5000 по Монголии. День 4. Не доехали до Гурвантэса. Потерялись в песках и

Пожалуй, это был самый тяжёлый день нашего путешествия. Нам нужно было добраться из Баянхонгора в Гурвантэс за световой день, преодолев 420 километров грунтовой дороги неизвестного качества. Google обычно адекватно просчитывает время на проложенный маршрут, навигатор показывал примерно 12,5 часов пути. Теоретически, мы должны были успеть. Но слова «успеть» и «Монголия» — вообще из разных словарей и они несовместимы. В Монголии нельзя куда-то успеть, тут можно только доехать. Поэтому мы понимали всю авантюрность наших планов и были готовы остановиться на ночь посреди нигде.

Плотно позавтракав чем бог послал в отеле Баянхонгора, в 8:30 выехали из города. Немного асфальта в обратном направлении, поворот на неприметную дорогу без указателя, и мы на грунтовке. Сразу началась эта зубодробительная гребёнка, поэтому через километр остановились, чтобы стравить давление в шинах до 1,5-1,8 единиц. После этого машины пошли помягче.
Направление было одно, а дорог множество. Разделяясь, через несколько километров они встречались вновь. Но были и такие, которые уводили куда-то совсем в сторону. Проверять теорию о том, что все дороги в Монголии в любом случае приводят в Улан-Батор, не хотелось, поэтому мы по дикой степи корректировали свой маршрут и возвращались в более подходящую колею.

На горке, что на фото выше, внезапно нарисовался одинокий монумент, стоящий последи степи. Символизирующий силу и ловкость монгольских всадников.

Подъехали к Бунхны-овоо (курган-могила) на развилке дорог, возле которого стоит указатель на Жинст — первый посёлок (сомон) на нашем пути.

Как в сказке: налево пойдёшь — в Уубу[...] баг попадёшь, направо пойдёшь — в Цагаан Ус баг попадёшь, прямо пойдёшь — в Жинст попадёшь. Всё просто.
По дороге останавливаемся, фоткаем пушистых козочек, которые не боятся и позволяют себя тискать.

Где-то недалеко от Жинста встречаем первого живого человека. Останавливаемся, здороваемся. Угощаем конфетами. От сигареты пастух отказался — не курит. Ножовка в руках — чтобы кусты-колючки для костра резать.

Далеко отъехать не получилось, опять останавливаемся. Ну как можно проехать мимо песчаных барханов и не пофоткаться?

Здесь же нашли ещё один овоо и буддийскую ступу возле него. Две веры конкурируют за древнее место силы.

А вот и Жинст — небольшой посёлок на 2000 человек в аймаке Баянхонгор. В переводе на русский, Жинст — «отличный». Судя по вывеске, основан 90 лет назад. Гугл переводит весь текст как «90 лет джинсам». Штош, отлично.

Посёлок не бедный, судя по строениям в нём. Здание администрации больше похоже на дворец бракосочетаний.

Насчитали как минимум 2 отеля. Первый:

Второй вообще оказался пятизвёздочным по меркам этой местности.

Есть приличная АЗС.

Проезжаем Жинст без остановки. Следующий населённый пункт на нашем пути — Богд. До него 24 километра. Нужно просто ехать прямо и никуда не сворачивать.

А вот и сам Богд — посёлок на 2900 жителей.

Во многих дворах традиционное баскетбольное кольцо. Баскетбол так же популярен в Монголии, как крикет в Индии. Играют все.

В Богде тоже есть наша любимая заправка «Петрович», как мы её прозвали.

Форсируем вброд местную речку. Это было не сложно.

После Богда случилось небольшое приключение, которое и не позволило нам доехать в тот день до Гурвантэса.
На нашем пути лежало большое бессточное озеро Орог-Нуур, которое мы решили объехать справа. И где-то выбрали не ту колею, которая завела нас в пески.

Завела и растворилась в них. Куда ехать дальше было не понятно.

Вышли, осмотрелись, поднялись на песчаный бархан.

Ни одной дороги не увидели. Ехать насквозь, углубляясь в пески, было так себе затеей.

И самого озера не было видно (кликайте на панораму для увеличения).

Тогда решили вернуться назад, к тому месту, где произошло разделение дорог. Ехали мы по программе MAPS.ME, которая не особо хорошо справляется в этих местах. В прошлом году камчатские джипперы посоветовали мне приложение Guru maps. По нему мы пробивались к подножью вулкана Шивелуч. Карты в нём более точные в части грунтовок. По Guru и выбрались обратно на большую колею, и дальше уже ехали только по этому приложению. В Guru есть ещё одна полезная функция, которая сильно упрощает перемещение по Монголии. Программа показывает расстояние до ближайшей дороги. Так можно понять, насколько сильно отклоняешься от проложенного маршрута и вовремя его корректировать.

Из-за блужданий в песках потеряли около часа драгоценного времени светового дня.

После озера началась череда горных массивов, которые дорога пробивала насквозь петляющими узкими ущельями.

Ехать стало интереснее :)

Останавливаемся, снимаем сюжеты на квадрик. На выезде из одного ущелья обнаружили на скале большой монгольский символ — соёмбо. Это древний комплексный символ, восходящий к индо-буддийскому наследию. Соёмбо представляет собой композицию в форме колонны, в которой в схематическом виде представлена идея происхождения и действий монгольского народа и государства.

В одном из таких ущелий мы решили остановиться и пообедать. Здесь не так ветрено, можно разжечь газовые горелки и вскипятить воду для дошиков.

На горизонте появился Баянлиг — примерно половина нашего пути в Гурвантэс.

Делаем традиционное фото на въезде.

Баянлиг — посёлок на 3300 жителей. Не думал, что рядом есть что-то интересное, пока не сел писать отчёт :) Оказалось, что совсем рядом с посёлком есть очень крутая пещера Цагаан Агуй. Пещеру исследовали совсем недавно, в 2021 году. Археологам удалось обнаружить в пещере артефакты, охватывающие обширный период от среднего палеолита до Средневековья. Среди находок оказались каменные орудия, бусины из сердолика, фрагмент бересты с надписями на старомонгольском языке, а также фаунистические остатки.
Будете проезжать мимо — не проезжайте мимо :) Чувствую себя этим верблюдом.

В Баянлиге мы пополнили свои запасы топлива, ведь до Гурвантэса населённых пунктов больше не будет. А это 182 километра по каменной пустыни.

На заправке было людно. Кассирша ушла на обед и собрала целую очередь.

Заправились и растворились в бескрайних просторах Гоби... Да, мы зашли в самую северную часть большой пустыни.

Если вы думали, что пустыня — это всегда песок, дюны и верблюды, то с Гоби всё не так. Это каменная пустыня, а песка в ней всего 4%. Поющие пески Хонгорын Элс, где нам нужно будет оказаться уже завтра, и есть большая часть этой песчаной составляющей.
В остальном Гоби выглядит так:

Или так:

Поистине марсианский пейзаж. Минимализм и лаконичность.
Солнце движется к закату, мы не может не остановиться на фотосессию в красивых лучах.

Двигаясь по дорогам Гоби, ощущаешь себя ровером Curiosity, бороздящим просторы Марса.

Естественных источников воды здесь практически нет, а скот всё равно пасётся. Для него делают такие поилки из ёмкостей и разрезанных старых покрышек.

Солнце садится всё ниже. Мы понимаем, что до Гурвантэса нам сегодня уже не добраться.

Но из без Гурвантэса здесь хватает цивилизации. Заночевать можно в любом месте.

Например, рядом с этими пустыми козами :)

Спешка опять не привела ни к чему хорошему — я в очередной раз сбился с пути, свернув не на ту дорогу. Вторая машина шла далеко позади нас, чтобы не глотать пыль, и они выбрали правильный путь. Мы разъехались.
Дорога, по которой поехал я, начала как всегда растворяться в сухом русле реки. Следы предыдущей машины едва угадывались на песке. Я просто ехал так, чтобы Солнце было справа, а горы — прямо. Рация не добивала.
Через несколько минут мы увидели далеко впереди светящийся в закатных лучах шлейф пыли от второго автомобиля. Они обогнали нас по хорошей дороге на несколько километров. Мы поехали уже через дикую пустыню по этому ориентиру, объезжая только крупные кусты колючек.
Вскоре проклюнулся сигнал рации, и мы, наконец, встретились.
Решили доехать до горной гряды и там поискать безветренное место для лагеря. Искали мы его уже практически в темноте, выбирая ровную площадку для палаток в стороне от дороги. Встали в пустом загоне, собранном из больших камней. Скорее всего, это было место под юрту, потому что под ногами было довольно чисто — скот здесь не стоял.

Разбили лагерь в свете фар, разожгли костёр из купленных в Улгий дров, приготовили вкусный ужин, открыли бутылку «Шампанского» в честь удачного завершения сложного и непонятного участка :)

Это был, пожалуй, лучший вечер за всё путешествие. Всё-таки нужно иногда жертвовать комфортом ради романтики ночи под открытым небом с миллиардом звёзд, посреди пустыни.

Справедливости ради стоит заметить, что недалеко от нас стояли 2 юрты с пастухами. Так что полностью уйти от цивилизации в этих краях не получится :)
На утро я запланировал рассветную съёмку. В следующей части покажу, что получилось.
Общий пробег четвёртого дня: 371 км. 12 часов с небольшими остановками.
← День 3. Нашли динозавров и попали в зиму. Узнали, что такое «солиот».
День 5. Из каменной в песчаную пустыню. Добрались до Поющих песков! →
***
Автор: Алексей Мараховец
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!
|
</> |