сохранилось от
16 века? Отнюдь не такие шедевры тушью на бумаге. Второе потрясение
-- чисто интеллектуальное: как они в столь давние же времена делали
настолько сложные интеллектуально и эстетически вещи? Если
сравнивать с западным искусством, то до такой лаконичности тут
додумаются лишь в конце 19 века (и то благодаря импорту искусства
из Японии), а подняться до таких вершин монохромности и изящного
жеста сумеют лишь в 20 веке.
![]()
![]()
Яёи Кусама (р. 1929). "Тыквы" (начиная с 1970-х годов)
Изображения тыкв работы современной японской художницы Кусамы
сейчас, в XXI веке, являются одними из самых известных произведений
японской культуры. В центре ее картин, как правило,
изображены тыквы, усеянные крупными черными точками в горошек,
которые она называет «сетками бесконечности», этот мотив встречается в ее творчестве уже много
десятилетий. Также тыквы становятся темами ее скульптур и
инсталляций, например, недавно в Нью-Йорке в честь нее заворачивали дома.

Хаяо Миядзаки. "Ходячий замок" (2004)
Произведения режиссера Миядзаки (и, разумеется, всей его команды)
-- это визуальные шедевры, наследующие все главные эстетические
принципы древнего японского искусства. Можно смотреть без звука и
не обращать внимание на сюжет.

***
Какие еще японские произведения искусства, как вы считаете, надо
включить в этот список? Критерии -- не только красота, но и слава,
"влиятельность".
|
|
</> |
Хирургические центры в Москве
Невидимое присутствие Эпштейна
~ Антиблик 10 ~
NEO Scavenger (2014): Человек внезапно смертен
А из нашего окна...
Tenshi трейдер + притча про отца, сына и осла
Бунт очередного клоуна
Без цензуры / Redacted / 2007
1990-е на снимках Игоря Стомахина. 1980-е-1990-е. «Вокруг рока»

