7 мая 2024 года ВТОРНИК Старый стиль 24 апреля – день Иверской иконы Божией

топ 100 блогов von_hoffmann07.05.2024
7 мая 2024 года ВТОРНИК Старый стиль 24 апреля – день Иверской иконы Божией


Во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование) — обретение первообраза в море у горы Афон.

В церковном календаре есть несколько праздников, посвященных Иверской иконе Божьей Матери. Первый установлен в память об ее чудесном обретении монахами святой горы Афон. Произошло это, предположительно, в начале ХI века на следующий день после Пасхи. Верующие вспоминают это событие во вторник Светлой седмицы – недели, следующей сразу за Христовым Воскресением.

Существует несколько версий происхождения Иверского образа. Согласно одной из них, до того, как оказаться на Святой горе он находилась в Иверии (древнем царстве на территории современной Грузии). По другой — был перенесен в Афонский Иверский монастырь из Трапезунда (средневекового государства на северо-востоке Малой Азии).

Третий вариант гласит: икона попала на Афон из Никеи – города, который в наши дни известен как Изник. Согласно этому Сказанию, в правление имп. Феофила (829-842) одна благочестивая вдова хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад.

Юный сын вдовы отправился в Македонию, «еще свободную от нашествия варваров», т. е. арабов, опустошавших малоазийское побережье. Он принял постриг в одном из афонских мон-рей (возможно, в груз. обители Афо) и рассказал братии о происшедшем с иконой. Икона много лет пробыла в море и появилась близ Афона при Павле, «проэстосе лавры Иверов», к-рого еп. Порфирий (Успенский) считал настоятелем обители Афо и современником прп. Евфимия Святогорца. Монахи, увидев в море столп света, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского мон-ря был отшельник прп. Гавриил Иверский, родом грузин, подвизавшийся в летнее время в нагорной келлии, а зимой - на юж. стороне Афона в местности Сисик, находившейся на границе владений мон-рей Ксиропотам и Руссик. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону.

Иверские монахи вместе с Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня (ныне кафизма Пресв. Богородицы Портаитиссы). Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского мон-ря. Однако икона дважды покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресв. Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем мон-ря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница».

Со временем списки Иверской разошлись по всему миру, но сама древняя икона, оказавшись тысячу лет назад на Афоне, никогда больше не покидала остров.

История Иверской иконы оказалась тесно связана с Россией. Первые ее реплики были сделаны на Афоне и присланы в Москву в XVII веке по просьбе будущего патриарха Никона.

``````````````````````````````````````````````````````
Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота.

Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.

На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молченская Софрониева пустынь.

После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.

Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования. В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы.

Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.

``````````````````````````````````````````````````````
Икона написана в 1654 году в городе Шуя Ивановской области иконописцем Герасимом Иконниковым по заказу прихожан Воскресенского храма во избавление от эпидемии чумы. Во время создания образа как списка Смоленской иконы Божией Матери его иконография чудесным образом изменилась. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В 1666—1667 годах сообщения о многочисленных исцелениях от иконы привлекли к себе внимание руководства страны и Церкви, после чего специально созданная церковная комиссия проверила эти сообщения, официально признала икону чудотворной и нарекла её «Шуйско-Смоленской». Она стала главной святыней Воскресенской церкви, вскоре ставшей собором, и города Шуя в целом и приобрела широкую известность в России. С XVII века было создано множество списков иконы, некоторые из которых тоже прославились чудотворениями. С конца 1930-х годов, когда был закрыт Воскресенский собор, местонахождение иконы, официально признанной памятником искусства, остаётся неизвестным.

Особенность, отличающая Шуйско-Смоленскую икону, — характерное положение ручек и ножек Иисуса. Несмотря на нерукотворное происхождение нового образа, его иконография существовала значительно раньше 1654 года. На Руси она была известна с XV—XVI веков. Появившееся в середине XVII века название Шуйско-Смоленской иконы Богоматери сейчас переносится на любые иконы этого извода, в том числе на те, которые были созданы до написания собственно шуйской иконы в 1654 году.

Летом 1654 года из Москвы на почти всю центральную часть страны распространилась одна из страшнейших в истории эпидемия чумы. Народное сознание видело в эпидемии наказание Божие за грехи, и в поисках спасения люди обращались к божественным силам, особенно часто к Богородице. Со вмешательством чудотворных икон Богородицы (Югская, Седмиозерная, Грузинская, Боголюбская, Шуйско-Смоленская и другие) связывают прекращение эпидемии в нескольких городах.

Историю появления святыни описывает литературный памятник XVII века — «Сказание о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказание о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»). В страдающей от чумы Шуе один из прихожан Воскресенского храма (впервые упоминается в 1629 году как весьма бедная деревянная церковь с приделом Николая Чудотворца) предложил ради спасения от мора всем приходом собрать деньги для написания нового списка Смоленской иконы Божией Матери, которая покровительствовала их храму. «Сказание…» так описывает этот момент:

В это смертоносное время одному прихожанину шуйской Воскресенской церкви пришла на ум богоугодная мысль предложить всем прихожанам той церкви написать новую икону Пресвятой Богородицы, которая называется Смоленскою. И вот — в один праздничный день, когда в церкви было великое множество народа, он, по окончании Божественной службы, высказал всем прихожанам свое предложение. Те согласились на него с радостию и тот час же начали разсуждать о том, где бы им для этой цели найти хорошего иконописца и нашли такового в своем городе. То был некий Герасим Тихонов Иконников, которому и повелели писать Смоленскую икону Божией Матери со всяким благоговением и поспешностию. Иконописец сказал им: «я с радостию обещаюсь исполнить ваше поручение, только бы помогла мне Пресвятая Владычица Богородица». И нимало не отлагая времени, он принялся за писание иконы. В продолжение всей недели, в которую писалась святая икона, иереи совершали молебное пение, со всеми прихожанами своими каждый день ходили в церковь Божию ко всякой службе, бодрствовали, постились и молились.

Если к этому времени весть об освобождении Смоленска от поляков уже достигла Шуи, то это могло быть дополнительным поводом к написанию именно Смоленского образа. Герасим Тихонович Иконников был потомственным иконописцем, кисти которого принадлежал, например, местночтимый Владимирский образ Богоматери из села Взорнова близ Шуи (сейчас это часть Шуи). А сама Шуя в XVII веке была одним из местных центров иконописания.

Местное предание, не приведённое в «Сказании…», гласит, что первое чудо иконы произошло ещё на этапе её создания. Герасим нанёс на доску прорись, а наутро обнаружил, что чудесным образом изменилось положение ручек и ножек Иисуса. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но через день вновь обнаружил то же изменение. Иконописец более не осмеливался исправлять образ и объявил горожанам о случившемся как о проявлении Промысла Божия, а поражённый и испуганный народ с благоговением прославлял Бога.

Согласно «Сказанию…», затем иереи и весь церковный причт подняли икону и понесли её из дома иконописца в Воскресенский храм. После того как икону разместили в храме, в местном ряду слева от Царских врат иконостаса, от неё исходило яркое свечение. Кто сколько мог, прихожане приносили деньги на её украшение. В течение нескольких дней с момента принесения иконы в храм люди целыми семьями приходили на каждую службу, истово молились, и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город. По данным краеведа В. А. Борисова, в результате эпидемии погибла почти половина населения города, в том числе Герасим со своей семьёй. Надпись в часовне, построенной в 1655 году в память об эпидемии, указывает, что она продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года. То есть икона была написана в 1654 году. Однако иногда годом создания иконы называется 1655 год.

В 1666 году начались новые чудотворения вокруг иконы. Первое из них произошло в понедельник 16 апреля на Светлой седмице. Оно свершилось над одержимым «нечистым духом» сиротой Иаковом. По его словам, одержимым он стал после того, как нашёл на дороге платок с «калачиком опресночным», который он тут же и съел. Будто бы так на мальчика была наведена порча, и только после молитвы перед Шуйско-Смоленской иконой в храме он получил на глазах у людей исцеление. Вскоре новость о первом чуде распространилась по Шуе и окрестностям, и люди потянулись к иконе в Воскресенский храм. Чудеса были зафиксированы в так называемых «описаниях чудес». Разные списки описаний упоминают от 40 до 85 чудес, начавшихся в 1666 году. Чудеса представляли собой исцеления от болезней глаз, психических и умственных расстройств, от других недугов. Наибольшее число исцелений зафиксировано 28 июля 1666 года (день празднования Смоленской иконы Божией Матери) и в следующий день. По инициативе шуйского духовенства была составлена челобитная царю Алексею Михайловичу, сообщавшая о событиях вокруг иконы, и «чудесем роспись» для руководства Церкви, в которой речь шла уже о 103 чудесах. Челобитная и роспись были доставлены посланниками из Шуи в Москву в октябре 1666 года. Шуйские события заинтересовали руководство страны. Накануне 28 июля 1667 года по указу царя и с благословения патриарха Иоасафа II в Шую прибыла возглавляемая архиепископом Стефаном комиссия из московского и суздальского духовенства для установления подлинности чудес. Из Шуи велась переписка с Москвой, сопровождавшая прославление новой иконы, что зафиксировано в восьми старинных актах. Стефан сообщал патриарху о методах работы комиссии, тщательно изучавшей обстоятельства исцелений. С результатами работы комиссии вскоре ознакомились царь и патриарх.

Возможно, приблизительно в это время было создано похвальное слово иконе («Похвала пренасвятейшей и пречистей приснодеве Богородице Марии на чюдотворную и цельбоносную ея и честную икону Одигитрия, сущия во граде Шуи во храме живоноснаго Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа») — образец богословской риторики конца XVII века, известный по сборнику текстов из библиотеки графа и сенатора Ф. А. Толстого.

Неподтверждённое документально предание гласит, что в 1722 году император Пётр Великий по пути в Персидский поход посетил город Шую, чтобы приложиться к чудотворному образу. Якобы Пётр хотел увезти икону в Санкт-Петербург, но шуяне умолили императора оставить её им. Исцеления от иконы продолжали происходить в XVIII веке, хоть и в меньших количествах. Воскресенский собор несколько раз подвергался пожарам, но икона оставалась цела. Во время эпидемии чумы 1771 года в селе Павлово был создан список Шуйской иконы. После крестного хода с ним вокруг села, как гласит предание, чума от Павлова отступила. Заступничеству иконы приписывают избавление Шуи от эпидемий холеры в 1831 и 1848 годах. Известно, что в 1837 году посещал Шую и прикладывался к иконе будущий император Александр II.

В начале 1922 года советская власть инициировала кампанию по изъятию церковных ценностей. По свидетельству председателя уездной комиссии по изъятию церковных ценностей А. Н. Вицина, 6 марта комиссия застала настоятеля собора, протоиерея Павла Светозарова за работой по снятию с иконы простой серебряной ризы и замене её жемчужной, убранной бриллиантами. На вопрос комиссии о причине таких действий («переодевание» иконы осуществлялось лишь в храмовый праздник) священник «смутился и дал сбивчивый ответ». Видимо, Светозаров хотел показать, что торжественная риза и икона — это целостный памятник искусства и таким образом уберечь ризу от изъятия. Очередной визит комиссии в собор был назначен на 15 марта. В этот день часть особого назначения применила оружие против протестующих верующих, собравшихся возле собора, в результате чего несколько гражданских было убито и ранено, раненые были и со стороны сил властей. Эти события стали известны как Шуйское дело и привлекли к себе внимание высшего руководства РСФСР. 17 марта Светозаров был арестован, а 23 марта происходило изъятие имущества собора. 10 мая участвовавшие в шуйских волнениях Светозаров, палехский священник Иоанн Рождественский и мирянин (бывший большевик) П. И. Языков были расстреляны, несколько человек отправлены в тюрьму. После этих событий икона продолжала оставаться в соборе, но с неё были сняты драгоценные ризы.

Источник: https://vk.com/club188059177?w=wall-188059177_23549


Кнопка
или
7 мая 2024 года ВТОРНИК Старый стиль 24 апреля – день Иверской иконы Божией

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...
Нам часто приходится давать определения разным представлениям, но, давая определения, мы постоянно воспроизводим одну и ту же ошибку, - делаем это бессмысленно, не понимая, зачем существуют определения.   Вот, конкретный пример, - " ВОЛЯ - это то, что я могу применить к чему- или ...
Всегда мечтала написать такой пост! А то всё херы да херы. Мальчики, уходите, вам будет откровенно скучно. Девочки, оставайтесь! Один день бьюти-блоггера проститутки Кэт.) Не, ну а чё? Этот рекламный пост я пишу с большим удовольствием, а всё потому, что сама лично уже пользуюсь тем, про ...
В Дейр-эз-Зоре сейчас идёт эпическая битва с черными боевиками. Аналитики называют её сирийским Сталинградом. Окруженные сирийские солдаты молят о помощи. А российская авиация в самый ответственный момент,  вдруг улетела и начала помогать туркам, которые штурмуют Эль-Баб. ...