55 лет комедии «Девчата»
amarok_man — 07.03.201755 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина с Надеждой Румянцевой и Николаем Рыбниковым в главных ролях. В тот год ее посмотрело 35 млн советских граждан, и до сих пор «Девчата» остаются одним из самых любимых советских фильмов – и не только в России.
В иностранной исследовательской литературе «Девчата»
упоминаются как яркий пример комедии послесталинского периода,
продукт «оттепели». Ведь в этом фильме личные переживания героя
оказываются важнее общественных задач!
«Как и во многих комедиях времен сталинизма, основы
общественных и экономических отношений существующего строя играют
важную роль в идентификации героев, — пишет профессор
Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, исследователь
российской популярной культуры Дэвид МакФадьен в книге, посвященной
советской комедии и Эльдару Рязанову. — Но эта романтическая
история не столько приукрашивает реалии лесозаготовки –
общественного проекта – сколько переписывает ее правила: „Если с
любовью у меня не сложилось, то ничто вообще здесь работать не
будет!“
Поводом для такого анализа автора становится, конечно же,
сцена „бойкота“ Тоси, когда она отказывается выдать в столовой
добавку лесозаготовщикам: „У меня еще целая бригада не
кормлена!“
А вот что пишут о фильме простые пользователи иностранных
ресурсов.
«Я
сразу обратил внимание на наши культурные различия. В начале фильма
Тося появляется в своем новом жилище, которое ей предстоит делить с
другими девушками. Она оглядывается по сторонам и начинает
обустраиваться, достает еду и чай из тумбочки у одной из кроватей и
разводит огонь. И как только она собирается закусить, входят ее
новые сожительницы. Американец во мне заставляет кричать: «Боже, у
нее серьезные проблемы! Как можно рыться в чужих вещах?»
Одна
из женщин, Анфиса (Дружинина), как раз начинает упрекать ее за это.
Тося протестует, вываливая всё из своего рюкзака с криком: «Вот,
пользуйтесь!» Остальные девушки извиняются за Анфису и начинают
расспрашивать Тосю о ее жизни. Они или игнорируют Тосины обиды
(вряд ли), или признают, что все, что у них есть, – общее (скорее
всего). Такая реакция заставила меня встряхнуться: «Это точно не
американское кино!» После того, как я это осознал, просмотр фильма
стал приносить удовольствие».
Gregory Porter.
«Этот
фильм не похож на типичные романтические комедии. Его авторам
удалось избежать слезливой сентиментальности, и в картине можно
найти осторожные намеки на социальную критику. Любовь и замужество
не ставятся во главу угла, а замужняя жизнь – это не „жили долго и
счастливо“. Что касается социальной подоплеки, то, например, Надин
жених Ксан откладывает свадьбу до тех пор, пока у них не будет
своей квартиры. В Советском Союзе многим приходилось часто менять
место жительства, и такое решение было в порядке вещей. Порой люди
откладывали свадьбы на несколько лет из-за случайных решений
местных чиновников».
Bear
Mac Mathun, Австралия.
«Когда
я была маленькой, я видела много советских фильмов. Это было в
конце 70-х и в 80-е, когда Индия дружила с СССР. Одним из фильмов,
который запомнился мне особенно, были „Девчата“. Мне понравилось
абсолютно всё. Это лёгкое, приятное кино, после которого хочется
влюбляться. Оно прекрасно сочетает юмор с романтикой.
Персонажи
в фильме не делятся на исключительно хороших или плохих. Каждый из
них – человек, у каждого есть свои сильные и слабые стороны, каждый
ищет свое счастье. Они способны прощать и идти дальше, ценить те
возможности, которые дает им жизнь. И в конечном итоге добиваться
того, что казалось им недостижимым – путь порой и не без воли
случая.
И
конечно в этом фильме есть Надежда Румянцева в образе Тоси –
настоящий фейерверк эмоций! Её героиня – вспыльчивая, бесстрашная,
и при этом очень романтичная, эмоциональная, с виду легковерная и
наивная – но это впечатление обманчиво. Смотреть на неё – сплошное
удовольствие. Прибавьте к этому то, насколько она живая и
подвижная: она все время скачет, залезает на стулья, несется
куда-то большими шагами."
Комментарии зрителей с иным культурным кодом — бесценны. Они
помогают увидеть произведения, которые мы знаем наизусть, с
непривычной стороны, и лучше понять, что делает тот или иной фильм
действительно вечным.
Награды:
1962 — приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата
(Аргентина) «За лучшее исполнение женской роли» актрисе Надежде
Румянцевой. Зарубежные газеты называли актрису «Чарли Чаплином в
юбке», а итальянцы — «русской Джульеттой Мазиной».
1962 — почётный диплом Эдинбургского международного
кинофестиваля (Шотландия).
1962 — почётный диплом жюри родителей и учеников
Международного фестиваля фильмов для молодёжи в Канне. http://back-in-ussr.com/2017/03/55-let-komedii-devchata.html
|
</> |