ИВАН КУПАЛА (Рождество честного славного Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна).
Еще не вынесли из храмов
Берез зеленые ковры,
А лики в золоченых рамах
К молитвам чутки и добры,
Еще гуляют песнопенья,
Веселым эхом будят сны,
Иван Купала с вожделеньем
Жжет у воды свои костры...
Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник
языческого происхождения у восточных и западных славян. Отмечается
в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине,
Финляндии. Иванов день имеет старинную традицию празднования
практически по всей Европе. Изначально, до распространения
христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22
июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была
приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по
старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна
Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX—XXI веках), так как
православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим
праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию.
Обряды и традиции праздника.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных,
самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё
население, причём традиция требовала активного включения каждого во
все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и
соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Вода
Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня
из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно
было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась
живительными и магическими свойствами.
6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях.
Множество поверий и обрядов связано с баней, да и редкий народный
праздник обходился без нее. Совмещая в себе стихии огня и воды,
баня олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду.
Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники
на весь год. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической
силой, поэтому их использование должно было наделить человека
жизненной силой и здоровьем.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них
плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет
счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли
домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери
сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём
сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры,
устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно
играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую
короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно
активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны,
домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр
обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно
ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли
украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров,
в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные
бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что
совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Папоротник (Щитовник мужской)
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и
предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные
в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их,
считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются
с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы
предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания
любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Иванов день становился
папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С
цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в
полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в
земле они не находились.
Народные поверья и обычаи.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки
с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи,
лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет
сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого
венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого
лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует
класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от
их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и
не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не
воротится.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое
считается целительным средством против разных недугов.
В купальскую ночь деревья переходят с места на место и
разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют
между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются
особой, чудодейственной силой.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы,
вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки
растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что
разговаривают хозяин с хозяйкою.
В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а
утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если
набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник
(подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге,
видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов,
любое желание исполнится.
Трава Иван-да-марья.
Праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. В Литве
он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало
или Купайло.
Автор поста Моисеева Надежда.
|
|
|
|
|
|
|
|