60 лет со дня полета Мушки и Пчелки
andrei_bt — 01.12.2020Создание отечественного пилотируемого космического корабля началось в ОКБ-1 (сегодня РКК «Энергия») по постановлению Правительства от 22 мая 1959 года. Уже через год проектная группа ОКБ-1 под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королева завершила разработку основных систем и агрегатов нового аппарата, а Опытный завод № 88 (теперь ЗАО «ЗЭМ» РКК «Энергия») изготовил первые образцы изделия в кооперации с другими предприятиями ракетно-космической отрасли. Экспериментальные автоматические корабли 1К с биологическими объектами предназначались для испытаний бортового оборудования и радиотехнических средств управления, проверки работоспособности системы жизнеобеспечения и изучения воздействия космических факторов на живые организмы.
Третий корабль-спутник продолжил исследовательскую программу предыдущего полета собак Белки и Стрелки, благополучно вернувшихся на Землю. На этот раз в катапультируемом контейнере находились подопытные собаки Мушка и Пчелка - две самки светлой масти двух и четырех лет от роду, прошедшие комплекс предполетных тренировок в Московском институте медико-биологических проблем. Кроме того, в герметичной кабине корабля размещались клетки с морскими свинками и мышами, колбы с мухами-дрозофилами, ампулы с семенами растений, биологическими тканями и образцами ДНК, бактериальными культурами, вирусами и ферментами. Регистрация физиологических показателей собак в полете обеспечивалась датчиками, информация с которых передавалась на наземные измерительные пункты вместе с телеметрическими данными корабля. Наблюдение за самочувствием и двигательной активностью животных в условиях длительной невесомости проводилось с помощью телевизионной аппаратуры и сенсоров движения.
2 декабря 1960 года на восемнадцатом витке корабль перешел в режим спуска после завершения суточной программы экспериментов. В результате сбоя системы управления тормозного двигателя он оказался на нерасчетной орбите и был автоматически подорван во избежание неконтролируемого приземления вне территории СССР. Несмотря на трагическую гибель четвероногого экипажа, полученные в ходе полета третьего корабля 1К данные вновь подтвердили правильность выбранных технических решений при подготовке пилотируемых космических экспедиций. Программа экспериментальной отработки автоматических кораблей-спутников позволила осуществить 12 апреля 1961 года первый в истории полет человека в космос на борту пилотируемого корабля «Восток».
РКК «Энергия»
|
</> |